Биографический очерк. Е.П.Б.

Друзья, если вы не знаете куда разместить вашу тему, то просим вас размещать ее сюда. Так же просим размещать сюда темы, касающиеся искусства, творчества и т. п.
Сергей Можаров
постоянный участник
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 15:20

Биографический очерк. Е.П.Б.

Сообщение Сергей Можаров » 27 апр 2015, 11:47

Приведу лишь краткую выдержку из этой статьи написанной В.П. Желиховской и опубликованная в 1891 году в "Русском обозрении" .

Вот в сокращении письмо Е. П. Блаватской начала семидесятых годов, объясняющее её взгляды на спиритические навождения.
"Чем больше вижу я спиритических сеансов в этой колыбели и рассаднике спиритизма и медиумов, писала она, тем яснее вижу, как они опасны для человечества. Поэты говорят о тонкой перегородке между двумя мирами, - перегородки нет никакой! Слепые люди вообразили какие - то преграды потому, что грубые органы слуха, зрения и ощущений наших не позволяют большинству их проникнуть разность бытия. Впрочем мать природа хорошо сделала, наградив нас грубыми чувствами; иначе индивидуальность и личность (personnalite) человека сделались бы невозможными, потому что тогда мертвое постоянно бы смешивалось с живым и живые люди ассимилировались бы с умершими...Еще если бы вокруг нас существовали однородные духи, полу -духовные отброски смертных, умерших не примирившись с великою необходимостью смерти, можно было бы помириться с неизбежным. Мы не можем, так или иначе совершенно непроизвольно, не отождествляться физически с мертвыми, поглощая составные атомы того, что жило до нас: со всяким дыханием мы вдыхаем их, а выдыхаем то, что питает бесформенные создания, элементы, витающие в воздухе, в ожидании превращения в живых созданий. Это не только процесс физический, но и духовный от части. Впитывая постепенно их мозговые молекулы, меняясь интеллектуальными орами¹ значит мыслями, желаниями, стремлениями, - мы ассимилируем тех, кто нам предшествовал.
"Это перерождение общее человечеству и всему живущему. Натуральный процесс, вытекающий из законов экономии природы...Он объясняет сходства внешние и нравственные...
"...Но есть другой, исключительный закон, который проявляется периодами и спорадически: это закон, как бы искусственный, насильственной ассимиляции. Во время подобных эпидемий царство мертвых вторгается в область живого; хотя к счастью эти отброски его связаны узами былых условий и не могут, по вызовам медиумов, нарушать границ и приделов, в которых действовали и жили... И чем шире открыты им двери, чем сильнее распространена некроматическая зараза, чем дружнее желание медиумов и спиритов распространяют магнетический ток своих призывов, тем более сил и жизненности приобретает наваждение.
Е. П. Блаватская описывала многие сеансы, которым была свидетельница приходя в ужас от своего ясновидения, дававшего ей полную возможность видеть, скрытые от других, подробности "вторжения" этих полчищ бездушных и бессмысленных останков человечества, "сотканных из переживших тела их плотских страстей, дурных помыслов порочных"- по убеждению её
..."Ведь лишь такие земные останки, и не могут следовать за освобожденными душой и духом, этими высшими принципами бытия человеческого! говорит она далее. Часто я с ужасом отвращением наблюдала, как отделялась такая ожившая тень из внутренностей медиума; как, выделялась из его астрального тела, в чужой оболочке называлась якобы своим близким, умиляя их до восторга, заставляя широко открывать сердца и объятия этим теням, которых они искренно считали своими дорогими отцами и братьями, воскресшими для убеждения их в вечной жизни и свидания с ними...А если бы знали они правду! Если бы верили ей!.. Если бы видели, что я часто видела, как уродливое, бесплотное создание иногда набрасывается на кого-либо из присутствующих на этих волхвованиях спиритов. Оно окутывает человека, будто черным савоном и медленно исчезает в нем, словно втянутое в тело его каждым живым порам."
Такими всасывания Е. П. Блаватская и объясняла одержимости, вселения и всякие ненормальные страсти, проявляющиеся часто у детей, у молодых девушек, у людей самых нравственных, но под наитиями свершающих даже преступления.

¹Ора (aura-Limbe) - свет, осеняющий головы всех людей, по мнению теософов. Сияние нравственной атмосферы каждого. У иных оно темней у других чище, а у святых блистает ярко.

#1
Сергей Можаров
постоянный участник
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 15:20

Re: Биографический очерк. Е.П.Б.

Сообщение Сергей Можаров » 27 апр 2015, 12:06

Еще отрывок.

«Она бы все ничего, письма её вообще были бы даже рациональны, если бы, заявив, что сочинение свое она будет писать под руководством или, как она выражалась, под диктовку хозяина и объяснив, что этот пресловутый хозяин-мудрец, очень ученый брамин с дальнего востока, она бы этим удовольствовалась. Но те свойства, которые она придавала ему и на которых настаивала, заявляя этому человеку такое уважение, послушание и покорность, которые граничили с поклонением, меня сбивали с толку!..Она, никому, никогда не покорявшаяся; во всем, от раннего детства поблажавшая одной своей воле, - она вдруг, чуть не в старости, по пятому десятку нашла человека, господина и повелителя, пред волей которого безмолвно склонялась?..Да еще какого человека! Какого-то колдуна, полу-мифического Индуса с берегов Ганга!.. Я ничего не понимала!»

#2
Сергей Можаров
постоянный участник
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 15:20

Re: Биографический очерк. Е.П.Б.

Сообщение Сергей Можаров » 16 май 2015, 16:51

Не стал создавать новую тему, возможно, стоит переименовать эту, к примеру, в «Теософская литература» где можно было бы обсуждать и по возможности делиться найденными или переведенными статьями.
Справедливости ради, следует сказать, что книга «Пять лет Теософии» была переведена и издана небольшим тиражом издательством «Амрита».
Татьяна, а Вы уверены, что книга «FIVE YEARS OF THEOSOPHY» была переведена и издана издательством «Амрита»?
Некоторые теософы говорят, что все статьи из этой книги переведены и вошли в другие сборники, но я в этом не уверена.
Далеко не все статьи переведены. Статьи для книги «FIVE YEARS OF THEOSOPHY» были взяты из пяти первых томов «The Theosophist», под авторством: Godolphin Mitford, DAMODAR K. MAVALANKAR, MOHINI M. CHATTERJI, T. SUBBA ROW, F. HARTMANN…и многих других.
Может быть, вам стоит поискать её в библиотеках Магнитогорска, и отсканировать, если найдёте?
Книга содержит порядка 45 статей, но довольно интересных, так что я бы и сам сделал копии, если они действительно публиковались в «Пять лет Теософии» под издательством «Амрита».

#3
Сергей Можаров
постоянный участник
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 15:20

Re: Биографический очерк. Е.П.Б.

Сообщение Сергей Можаров » 18 май 2015, 15:58

Правда о Е.П. Блаватской (отрывок)

Во время одного из представлений в театральном фойе Дрюри -Лена, зашла речь о русских делах и русских людях в таком тоне, которого ни один истинно русский не мог бы вынести. Один тучный лорд (разумеется из тех, кто не нюхал пороха в Севастополе) кричал и ругался, - буквально ругался громче всех. Е. П. встала и заявила ему, что она русская и во имя своей национальности просит его замолчать. Лорд отвечал дерзостью. Е. П. обратилась к своим соседям - англичанам и прося их вступиться за её права, как русской женщины и гостьи в Англии. Несколько голосов поднялось за неё, другие против. Последние осилили и подстрекаемый ими, обозленный лорд заговорил ещё резче и громче. Тогда Блаватская еще раз, вся бледная от негодования, громко заявила, что он делает подлость, ругаясь издали над врагами, которых не знает, а потому и судить не может о их храбрости и достоинствах; что если никто не заставит его замолчать, то она сумеет сама заступиться за своих и не позволит ему продолжать клеветать на русских.
"Каким это способом? глумясь спросил англичанин. Неужели ваши аргументы сильнее оружия сотен тысяч русских войск?.. Интересно бы было познакомиться с ними...
"А я вам не советую этого, ради собственной вашей безопасности... Я сама не знаю как, но повторяю: замолчите или я заставлю вас замолчать!
Тучный лорд расхохотался.
"В таком случае, сказал он, я засвидетельствую, что русские женщины храбрее русских солдат, которые, не рассуждая, всюду бегут от наших войск"...
Он не успел докончить: тяжелый канделябр со всеми свечами просвистев в воздухе, ударил прямо в голову оскорбителя...Лорд упал обливаясь кровью.
Суматоха поднялась невообразимая. Его вынесли замертво, началось судебное дело. К чести англичан, надо сказать, что судьи, приняв во внимание все обстоятельства дела, были на стороне женщины, оскорбленной в самых законных и священных её чувствах. Блаватскую, как бы в насмешку над лордом - богачом, приговорили заплатить ему за обиду...пять фунтов стерлингов!.. Е. П. при этом не воздержалась от фарса: она публично, на суде, подала десять фунтов: "впредь"... за могущую произойти между ними вторичную встречу, весело пояснила она искренне расхохотавшейся публике.

#4
Сергей Можаров
постоянный участник
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 15:20

Re: Биографический очерк. Е.П.Б.

Сообщение Сергей Можаров » 12 июл 2015, 18:41

...Таким образом, манас является связующим звеном и посредником между животной природой человека, которую он старается подчинить себе высшим разумом, и божественной, духовной природой, к которой он начинает тяготеть, как только одержит победу в борьбе с внутреннем зверем. Этот зверь, подвластная инстинктам животная душа, представляет из себя парник, где произрастают те самые страсти, которые, как было указано выше, неосторожные энтузиасты оккультизма находят излишним убивать, полагая, что их можно убаюкать и скрыть в груди. Неужели они, в самом деле, надеяться превратить мутный поток животных страстей в хрустальные воды духовной жизни? И куда, на какую нейтральную полосу человеческой природы можно их загнать, чтобы сделать их безвредными? Такие бешеные страсти, как любовь и сладострастие, все еще живы, им разрешается оставаться в том месте, где они зародились, - в животной душе, ибо нет места для такого рода постояльцев ни в высшей части манаса, ни в низшей, хотя такое соседство не может не наложить на него известного отпечатка.
Высшему Я - духу также невозможно ассимилировать себе такие чувства, как вода не может смешаться с маслом или неочищенным жидким салом...
...Человек, предающийся чувственным наслаждениям, хотя бы только в воображении, тотчас лишается дара духовного распознавания; он уже не в состоянии отличить голоса Учителя от голоса собственных страстей, или даже принимает за него голос последователя левого, широкого пути; он не видит, где добро, где зло; не различает здравую этику от хитроумной казуистики...
Но когда власть страстей совершенно сокрушена, когда они окончательно раздавлены и уничтожены непреклонной волей, когда не только умерли все земные желания и вожделения плоти, но убито безвозвратно и само утверждение личного Я, следствии чего сила сопротивления астрального человека доведена до нуля, тогда, и только тогда, может иметь место слияние низшего Я с высшим.
Когда астральное тело - не больше как отражение побежденного человека, отражение полной жизни, но очищенной от себялюбивых желаний личности, тогда божественное Я может отвечать на вибрации, исходящие из противоположных полюсов человеческого существа - преображенного материального человека и вечно - чистой духовной души - и жить в полной, сознательной гармонии с ними. Тогда только может манас предстать пред Учителем, Христом гностиков, с которым он навеки слился и в сущность которого погрузился...
L'occultisme et les arts occultes, par H. P. Blawatsky.

#5
Сергей Можаров
постоянный участник
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 15:20

Биографический очерк. Е.П.Б.

Сообщение Сергей Можаров » 21 окт 2015, 14:39

«Ну Вера, верь мне или не верь, но со мною творятся волшебства! Ты не можешь представить в каком очарованном мире картин и видений я живу! Пишу Изиду, − не пишу, скорее списываю и рисую то, что она сама мне показывает. Ну право же мне кажется. Что сама древняя красавица-богиня водит меня за собой по всем тем странам прошедших веков, которые я должна описать. Я сижу с открытыми глазами; все кажется, вижу и слышу вокруг настоящее, действительное, но вместе с тем вижу и слышу то, что пишу. У меня дыхание захватывает! Я боюсь шевельнуться, чтобы не нарушить очарования… Медленно выплывают и проходят предо мною, как в волшебной панораме, века за веками, образы за образами, а я их мысленно соединяю, складывая в уме своем эпохи и года, и верно знаю, что ошибки быть не может. Расы и нации, страны и города, давно исчезнувшие во мраке доисторического прошлого, выясняются, исчезают, давая место другим и тогда мне называют последовательные годы. Седая древность заменяется историческими периодами; мифы объясняют событиями и лицами действительно существовавшими; и всякое сколько-нибудь замечательное событие, − каждый перевернутый лист этой расцвеченной книги жизни запечатлевается в мозгу с фотографическою верностью. Мои соображения и выкладки мне представляются потом как те отдельные цветные кусочки разных форм, в игре, называемой casse-tête. Я тоже собираю и подбираю их один к одному и в конце всегда выходит нечто геометрически верное… Уж разумеется не я это делаю, а мое ego, высший принцип живущий во мне; да и то с помощью моего Гуру-учителя, который во всем мне помогает. Если я забываю что-либо, мне стоит мысленно обратится к нему или другому такому же, как он, и пред моими глазами вновь возникает забытое, иногда проходят таблицы чисел, длинные списки событий. Они все помнят! Все знают… Без них-откуда бы взялись мои знания?»

«Русское обозрение» Ноябрь 1891 г. стр.274

#6
Сергей Можаров
постоянный участник
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 15:20

Биографический очерк. Е.П.Б.

Сообщение Сергей Можаров » 21 окт 2015, 15:19

«Раз ночью сидел я в своей комнате, глубоко погруженный в размышления: не есть ли все проповедуемое философией таинственного Востока−преувеличением?.. Быть-может все эти чудеса раздвоений человеческого бытия, все эти явления астральных тел, живых созданий,−суть лишь фантазии? Плоды разгоряченного воображения лиц, преданных до ослепления вере в могущество Махатм?.. И вот, отчаянно помышляя, что и в этом я могу ошибиться, я принялся желать,−всем сердцем, всею силой моей воли,−чтобы мне было доказано могущество их! Их действительное участие в последователях, готовых отдать им всю свою жизнь, всю душу!.. И я увидел его!»
О чем они беседовали, президент Теософического общества не рассказал нам, но на мое замечание: не сон ли то был?.. Не заснул ли он среди своих размышлений?.. Он нас всех поразил ответом:
− Нет! Я имею на то доказательства: вот, что он дал мне,−с чем я всю жизнь не расстанусь!
Он поспешно вынул из грудного кармана портфель, а из него, завернутый в тонкую бумагу, белый кашемировый шитый золотом шарф.
−Я сам боялся, что сочту это после сном и умолял его мне что-нибудь оставить в память. Он снял со своего тюрбана вот это, сделал несколько пасов над ним, чтобы материя не разинтегрировалась впоследствии, и передал мне.

«Русское обозрение» Ноябрь 1891 г. стр.272

#7
Владимир
постоянный участник
Сообщения: 1669
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 16:25
Откуда: Смоленск

Биографический очерк. Е.П.Б.

Сообщение Владимир » 21 окт 2015, 16:23

[ref]Сергей Можаров[/ref], Спасибо, но где Вы взяли это?

#8
Сергей Можаров
постоянный участник
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 15:20

Биографический очерк. Е.П.Б.

Сообщение Сергей Можаров » 21 окт 2015, 16:33

Владимир, я же указал источник.

#9
Сергей Можаров
постоянный участник
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 15:20

Биографический очерк. Е.П.Б.

Сообщение Сергей Можаров » 21 окт 2015, 16:35

Последняя русско-турецкая война застала г-жу Блаватскую еще в Америке. В самый разгар ее она почти оставила все другие занятия, посвятив все свое время горячей борьбе с литературными врагами России. Она давала такие сильные отпоры почти на каждую злую выходку журналистов против русских, что местные сторонники наших врагов почти умолкли в Нью-Йорке. «Tribune», «Sun», и «Daily Times» были главными органами Е.П. Она так зло и остроумно казнила клеветников, что они признали не безопасным возбуждать гнев этой «русской американки». Аристарх-Бей, тогдашний турецкий консул в Вашингтоне, руководствуясь корреспонденцией из Турции, страдающими как географическими, так и численными промахами, напечатал резкое обвинение против русских за их якобы жестокости, учиняемые в Малой Азии. Е.П., пользуясь этими промахами, отщелкала консула в газ. «Sun» на столько, что он признал за нужное явиться к ней лично и, ссылаясь на недоразумение, отказался от всего им написанного. Этот эпизод произвел сильное впечатление в Нью-Йорке.
Были у нее также выдающиеся препирательства с папским нунцием, за ее статьи против католического духовенства и особенно против папы в то время, когда он служил «Те-Деумы» за процветание Турции и успех турецкого оружия.
Как некогда в Лондоне она одна отстаивала честь России в толпе англичан, так и теперь, она безбоязненно говорила, писала и клеймила врагов наших. В пылу негодования и патриотических чувств своих она забыла свою экспатриацию, свое американское гражданство и свои теософские интересы и лишь задалась одной целью: высоко и твердо держать свое русское знамя!

Правда о Е.П. Блаватской. Я.И. Израэльсон Ребус. – Москва, 1883 г. №48 стр.438
Последний раз редактировалось Сергей Можаров 21 окт 2015, 16:39, всего редактировалось 1 раз.

#10
Владимир
постоянный участник
Сообщения: 1669
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 16:25
Откуда: Смоленск

Биографический очерк. Е.П.Б.

Сообщение Владимир » 21 окт 2015, 16:37

[ref]Сергей Можаров[/ref], Это бумажное издание или электронное? Если электронное, то дайте ссылку пожалуйста.

#11
Сергей Можаров
постоянный участник
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 15:20

Биографический очерк. Е.П.Б.

Сообщение Сергей Можаров » 21 окт 2015, 16:56


#12
Аватара пользователя
Наталья Кожанова
администратор
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 30 окт 2014, 12:20
Откуда: Кемерово

Биографический очерк. Е.П.Б.

Сообщение Наталья Кожанова » 21 окт 2015, 17:01

Сергей, это же ссылка на главную страницу теопедии... надо бы конкретнее.
"Отвечайте всегда только добром, только так можно сделать этот мир лучше. Отвечайте добром или не отвечайте никак. Если вы отвечаете злом на зло, то зла становится больше." - (Будда Шакьямуни)

#13
Сергей Можаров
постоянный участник
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 15:20

Биографический очерк. Е.П.Б.

Сообщение Сергей Можаров » 21 окт 2015, 17:14

Наталья Кожанова писал(а):Сергей, это же ссылка на главную страницу теопедии... надо бы конкретнее.
Наталья, я часто сталкиваюсь с пренебрежительным отношением к проекту Павла. Даже "великий разоблачитель" не побрезговал привести небольшой очерк на ПТС, который тоже был взят с Теопедии.
Поэтому никаких уточнений я давать не хочу.

#14
Владимир
постоянный участник
Сообщения: 1669
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 16:25
Откуда: Смоленск

Биографический очерк. Е.П.Б.

Сообщение Владимир » 21 окт 2015, 17:33

[ref]Сергей Можаров[/ref], Ну что сказать, спасибо. Только реакция у Вас странная. Всего-то дать прямую ссылку.
Простите если обидел Вас.
А великий разоблачитель, это слово из четырёх букв?

#15
Аватара пользователя
Наталья Кожанова
администратор
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 30 окт 2014, 12:20
Откуда: Кемерово

Биографический очерк. Е.П.Б.

Сообщение Наталья Кожанова » 21 окт 2015, 17:47

Владимир писал(а): А великий разоблачитель, это слово из четырёх букв?
Как бы Вы не старались не называть его прямо, он всё равно Вас будет разоблачать на том форуме :btw

Сереж, извиняюсь за уклонение от темы в Вашей теме. Больше не буду :stop И других прошу не продолжать
"Отвечайте всегда только добром, только так можно сделать этот мир лучше. Отвечайте добром или не отвечайте никак. Если вы отвечаете злом на зло, то зла становится больше." - (Будда Шакьямуни)

#16
Аватара пользователя
Константин Зайцев
администратор
Сообщения: 1876
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 03:00
Откуда: Москва
Флаг: Russia
Контактная информация:

Биографический очерк. Е.П.Б.

Сообщение Константин Зайцев » 22 окт 2015, 01:01

Ещё подобное изложение есть вот здесь: http://www.theosophy.ru/olcott-m.htm

Кстати а сам биографический очерк в текстовом виде тоже у нас выложен: http://www.theosophy.ru/lib/hpb-och.htm
Теория — кум практики

#17
Андрей Шушаков
постоянный участник
Сообщения: 310
Зарегистрирован: 14 июн 2015, 08:14
Откуда: город Хабаровск

Биографический очерк. Е.П.Б.

Сообщение Андрей Шушаков » 29 ноя 2015, 12:04

А не подскажите какие языки знала ЕПБ ?
В ее биографии я находил только то, что она в молодости учила английский, французский и испанский. Однако, она несомненно знала большее количество языков.

#18
Аватара пользователя
Константин Зайцев
администратор
Сообщения: 1876
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 03:00
Откуда: Москва
Флаг: Russia
Контактная информация:

Биографический очерк. Е.П.Б.

Сообщение Константин Зайцев » 29 ноя 2015, 12:25

Ещё она знала арабский язык.
Теория — кум практики

#19
Аватара пользователя
Лариса Белоусова
участник
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 17 ноя 2014, 03:36
Откуда: Юрга (Кемеровская обл.)

Биографический очерк. Е.П.Б.

Сообщение Лариса Белоусова » 29 ноя 2015, 15:04

Биографический очерк ЕПБ. @}->-- http://vk.com/docs?oid=-86955459

#20
Сергей Можаров
постоянный участник
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 15:20

Биографический очерк. Е.П.Б.

Сообщение Сергей Можаров » 11 дек 2015, 22:49

23 мая утром, мы снова все вместе находились в приемной, в следующем составе. У стола в середине комнаты сидели m-me de Morsier, толкуя с секретарем Джеджем и с брамином Могини (главным проповедником теософических убеждений, а также и учителем для желающих познакомится с доктринами буддизма) о делах общества, подписывая разные бумаги, дипломы вновь поступивших членов и пр. Направо от них сидела Е. П. Блаватская со своей сестрой; а на лево, в двух шагах от стола полковник Олькот разговаривал с нашим известным писателем, Всеволодом Сергеевичем Соловьевым о действии на него магнетизма, которым почтенный президент теософов лечил его уже несколько дней. По обыкновению, в урочный час внесли письма и между прочим одно на имя Н. А. Фадеевой – тетки г-жи Блаватской, гостившей у нее.
Г-жа Блаватская взяла письмо и назвав особу, его писавшую (что было не трудно, так как рука на адресе была хорошо знакома ей сестре ее), сказала:
- Хотелось-бы мне знать, что она пишет?
- Что-ж! Это вам не трудно: прочтите, - сквозь конверт, сказали ей.
- Попробую! И с этим словом она приложила запечатанное письмо ко лбу.
Кругом шли громкие разговоры по-английски и по-французски; но не смотря на шум, г-жа Блаватская почти в туже минуту заговорила, рассказывая сестре по-русски то что она мыслью читала в письме. Тогда сестра ее обратила всеобщее внимание на то, что она делала и подав ей листок бумаги, просила ее записывать, вкратце; содержание письма.
- А! Ты мне не веришь! Засмеялась Елена Петровна. Хорошо!
И держа левую руку вместе на запечатанном письме и на поданном ей листке бумаги, она, правой, начала быстро писать на последнем, попавшемся под руку цветным карандашом, синим с одного конца, а с другого красным. Разумеется, все обратили внимание на происходящее, в особенности В. С. Соловьев, прислушиваясь к тому, что громко сама себе диктовала его соотечественница, духовным оком читая и переписывая русское письмо.
Блаватская кончила словами:
«Кланяйся Елене Петровне!!»
- Это вздор! Прервала ее сестра: таких церемонных приветствий тебе там наверное нет!
- Нет есть! И чтоб тебе доказать, что я читаю не смысл, а подлинные фразы письма, я несколько его фраз передала подстрочно, в тех-же словах, твердо отвечала Блаватская. Она подписала свое писанье именем писавшей письмо действительное; перевернула карандаш концом книзу, подчеркнула им свое имя в словах «кланяйся Елене» и в туже секунду сделала внизу на своем клочке бумаги под именем писавшей настоящее письмо, теософическую, шестиугольную звезду, прибавив громко с силой непоколебимой воли:
- Хочу, чтобы эти красные знаки отсюда перешли в письмо, на те-же места его!
И, энергически ударив рукой по запечатанному посланию, она перебросила его обратно своей сестре со словами:
- Tiens! C'est fait… (Возьми! Сделано!)…
Все происшедшее, равно как и содержание того, что Елена Петровна написала, было переведено не понимавшим по-русски. Письмо немедленно передано по принадлежности и когда г-жа Фадеева его распечатала, содержание его оказалось совершенно таким, каким его передала г-жа Блаватская; некоторые фразы были даже составлены в тех-же выражениях; а в словах: «Кланяйся Елене Петровне» имя ее было подчеркнуто красным карандашом, а ниже подписи стояла красная, шестиугольная звезда! И даже росчерк от ее карандаша, на клочке бумаги, был воспроизведен с точностью фотографического снимка…
Изумительный факт этот тотчас был изложен письменно, засвидетельствован подписями всех присутствующих и находится в руках пишущей эти строки.

"Ребус" 1884 г. №28 стр.265

#21
Сергей Можаров
постоянный участник
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 15:20

Биографический очерк. Е.П.Б.

Сообщение Сергей Можаров » 03 янв 2016, 21:13

Замечания Н.В. Брусиловой(1) по поводу статьи А. Тырковой.
Октябрь 1933.

Прилагая статью(2) Ариадны Тырковой(3) по поводу смерти А.Безант(4), хочется сказать несколько слов для моих воспоминаний по тому же вопросу. Статья эта написана довольно справедливо и объективно. Но и в ней слегка заметно присущее всем русским свойство преклоняться перед всем иностранным и хулить свое русское. Признавая Е. П. Блаватскую(5) «яркой и сильной личностью», оставившей след в умах людей, блестяще написанные книги, созданное ею Теософическое О-во(6)» и т.д. Не следовало-бы автору статьи, Г-же Тырковой, по общим отзывам умной и сердечной русской женщине, вспоминать то нелестное что слышала она когда-то и по-видимому не вполне усвоила. Слова: «Ее разоблачил Вл. Соловьев», нам с сестрой(7), племянницам Е.П. Блаватской, было грустно прочесть. Не Владимир(8) Соловьев-философ, а брат его романист Всеволод(9), чернил и клеветал на Е.П. Блаватскую. Он сам был разоблачен своим памфлетом «Современная Жрица Изиды»(10), ибо показал себя с очень некрасивой стороны. Владимир Сергеевич Соловьев выражал сочувствие моей матери по этому поводу и говорил в Петербурге многим: «Мне стыдно за брата.» Он ведь, как и вся семья Соловьевых, отдалился от Всеволода Сергеевича еще раньше. Очевидно, некрасивые его поступки были не только относительно одной Блаватской. Кстати, Тыркова, как и Сергей Юльевич Витте(11), написавший в своих воспоминаниях много чепухи о своей двоюродной сестре, неправильно писал фамилию ее, она не Блавацкая, а Блаватская. Теперь, в 1933 году мало осталось людей, помнящих эту громкую некрасивую историю. Мы с сестрой, Еленой Владимировной Желиховской, да Василий Иванович Немирович-Данченко(12), который и принес нам № газеты «Сегодня»(13), издающейся в Риге, где напечатана статья Тырковой, за что я очень ему благодарна. У нас сохранилось его письмо того времени, в котором он писал моей матери /Вере Петровне Желиховской/ выражая свое негодование по адресу Всеволода Сергеевича. Все документы по этому делу, как и письмо В.И. Немировича-Данченко у нас сохранены. Соловьевская история наделала много шума в то время. Мать моя написала в ответ ему брошюру «Современный жрец истины». Виктор Петрович Буренин(14) в «Новом Времени»(15) напечатал большой фельетон, в котором блестяще, беспощадно раскритиковал Всеволода Сергеевича Соловьева, можно сказать отхлестал его за его роль около, тогда уже покойной, Елены Петровны Блаватской. Все это «дела давно минувших дней», но статья г-жи Тырковой всколыхнула в моей памяти эту печальную историю, настолько сильно отозвавшуюся на здоровье моей матери, что она вскоре после этого умерла. И так, не следовало-бы г-же Тырковой, восхваляя англичанку Анни Безант, набросить тень на память русской женщины выражением «разоблачил» Соловьев, да еще Владимир, авторитет которого в умах русских людей несравненно выше памяти писателя-романиста, брата его Всеволода. И это мне обидно. Хотя, прожив долгую жизнь, мне следовало-бы привыкнуть к людской неправде и легендам, совершенно искажающим образ того или другого человека, чем-либо выдвинувшимся выше толпы. Г-жа Тыркова говорит в своей статье о том, будто Е.П. Блаватская сражалась в войсках Гарибальди(16), это не верно: может быть она и была в то время в Италии; жизнь ее в молодых годах действительно была очень разнообразная, даже можно согласится с выражением «бурная», но в войсках Гарибальди она не сражалась. Г-жа Тыркова видимо была неверно осведомлена: роман с Гарибальди и участие в его войсках были у другой замечательной русской женщины умницы и красавицы, Александры Николаевны Тюфяевой-Толиверовой(17), которая настолько любила всякие подвиги, что будучи уже пожилой женщиной, умудрилась выйти замуж за молодого казака Пешкова(18), прославившегося тем, что он приехал из Сибири в Петербург в назначенное время на маленькой хунхузской лошадке, которая при том совершенно не похудела, сделав такой из ряду вон выходивший рейд. Его тогда в Петербурге очень чествовали. Во всяком случаи, спасибо Тырковой за справедливые ее слова о сестре нашей матери Елене Петровне Блаватской, о книгах ее, о теософическом деле ее, которое она создала. Ей принадлежало поместье «Адьяр» в Индии, которое она еще при жизни своей передала Теософическому-Обществу. Об этом мало кто знает. Умерла Е.П. Блаватская буквально нищей, ибо все свои труды, все знания завещала Обществу и через него человечеству, во имя и на пользу которого работала всю жизнь, и за что люди на перегонки старались на нее клеветать. Г-жа Тыркова права: Е.П. Блаватская унесла с собой в могилу многое, чего люди не поняли. Должно быть не пришло еще время для этого.
Спасибо также и Анне Безант так красноречиво и талантливо изложившей в своих произведениях все то, чему научилась, что слышала от Е.П. Блаватской. Чтобы воспринять, понять и воодушевиться всеми этими, не от мира сего, вопросами, нужно было быть самой исключительно умной, замечательной женщиной.
Н.В. Брусилова.
Прага.


Сноски
1. Надежда Владимировна Брусилова (1864–1938) – писательница, дочь В.П.Желиховской, жена генерала А.А.Брусилова.
2. Статья Тырковой Ариадны «Анна Безант и Елена Блаватская» напечатанная в газете «Сегодня» (Рига) в октябре 1933 г.
3. Ариадна Владимировна Тыркова-Вильямс (13 (26) ноября 1869, Санкт-Петербург — 12 января 1962, Вашингтон) — деятель русской дореволюционной либеральной оппозиции, член ЦК Конституционно-демократической партии, писатель и критик.
4. Анни Безант (англ. Annie Besant, урождённая Вуд (англ. Wood), 1 октября 1847, Клэпхэм (англ.)русск., Лондон — 20 сентября 1933, Адьяр, Индия) — известный теософ, президент Теософического общества (с 1908 г.), борец за права женщин, писатель и оратор, сторонница независимости Ирландии и Индии.
5. Еле́на Петро́вна Блава́тская (урождённая Ган, нем. von Hahn; 31 июля [12 августа] 1831, Екатеринослав, Российская империя — 26 апреля [8 мая] 1891, Лондон, Англия — русская дворянка, гражданка США. В 1875 году в Нью-Йорке вместе с полковником Г. С. Олкоттом и адвокатом У. К. Джаджем основала Теософское общество.
6. Теософское общество (самоназвание — Теософическое общество; англ. Theosophical Society от theosophy — теософия) — международная общественная организация. Общество было основано 17 ноября 1875 года в Нью-Йорке Еленой Петровной Блаватской, полковником Генри Олкоттом и У. К. Джаджем (William Quan Judge).
7. Елена Владимировна Желиховская (1874-1949) – дочь В.П.Желиховской.
8. Влади́мир Серге́евич Соловьёв (16 [28] января 1853, Москва — 31 июля [13 августа] 1900, имение Узкое, Московская губерния) — русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов — А. Белого, А. Блока и др.
9. Всеволод Сергеевич Соловьёв (1 января (13) 1849, Москва — 20 октября (2 ноября) 1903, там же) — русский романист, автор клеветнической книги о Е.П. Блаватской.
10. «Современная жрица Изиды» Вс. С.Соловьева, клеветническая книга о Елене Петровне Блаватской была опубликована в «Русском вестнике» в 1892 г. Русский вестник, 1892, №2–5, 9–12.
11. Граф (1905) Серге́й Ю́льевич Ви́тте (17 [29] июня 1849, Тифлис — 28 февраля [13 марта] 1915, Петроград) — русский государственный деятель, министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892—1903), председатель Комитета министров (1903—06), председатель Совета министров (1905—06). Двоюродный брат Е.П. Блаватской.
12. Васи́лий Ива́нович Немиро́вич-Да́нченко (25 декабря 1844 (6 января 1845), Тифлис, Российская империя — 18 сентября 1936, Прага, Чехословакия) — русский писатель, путешественник и журналист, Масон. С 1906 года являлся одним из основателей масонской ложи «Возрождение» находившейся под эгидой Великого Востока Франции. Секретарь ложи при получении патента. Сотрудник газеты «Сегодня»
13. «Сего́дня» — латвийская русскоязычная независимая демократическая газета, издавалась в Риге с 17 августа 1919 и по 21 июня 1940.
14. Виктор Петрович Буренин (он же Владимир Монументов, Хуздозад Цередринов, Выборгский пустынник, граф Алексис Жасминов и пр.; 22 февраля [6 марта] 1841, Москва — 15 августа 1926, Ленинград) — русский театральный и литературный критик, публицист, поэт-сатирик, драматург.
15. «Но́вое вре́мя» — русская газета. Издавалась в 1868—1917 в Петербурге.
16. Джузе́ппе Гариба́льди (итал. Giuseppe Garibaldi; 4 июля 1807, Ницца — 2 июня 1882, остров Капрера) — народный герой Италии, военный вождь Рисорджименто, автор мемуаров.
17. Пешкова-Толиверова Александра Николаевна (1842—1918), Якоби, урожд. Сусоколова, во втором браке Тюфяева, в третьем Пешкова. — Издательница, детская писательница (печаталась под псевд. Толиверова), сотрудничала в «Голосе», «Неделе», «Молве», издавала журнал «Игрушечка», участница гарибальдийского движения, вела художественные отделы в «Живописном обозрении» и «Новом времени».
18. Дмитрий Николаевич Пешков родился 26 октября 1859 г. в семье казака станицы Албазинской Амурского казачьего войска. Совершил переход от Благовещенска до Петербурга за 193 дня. 27 мая на параде лейб-гвардии Конногренадерского и Уланского полков Император Александр III вручил Пешкову орден св. Анны 3-й степени.

#22
Аватара пользователя
Наталья Кожанова
администратор
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 30 окт 2014, 12:20
Откуда: Кемерово

Биографический очерк. Е.П.Б.

Сообщение Наталья Кожанова » 08 янв 2016, 09:06

Сергей Можаров писал(а): Все документы по этому делу, как и письмо В.И. Немировича-Данченко у нас сохранены.
Интересно было бы прочитать это письмо. И вообще, у кого-нибудь есть еще информация об отношении Немировича-Данченко к теософии? И может быть о Станиславском есть какая то информация, кроме того что он был учителем Антаровой?
"Отвечайте всегда только добром, только так можно сделать этот мир лучше. Отвечайте добром или не отвечайте никак. Если вы отвечаете злом на зло, то зла становится больше." - (Будда Шакьямуни)

#23
Сергей Можаров
постоянный участник
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 15:20

Биографический очерк. Е.П.Б.

Сообщение Сергей Можаров » 09 янв 2016, 11:46

Наталья Кожанова писал(а):
Сергей Можаров писал(а): Все документы по этому делу, как и письмо В.И. Немировича-Данченко у нас сохранены.
Интересно было бы прочитать это письмо. И вообще, у кого-нибудь есть еще информация об отношении Немировича-Данченко к теософии? И может быть о Станиславском есть какая то информация, кроме того что он был учителем Антаровой?
Наташа, Вы наверное путаете Василия с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко.
Василий Иванович Немирович-Данченко старший брат известного театрального деятеля Владимира Ивановича Немировича-Данченко.

Вот два небольших письма, отрывка.
[Январь 1893 г.]
Многоуважаемая
Вера Петровна
<…> Если сообщите, чем кончились переговоры с Бергом, – очень меня обяжете. Дело это меня интересует весьма. Несмотря на мое краткое пребывание в Москве – я там Фарисею Лицемеровичу Соловьеву устроил такой бенефис с подношениями, какого он не ожидал. Мой привет Вашим милым дочерям. Жму крепко Вашу руку.
Весь Ваш
Вас. Немирович Данченко.
[Январь 1893 г.]
Глубокоуважаемая Вера Петровна!
<…> …Я сегодня никак не попаду к Бергу!!! Мне страшно досадно! Прошу Вас только сообщить ему, что я внимательно прочел вашу заметку и нахожу ее весьма основательной, безусловно и бесповоротно опровергающую всю ложь Соловьева. Я настолько убежден в порядочности и справедливости Федора Николаевича, что не сомневаюсь в ее помещении у него. Тут – все у Вас основано на неопровержимых фактах. Я в литературе не знаю другого, более неотразимого ответа!
Вернусь через три дня.
Крепко жму Вашу руку.
Ваш весь
Вас. Немирович Данченко.

#24
Аватара пользователя
Наталья Кожанова
администратор
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 30 окт 2014, 12:20
Откуда: Кемерово

Биографический очерк. Е.П.Б.

Сообщение Наталья Кожанова » 09 янв 2016, 12:55

Сергей Можаров писал(а): Вы наверное путаете Василия с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко.
Да, не заметила, что написано "Василий". Спасибо, Сергей, за приведенные письма.
"Отвечайте всегда только добром, только так можно сделать этот мир лучше. Отвечайте добром или не отвечайте никак. Если вы отвечаете злом на зло, то зла становится больше." - (Будда Шакьямуни)

#25
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя