Наука о душе - психология

Друзья, если вы не знаете куда разместить вашу тему, то просим вас размещать ее сюда. Так же просим размещать сюда темы, касающиеся искусства, творчества и т. п.
Ответить
Анна_К
постоянный участник
Сообщения: 1206
Зарегистрирован: 04 дек 2014, 09:42
Откуда: Москва
Флаг: Russia
Контактная информация:

Наука о душе - психология

Сообщение Анна_К » 30 сен 2017, 05:13

Может, это и не наука, конечно.
Но мы должны быть в курсе того, что происходит в этой сфере человеческой мысли.

#1
Анна_К
постоянный участник
Сообщения: 1206
Зарегистрирован: 04 дек 2014, 09:42
Откуда: Москва
Флаг: Russia
Контактная информация:

Re: Наука о душе - психология

Сообщение Анна_К » 30 сен 2017, 05:21

Изображение

Найдено поиском по запросу "либидо-мортидо".

Основные два направления движения души человеческой.

Есть избыток энергии - душа стремится в сторону либидо, жаждет любви, размножения, увеличения "своих".

Что-то забирает энергию из жизни человека, происходит астения, истощение - и душа поворачивает в сторону мортидо, к покою и смерти.

Поиск сообщает:
Эго-либидо переживается как приятно знакомое, в то время как мортидо переживается как боль и вселяющее страх неизвестное.

Чем сексуальней человек, тем он разумнее. ОШО. Круг вопросов: Либидо и мортидо как две противоположных психических энергии.

Либидо – любовь в глобальном понимании этого слова, мортидо – смерть. Либидо и мортидо могут быть направлены внутрь человека и наружу.

Мортидо – стремление человека к разрушению. Согласно классическому психоанализу, человеком управляют два побуждения, которые определяют мотивы его поступков – креативное (в виде либидо) и деструктивное (мортидо).

#2
Анна_К
постоянный участник
Сообщения: 1206
Зарегистрирован: 04 дек 2014, 09:42
Откуда: Москва
Флаг: Russia
Контактная информация:

Re: Наука о душе - психология

Сообщение Анна_К » 30 сен 2017, 10:41

Ученица Зигмунда Фрейда Сабина Шпильрейн в середине 1910-х годов ввела в психоанализ термин «инстинкт смерти». Первоначально Фрейд, активно работавший над разработкой либидо, с сомнением отнесся к воззрениям Шпильрейн. Впоследствии другой последователь Фрейда, Пауль Федерн, доработав это понятие, ввел в 1936 году термин «мортидо», который использовал для обозначения энергии, равной по силе либидо, но противопоставленной ему.

Мортидо несет в себе инстинкт смерти, который проявляется на разных уровнях – физическом, социальном, психологическом. Мортидо активируется, когда у личности нет возможности удовлетворить базовые биологические потребности (репродуктивная система, повышение статуса и тд). В этот момент происходит выброс энкефалинов, который приводит к появлению страха, депрессивного настроя, тоски.

С мортидо сопряжено другое понятие – деструдо, которое обозначает агрессию, ориентированную на окружающих. Мортидо и деструдо, в свою очередь, включены в более обширное понятие – танатос. В классическом психоанализе мортидо уделена меньшая (по сравнению с либидо) роль – во многом из-за того, что идеи Сабины Шпильрейн долгое время не находили поддержки в академических кругах. Сегодня мортидо – один из основных компонентов в разнообразных теориях агрессии, несмотря на то, что биологически существование мортидо не доказано.

#3
Аватара пользователя
v_sem
постоянный участник
Сообщения: 165
Зарегистрирован: 27 фев 2017, 19:14
Флаг: Russia

Re: Наука о душе - психология

Сообщение v_sem » 30 сен 2017, 17:47

Анна, а что психология считает душой?

#4
Анна_К
постоянный участник
Сообщения: 1206
Зарегистрирован: 04 дек 2014, 09:42
Откуда: Москва
Флаг: Russia
Контактная информация:

Re: Наука о душе - психология

Сообщение Анна_К » 01 окт 2017, 12:05

v_sem писал(а):
30 сен 2017, 17:47
Анна, а что психология считает душой?

Зрите в корень!

Действительно, психологи предпочитают о душе, собственно, не говорить.

http://www.b17.ru/blog/57411/ -
«Душа (в психологии) 1) понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных… 2) В повседневном словоупотреблении (вне теологической трактовки) душа обычно соответствует понятию «внутренний мир человека» и понимается как богатство его чувств, мыслей и стремлений» (Петровский, словарь «Общая психология», 2005).

В МГУ на психфаке появился человек, который развивает Православную психологию.
Такое впечатление, что психологи пошли в сторону конфессионального разделения в разработке науки о душе.



Диагноз можно поставить КАЖДОМУ человеку.

http://selfpickup.ru/psihologiya/psixologiya-dushi.html - Психология души человека

Давно бы уже пора сделать официальной науку: психология души! И поубавив свою гордыню, признать мудрые учения древности и поставить это на пользу всему человечеству. Но как мы уже с вами знаем, в этом мире двух сил сильное противостояние силам добра пока ещё оказывают силы тьмы. Потому и многие вещи тут перевёрнуты вверх тормашками. Насколько бы было бы интересней и удивительней, если бы наука не спорила с религией, и не пыталась быть сугубо материалистической, а наоборот, старалась всеми имеющимся у неё средствами доказывать или опровергать учения древних, вот тогда бы и мир изменился в лучшую сторону. А иначе как психиатрия может утверждать, что у человека психическое расстройство или душевное, ежели она даже понятия не имеет что это такое?!

#5
Аватара пользователя
v_sem
постоянный участник
Сообщения: 165
Зарегистрирован: 27 фев 2017, 19:14
Флаг: Russia

Re: Наука о душе - психология

Сообщение v_sem » 02 окт 2017, 10:51

Анна_К писал(а):
01 окт 2017, 12:05
Давно бы уже пора сделать официальной науку: психология души! И поубавив свою гордыню, признать мудрые учения древности и поставить это на пользу всему человечеству. Но как мы уже с вами знаем, в этом мире двух сил сильное противостояние силам добра пока ещё оказывают силы тьмы. Потому и многие вещи тут перевёрнуты вверх тормашками. Насколько бы было бы интересней и удивительней, если бы наука не спорила с религией, и не пыталась быть сугубо материалистической, а наоборот, старалась всеми имеющимся у неё средствами доказывать или опровергать учения древних, вот тогда бы и мир изменился в лучшую сторону. А иначе как психиатрия может утверждать, что у человека психическое расстройство или душевное, ежели она даже понятия не имеет что это такое?!
Теософия как раз и является то, что объединяет науку, философию и религию. А согласно эзотерике, а это и есть осколки древнего знания, душа = воплощенный Дух.
Единый Луч размножает малые Лучи, Жизнь предшествует Форме, и Жизнь переживает последний Атом. Через бесчисленные Лучи, Луч - Жизни, Единый, подобно Нити в Ожерелье." ("Книга Дзиан" станца VII/2) Подставьте вместо Единый Луч - Единый Дух.
"Человек, как и каждый атом во Вселенной, стремится стать Богочеловеком и затем - Богом" (Е.П.Блаватская "Т.Д." том 1 издание ЭКСМО-ПРЕСС Москва, ФИЛИО Харьков 2000г стр.231) Дальше сопоставьте эти цитаты с оккультной аксиомой: "От минерала к растению, от растения к животному, от животного к человеку ....." и конечный пункт ... к Богу (Единому Лучу, Единому Духу), а потом цикл повторяется и всё становится понятным.

#6
Аватара пользователя
Николя
постоянный участник
Сообщения: 243
Зарегистрирован: 07 мар 2015, 00:05
Откуда: Оренбург

Re: Наука о душе - психология

Сообщение Николя » 05 окт 2017, 23:13

Основные жизненные позиции человека ( http://www.transactional-analysis.ru/base/185-positions )

Автор: Константин и София Литвиненко

Если ребенка окружает атмосфера любви, принятия и безопасности, то формируется позитивная базовая экзистенциальная позиция человека – Я+ Ты+, ребенок приобретает прочное основание для положительной самооценки и позитивного, дружелюбного отношения к окружающим.

В силу различных обстоятельств: непринятие, отталкивание, пренебрежение, равнодушие со стороны родителей и т.д. (см. Главу II, «Отвержение и само-отвержение») у ребенка может сложиться ложное представление о самом себе и о внешнем мире, что приводит к возникновению других неестественных, нездоровых внутренних установок.

Конструктивная позиция Я+Ты+

Я с самого раннего детства чувствовала, что безгранично любима. Родители очень любили нас и друг друга. Я росла в атмосфере заботы и взаимопонимания и до сих пор ощущаю поддержку своей семьи и уверена: что бы со мной ни случилось, они будут рядом и всегда помогут. С детских лет мне рассказывали о Боге, родители молились и рассказывали Ему обо всем важном, что происходило в семье. Я позже поняла, что отношения с Богом – самое важное в жизни, и теперь не могу представить, как можно жить и не помнить о Нем, не обращаться к Нему каждый день. Он очень любит всех людей и заботится о нас.

Лидия

Если ядро системы убеждений составляет конструктивная жизненная позиция, человек убежден в ценности своей личности, уверен, что он достоин того, чтобы его любили и принимали. Он любит своих родителей, знает, что они — хорошие, добрые, честные люди, которым можно доверять. Подобное отношение распространяется и на других людей.

Человек живет в гармонии с внешним миром, для него характерны продуктивное сотрудничество, позитивные отношения с людьми, принятие, умение дружить, психологическая адаптированность и успешность. Он способен давать и принимать любовь, не боится сближаться с людьми, свободен от чрезмерной зависимости от мнения и оценок окружающих, спокойно принимает критику, самокритичен, открыт к любым изменениям.

Он понимает себя, свои чувства, свободно может выражать, осознавать и говорить о своих чувствах, переживаниях. Радуется чужим успехам и достижениям, способен поддержать других, искренне говорит о позитивных чертах людям, положительно оценивает будущее.

Человек с экзистенциальной позицией Я+Ты+ также может высказать справедливые критические замечания, и готов сказать «нет», если это необходимо; не боится отстаивать свое мнение, даже если окружающие с ним не согласны; отличается независимостью и твердостью позиции, если уверен в своей правоте. Однако если он обнаруживает ошибочность своего мнения, то свободно признает свою неправоту и изменяет собственную точку зрения. Ему свойственно трезвое оценивание реальности событий и готовность к позитивному поиску решений возникающих жизненных проблем, способность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, учитывая советы и пожелания окружающих.

Такой человек верен своим нравственным идеалам и ценностям. Он постоянно развивается, занимается самопознанием, выбирает подходящие для него методы внутреннего личностного роста и работает над собой.

Депрессивная позиция Я- Ты+

Депрессивная жизненная позиция доминирует у человека в его системе убеждений после пережитого опыта отвержения со стороны близких людей, родителей. Он принимает решение, что с ним что-то не так, «Я – плохой» (Я -), считает себя ни на что не способным, думает, что он хуже других, страдает от чувства неполноценности, некомпетентности, само-отвержения.

Неуверенность в себе рождает страх перед неуспехом, который реально провоцирует неудачу. Человек внутренне стремится к регулярному переживанию ситуаций неуспеха, даже в мелочах. Он постоянно ожидает неудачу, чтобы еще раз зафиксировать справедливость позиции родителей в отношении себя: с ним что-то не так, он не такой, какого они хотели, он ни на что не способен, не может им угодить и т.д. Он чрезвычайно зависим от мнения родителей и авторитетных фигур в своей жизни. Часто это проявляется в инфантилизме, в страхе брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу.

Человек с такой жизненной позицией регулярно переживает депрессию, уныние, стремится удалиться от других людей, предпочитает держаться на расстоянии. Он избегает всего нового, неожиданного; старается пребывать в уже знакомом кругу, в котором чувствует себя в относительно безопасном положении.

Когда я вспоминаю свое детство, я стараюсь не думать о плохом, но это непросто. Мои родители любили меня, но я бы сказал «странною любовью». Они и теперь не отдают себе отчета в том, что сделали со мной в детстве, и как на мне это сказалось. Начать нужно с того, что они ожидали девочку, и когда я родился, они были очень расстроены. Пока я был маленький, у меня постоянно были длинные волосы, так что многие на улице принимали меня за девчонку, что меня ужасно злило. Иногда мать одевала меня в платья и любовалась мною. Она была главной в доме, занимала более высокое социальное положение, постоянно унижала моего отца, который выбрал работу, связанную с постоянными длительными командировками, и постоянно отсутствовал дома. Когда он возвращался, родители часто ругались, потому что отец сильно ревновал. Я чувствовал, что виноват в их проблемах, пытался их примирить. Довольно часто мать срывалась и в порыве гнева била меня, а потом плакала, и заставляла меня просить у нее прощения за то, что я так сильно ее «довел». Когда я начинал что-либо делать сам (что случалось нечасто, так как мне ничего не доверяли и не разрешали), родители популярно объясняли мне, что как бы я ни старался, все равно ничего у меня не выйдет, лучше они сами все сделают.

Евгений

Подумайте, сколько литературных героев с подобной жизненной позицией описано в русской литературе! Это очень распространенный тип личности.

Оборонительная позиция Я+Ты-

Я была в семье старшим ребенком. Родители любили нас, но всегда были очень увлечены работой. Мой брат родился, когда мне было 2 года, и все внимание родителей с того времени было приковано к нему. Он больше болел, хулиганил, плохо учился в школе. Подростком связался с дурной компанией, начал пить. В отличие от него, я всегда была хорошей, послушной девочкой, училась на «хорошо» и «отлично», старалась во всем добиться успеха. Но родители интересовались мной намного меньше. Я поступила в престижный институт с первой попытки, там встретилась со своим будущим мужем, Борисом, который нежно за мной ухаживал и добивался моего внимания. У него вечно что-то не ладилось, он постоянно попадал в какие-то истории, что бы он ни начинал делать, все выходило неладно, не продуманно, если не сказать хуже... Приходилось мне все решать в семье и брать ответственность на себя, короче он «жил за мной, как за каменной стеной». Борис очень меня любил, и я это чувствовала, но со временем начала ощущать, что он становится все прохладнее, и даже начала подозревать, что он изменяет мне. Близкие отношения ни с родителями, ни с братом у меня не сложились, потому что мои родители необъективны к моему брату. Они ему во всем помогают, ни в чем не отказывают, избаловали его, а он – разгильдяй пользуется их добротой и делает, что хочет. Я терпеть его не могу, до чего он противный.

Настя

Если на экзистенциальном уровне системы убеждений господствует оборонительная жизненная позиция, человек, так или иначе, переживает ситуацию отверженности родителями, значимыми людьми, и принимает решение, что эти люди, мир, все вокруг – враждебно, негативно настроено и нужно всегда быть готовым обороняться и защищаться, а лучше всего, — нападать.

Человек ощущает ценность своей личности посредством доказательства своего превосходства над другими, посредством непреодолимого стремления контролировать все вокруг. Обычно он сам даже не замечает, что унижает, осуждает и обвиняет людей. Так как это происходит настолько естественно, что он искренне верит, что окружающие все делают неверно, виноваты во всех неприятностях (в том числе и его собственных проблемах). А уж он-то лучше других знает, как нужно делать, чтобы получилось хорошо.

Ему необходимо быть первым, лучшим, это достигается часто путем осуждения или принижения других, в невротическом соперничестве (комплекс превосходства). А также в попытках контролировать всех вокруг и стремлении выполнить любое дело на пределе возможностей, достижении совершенного успеха и демонстрации его окружающим с тем, чтобы показать, что они на это не способны.

Такой человек внутренне убежден, что достичь своих целей можно только путем неустанной борьбы, агрессивности по отношению к людям и миру. Агрессивность иногда скрывается и сублимируется, обретает социально приемлемые формы, но окружающие, особенно те, от которых данный человек никак не зависит, могут чувствовать себя дискомфортно в его присутствии, зачастую воспринимают его как подавляющего других, нечувствительного человека.

Однако надо всегда иметь в виду, что комплекс превосходства лишь защитная форма глубинного чувства неполноценности, комплекса само-отвержения (непринятия, отвержения себя). Эти два комплекса естественным образом связаны. Нас не должно удивлять, что когда мы занимаемся самопознанием и обнаруживаем комплекс само-отвержения, то тут же находим более или менее скрытый комплекс превосходства. С другой стороны, если мы исследуем комплекс превосходства в динамике, то всякий раз находим более или менее скрытый комплекс само-отвержения. Это снимает кажущийся парадокс о двух противоположных тенденциях, существующих в одном индивиде, так как очевидно, что в норме стремление к превосходству и чувство неполноценности дополняют друг друга. Слово «комплекс», которое мы употребляем, отражает совокупность психологических характеристик, лежащих в основе преувеличенного чувства само-отвержения, неполноценности или стремления к превосходству.

Бесплодная позиция Я-Ты-

Человек, ядро системы убеждений которого представлено бесплодной жизненной позицией, чувствует себя нелюбимым, отвергнутым, униженным; убежден, что жизнь бесполезна, полна разочарований, никто не может ему помочь.

Он отвергает людей и мир вокруг и чувствует себя отверженным, опустошенным, подавленным; основное действие — выжидание.

Человек, не осознающий ценность ни собственной личности, ни ценность личности окружающих людей, может быть социально опасен.

Внутренний конфликт довольно часто проявляется через попытки погрузиться в иную реальность (компьютер, алкоголь, наркотики, магия и т.д.), для того, чтобы спрятаться от внутренних проблем, по возможности не думать, не признавать и игнорировать их.

Я родился в семье в самое неподходящее время. Мои родители только что поженились. Отец был студентом, а мать (она на 5 лет старше) уже закончила к тому времени институт. Они жили вместе с родителями отца. Отношения с бабушкой у матери не ладились, потому, что бабушка была против женитьбы. Мать волновалась, что отца в институте будут обольщать разные девицы, поэтому, похоже, время у нее было нелегкое. Роды начались на месяц раньше срока и были критическими. Точно не знаю, что случилось, но, похоже, я мог не выжить. Потом по недосмотру врачей у матери начались осложнения, и ее увезли в больницу. Я остался с отцом и бабушкой. Я часто болел, плохо спал ночью, кричал. Родители постоянно ссорились и ругались между собой и с бабушкой. Мать обзывала и унижала отца, бабушка тоже их осуждала. Через пару лет родители переехали в отдельную квартиру. Но отношения у них так и не сложились. Я всегда чувствовал, что они несчастливы в браке, мать говорила мне, что они живут вместе только ради меня, но мне это все безразлично. Я, вообще-то, ничего не рассказывал ни отцу, ни матери. Когда я вырос, отец ушел и женился на другой женщине, у которой была дочь.

Виктор.

Каждый взрослый человек не пребывает в своей базовой экзистенциальной позиции постоянно. Зачастую (как свое истинное лицо) он скрывает ее под различными масками. Но экзистенциальная позиция всегда проявляется в трудных жизненных обстоятельствах, при решении психологических проблем, в новых, неожиданных обстоятельствах, в состоянии внутреннего конфликта, напряженности, фрустрации (психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребностей и желаний, сопровождающееся различными, отрицательными переживаниями: разочарование, раздражение, тревога, отчаяние…).
Нам не дано познать Сущности Зиждителя, но мы можем петь Его Божественность. (Саади)

#7
Аватара пользователя
Николя
постоянный участник
Сообщения: 243
Зарегистрирован: 07 мар 2015, 00:05
Откуда: Оренбург

Re: Наука о душе - психология

Сообщение Николя » 05 окт 2017, 23:18

Анна пишет:
А иначе как психиатрия может утверждать, что у человека психическое расстройство или душевное, ежели она даже понятия не имеет что это такое?!
Это точно. По опыту знаю, что когда пытаешься объяснить причины своих проблем некоторым психиатрам с мистической точки зрения, они даже и слышать не хотят ни о какой эзотерике. В психиатрических больницах и тем более: в нашей дурке на Цвиллинга в кабинете докторов до сих пор портрет этого "сексиста" доктора Фрейда на стене висит. Ничего не имею против дядюшки Фрейда, однако он у меня почему-то до сих пор ассоциируется с чем-то очень материалистическим. То бишь всё к одному у него там сводится, хотя понимаю, что такова была наука на тот момент, подобно тому, как востоковедение начала XIX века обусловило негативное восприятие мира Шопенгауэром и его неправильное понимание смысла понятия "нирвана".
Так же, кстати, и с определением предмета психологии. О том, что говорили Платон и Аристотель о душе там сказано - кот наплакал (в университетских лекциях), в основном всё сводится к неким "механическим", "нейронным" процессам в мозгу и всем этим психическим функциям в грубейшем проводнике (физическом теле).
Надеяться остаётся только на современных талантливых психиатров/психотерапевтов, которые смогли выйти за пределы этой обусловленности материализма.
Нам не дано познать Сущности Зиждителя, но мы можем петь Его Божественность. (Саади)

#8
Аватара пользователя
Николя
постоянный участник
Сообщения: 243
Зарегистрирован: 07 мар 2015, 00:05
Откуда: Оренбург

Re: Наука о душе - психология

Сообщение Николя » 06 окт 2017, 01:14

http://www.magister.msk.ru/library/phil ... oren03.htm - долгое время переживал увлечение нашим великим русским мыслителем о. П. Флоренским, в частности, его наукой об именах (ономатологией). В его одноимённом труде ( http://www.agnuz.info/app/webroot/library/211/173/ ) она достигла такого расцвета, который больше мне уже нигде не встречался. Быть может, проживи отец Павел подольше, он оставил бы миру поболее тех 16 имён, которые он описал. Но и сделанного им достаточно, чтобы хотя бы поразиться уму и проницательности этого "русского Леонардо да Винчи" настолько превосходно там разобраны этимология, метафизика, психология имён, так превосходно описано всё это - замечательным, богатым и выразительный языком, так, что становится трудно сравнить с чем-то эти его маленькие шедевры - статьи, описывающие имена ("Александр", "Александра", "Алексей", "Анна", "Василий", "София", "Василий", "Ольга", "Константин", "Елена", "Николай", "Екатерина", "Дмитрий", "Варвара", "Павел", "Людмила", "Вера", "Михаил"). Жаль, что у него не было последователей, ибо то, что представляет сейчас ономатология, конечно, полезно и важно, и интересно, и самобытно в своём роде, но в том виде, в котором это представлено у мэтра этой науки, увы - подобного уже, быть может, даже не предвидится.

Изображение

_______________

ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ В ТВОРЧЕСТВЕ П. ФЛОРЕНСКОГО:
ПЛАТОНИЗМ ИЛИ ПАЛАМИЗМ? ( скачать работу можно тут: http://www.docme.ru/doc/1514454/filosof ... tonizm-ili... )

С. Н. Булгаков назвал о. Павла Флоренского величайшим из всех своих современников, которых ему суждено было встретить за его долгую и многотрудную жизнь. С.В. Корнилов отмечает, что вскормила о. Павла Московская духовная академия и, в то же время, «рамки философской традиции МДА оказались тесны для него. Он нашел свой путь…». Касаясь заявленной темы, отметим, что Флоренского определяют
как родоначальника философии имени в России. И действительно, именно ему принадлежит имяславческая формула «Имя Божие есть Бог, но Бог не есть имя Его». Имяборчество для Флоренского не только мировоззренческое заблуждение и гносеологическая невозможность, но и «симптом опасной душевной болезни, близкой к неврастении и истерии – особого функционального расстройства нервной системы». Напротив, имяславие «неотъемлемо от общечеловеческой мысли: от связи сущности и ее энергии. Это учение подразумевается всякой жизненной мыслью, во все времена и у всех народов оно лежало в основе миропонимания; философски же было выражено… античным идеализмом, затем неоплатонизмом, далее предносилось средневековому реализму, углубленно было высказано Восточной Церковью в XIV в., по связи с
богословскими спорами о Фаворском Свете… и наконец, в наши дни, прорвалось… в афонском споре об Имени Божием». Задача имяславия «как некоторого интеллектуального творчества, – расчлененно высказать исконное ощущение человечества, без которого человек не есть человек, – и, следовательно, вскрыть онтологические, гносеологические и психофизиологические предпосылки этого всечеловеческого ощущения…» <...>
Нам не дано познать Сущности Зиждителя, но мы можем петь Его Божественность. (Саади)

#9
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость