Теософия в литературе

Друзья, если вы не знаете куда разместить вашу тему, то просим вас размещать ее сюда. Так же просим размещать сюда темы, касающиеся искусства, творчества и т. п.
Ответить
Анна_К
постоянный участник
Сообщения: 1101
Зарегистрирован: 04 дек 2014, 09:42
Откуда: Москва
Флаг: Russia
Контактная информация:

Теософия в литературе

Сообщение Анна_К » 28 июн 2017, 11:37

И Литература в теософии.
Жизнь писателей - стихийных (и сознательных) теософов.

#1
Анна_К
постоянный участник
Сообщения: 1101
Зарегистрирован: 04 дек 2014, 09:42
Откуда: Москва
Флаг: Russia
Контактная информация:

Re: Теософия в литературе

Сообщение Анна_К » 28 июн 2017, 11:46

Бунинские пересказы Корана: как духовные искания привели поэта на Восток

Источник : https://realnoevremya.ru/articles/57272 ... enyy-styag

— Образ пророка Мухаммада в творчестве Бунина — это отдельная тема. Прелюдией я к ней бы поставил его произведение, основанное на известных словах из Корана «Мы дали тебе Ковсерь» (108 сура, стих 1). «Ковсерь» (Каусар) — это райский источник, река, что протекает в садах рая Ал-Джиннат. Следует обратить внимание, что стихи Корана вызвали у Бунина удивительные ассоциации, среди которых это стихотворение.

Здесь царство снов. На сотни верст безлюдны
Солончаков нагие берега.
На воды в них — небесно изумрудны,
И шелк песков белее, чем снега.
В шелках песков лишь сизые полыни
Растит Аллах для кочевых отар,
И небеса здесь несказанно сини,
И солнце в них — как адский огнь, Сакар.
И в знойный час, когда мираж зеркальный
Сольет весь мир в один великий сон.
В безбрежный блеск, за грань земли печальной.
В сады Джиннат уносит душу Он.
А там течет, там льется за туманом
Река всех рек, лазурная Ковсерь,
И всей земле, всем племенам и странам
Сулит покой. Терпи, молись и верь.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/57272 ... enyy-styag

не будем забывать «вопросы крови» - Иван Алексеевич Бунин — по отцу, возможно, из древнего польского дворянского рода, а по матери (девичья фамилия — Чубарова) прослеживаются татарские корни.

Мать Бунина была, по воспоминаниям современников, кроткой, нежной и чувствительной натурой, воспитанной на лирике Пушкина и Жуковского, и занималась в первую очередь воспитанием детей. Вера Николаевна Муромцева, жена Бунина, вспоминает: «Мать его, Людмила Александровна, всегда говорила мне, что «Ваня с самого рождения отличался от остальных детей», что она всегда знала, что он будет «особенный», «ни у кого нет такой тонкой души, как у него». Видела ли мать его дорогу в Крым, могла ли предполагать, что ее «особенный» сын обратится к религии предков. Сегодня мы можем только предполагать, констатируя лишь одно: «вопросы крови» могли прямо или косвенно влиять на выбор молодого Бунина, с чего начать свои странствия длиною в жизнь.

Бунин шел по пути истории тюркских народов, улавливая ритмы иных времен… И это был его Путь к Корану, небесным смыслам ислама.

=============================
Чего только не узнаешь на просторах инета.

#2
Анна_К
постоянный участник
Сообщения: 1101
Зарегистрирован: 04 дек 2014, 09:42
Откуда: Москва
Флаг: Russia
Контактная информация:

Re: Теософия в литературе

Сообщение Анна_К » 28 июн 2017, 14:15

По моему глубокому убеждению, ислам был для него основой познания мира, ухода от всяческих цивилизационных рамок и ограничений. И абсолютно верно выдающаяся русская поэтесса и писательница Зинаида Гиппиус констатировала: «Бунин знал и видел то, что шире России. А лишь видя и любя это всемирное, вечное, жизнь в ее тайнах, — можно понимать и жизнь своей земли».
Это удивительное качество, представленное как достоинство. Ислам представлен как "уход от цивилизационных рамок и ограничений".
А нам он кажется сплошными рамками и ограничениями - по быту, устоям, предписаниям.

Цитирую дальше:
=============================
скажу о неповторимости. Бунин обращается не просто к теме ислама, а сразу к его духовным основам. С редкой убежденностью он говорит о главных смыслах ислама. При этом облекая сказанное в одеяние таинственности, недосказанности. Здесь он продолжает лучшие традиции мусульманских мыслителей, их стремление говорить о сокровенном так, чтоб вслед за умом над сказанным задумывалась душа.

Сегодня к числу бесспорных шедевров бунинской поэзии относится стихотворение «Тайна»:

Элиф, Лам, Мим
(Коран, 29:1; 30:1, 31:1, 32:1)

Он на клинок дохнул – и жало
Его сирийского кинжала
Померкло в дымке голубой:
Под дымкой ярче заблистали
Узоры золота и стали
Своей червонною резьбой.
«Во имя Бога и пророка,
Прочти, слуга небес и рока,
Свой бранный клич: скажи, каким
Девизом твой клинок украшен!»
И он сказал: «Девиз мой страшен.
Он тайна тайн: Элиф, Лам, Мим».
«Элиф, Лам, Мим? Но эти знаки
Темны, как путь в загробном мраке:
Сокрыл их тайну Мохаммед…»
«Молчи, молчи! — сказал он строго, —
Нет в мире бога, кроме Бога,
Сильнее тайны — силы нет».

Сказал, коснулся ятаганом
Чела под шелковым тюрбаном.
Окинул жаркий Атмейдан
Ленивым взглядом хищной птицы —
И тихо синие ресницы
Опять склонил на ятаган.

В этом диалоге с воображаемым собеседником Бунин говорит о важнейшем постулате ислама: Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — пророк его». Но говорит по-своему, пытаясь образным языком поэзии донести до людей сущность идеи «очищения веры». В этой связи позволю себе привести содержание 112 суры Корана, обратясь к одному из ее последних переводов на русский язык:

Скажи, о созданный из праха:
Господь един — в Нем смысл всего.
И нету равного Аллаху,
И нет Начала у Него!

Источник : https://realnoevremya.ru/articles/57272 ... enyy-styag
===================================================
Вспомнила, как мне во время игры в "Лилу" 4-жды выпадала клетка на поле со смыслом "Постижение тайны".

#3
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость