Эзотерический смысл притч Иисуса

Все теоретические, философские и доктринальные аспекты теософического учения
Ответить
Аватара пользователя
Николя
постоянный участник
Сообщения: 254
Зарегистрирован: 07 мар 2015, 00:05
Откуда: Оренбург

Эзотерический смысл притч Иисуса

Сообщение Николя » 11 янв 2018, 00:24

Уважаемые теософы, нет ли где в теософической литературе подобной информации - что хотел сказать Иисус своими притчами? Кое-где встречал, у Безант, кажется, у Блаватской, но в полном объёме интерпретации не видел.

Читал вот этот отрывок:
29 И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.
30 Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?
31 Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;
32 Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.
33 Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?
34 Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?
35 Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.
37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;
38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.
39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.
Почему-то вспомнился тот факт, что чела должен обладать, помимо некоторых прочих характеристик, безупречным физическим здоровьем. Может быть, здесь это и имеется в виду - то, что чела проходит семилетний испытательный срок (ученики наслаждаются хорошей едой, т. е. не истязают себя постом, но совершенствуют своё тело (полное обновление клеток физического тела происходит за семь полных лет, так что семилетний срок - не просто условность, но этот факт имеет под собой важное основание) для принятия "нового вина" - знания "новой", духовной жизни, в противном случае знание это может оказаться опасным для носителей (в 21 градусе Льва у Поля Кристиана ( http://vervolf.blogspot.ru/2011_08_14_archive.html ) есть описание подобного возможно "опасного" знания духовной природы:
(по Д. Радьяр "Астрологическая мандала") "Опьянённые домашние птицы неуклюже пытаются летать". (Опьяненные цыплята ошеломленно раскрывают крылья, пытаясь полететь). Неуверенное первое осознание духовной природы. Насильственное вдохновение, которого Эго не может выдержать. Ложное самоупоение.

В ближневосточном символизме вино, опьянение, виноградник, всегда символизируют экстатический опыт и контакт с мистическими оккультными школами. "Цыплята" указывают на человеческих существ, как стандартизованный продукт культуры, более или менее неразличимых воплощений социальной нормы. Соприкоснувшись случайно или преждевременно с мистическим или оккультным опытами, они обычно реагируют на него или приходят в состояние ошеломления". В них реагирует эго, а эго не может "летать" (т е переживать духовные трансцендентные реальности адекватным образом).

Этот символ представляет картину того, сколь неудовлетворительно многие ныне, особенно молодежь, подходят к духовной реальности. Она может быть опьяняющей, расширяющей сознание, но для внутреннего раскрытия не хватает глубины и конструктивности, можно говорить здесь об опасности преждевременного расширения сознания.
)

да и духовное знание в случае неуспеха может оказаться бесполезным ("...вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут", ср. с притчей о жемчуге, который нежелательно метать перед свиньями).
39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.
С этим кусочком было трудно) Может быть, довольно сложно человеку так просто расстаться с мирским знанием ("старое вино"), чтобы воспринять новое знание - "знание духа", хотя, если учитывать, что старое вино всегда ценилось больше молодого, то, возможно, смысл был вложен другой, соответствующий всем ипостасям образности этих аллегорий: притчи - порождение великого ума, который ни слова, пусть даже и символического, просто так не произносил.
Такие вот у меня выкладки =)
Нам не дано познать Сущности Зиждителя, но мы можем петь Его Божественность. (Саади)

#1
Истинофил
постоянный участник
Сообщения: 1401
Зарегистрирован: 28 фев 2016, 11:39

Re: Эзотерический смысл притч Иисуса

Сообщение Истинофил » 11 янв 2018, 00:53

Николя писал(а):
11 янв 2018, 00:24
Уважаемые теософы, нет ли где в теософической литературе подобной информации - что хотел сказать Иисус своими притчами?
Есть, конечно. Например, ЕПБ писала (в РИ кажется), что дерево - это символ посвещенного. И когда Исус говорил, что "бесплодные деревя отсекают и сжигаюг", он имел ввиду именно адепты левой тропой. Или когда говорила, что "левая рука не должна знать что делает правая" это просто означает, что адепты левой тропой не должны знать что творят адепты правой тропой, и т.д. и т.п. И о старого вина тоже есть.
Найду процитирую. А лучше читайте РИ и ТД. :hi
Каждому место под солнцем и каждый на своем месте

#2
Ольга
постоянный участник
Сообщения: 360
Зарегистрирован: 23 апр 2017, 00:17

Re: Эзотерический смысл притч Иисуса

Сообщение Ольга » 11 янв 2018, 01:09

Истинофил писал(а):
11 янв 2018, 00:53
Есть, конечно. Например, ЕПБ писала (в РИ кажется), что дерево - это символ посвещенного.
На картине А. Рублёва "Святая Троица" дерево изображено над центральной фигурой. Над левой - дом или храм (вместилище?), над правой - гора. У всех правые руки с вытянутыми двумя пальцами, у двух фигур - на столе. Исследование "Святой Троицы" проводил В.А. Баканов. Прошу прощение, если не в тему.

#3
Аватара пользователя
Николя
постоянный участник
Сообщения: 254
Зарегистрирован: 07 мар 2015, 00:05
Откуда: Оренбург

Re: Эзотерический смысл притч Иисуса

Сообщение Николя » 11 янв 2018, 01:33

Истинофил, Ольга, спасибо большое!
Интересную интерпретацию обнаружил здесь: http://fourthway.narod.ru/lib/Morris/pr ... 2chapt.htm
Хотя, конечно, теософическим источникам я доверяю больше.
Нам не дано познать Сущности Зиждителя, но мы можем петь Его Божественность. (Саади)

#4
Истинофил
постоянный участник
Сообщения: 1401
Зарегистрирован: 28 фев 2016, 11:39

Re: Эзотерический смысл притч Иисуса

Сообщение Истинофил » 11 янв 2018, 01:56

Вот несколько примеров навскидку.
В "Евангелии от Матвея" Иисус говорит: "Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?" И вслед за притчей добавляет: "Вы свет мира". Это больше, чем аллегория; эти слова указывают на прямое и недвусмысленное значение в связи с духовным и физическим организмом человека с его двойной природой и показывает, кроме того знание "тайной доктрины", непосредственные следы которой мы обнаруживаем равно как в самых старых древних, так и в позднейших популярных преданиях как Ветхого, так и Нового Завета, а также в писаниях древних и средневековых мистиков и философов.

РИ, т.1
Искушение или испытание Иисуса, однако, является наиболее драматическим событием, в котором появляется Сатана. Как бы для того, чтобы доказать обозначение Аполлона, Эскулапа и Вакха, Diobolos, или сына Зевса, его также титулуют Diabolos, или обвинитель. Сцена испытания происходит в пустыне. В пустыне около Иордана и Мертвого моря находились обители “сыновей пророков” и ессеев. Эти аскеты обычно подвергали своих неофитов испытаниям, аналогичным мукам обрядов Митры, и искушение Иисуса, очевидно, было сценой этого рода. Вот почему в “Евангелии от Луки” сказано, что “Diabolos, завершив испытание, оставил его на определенное время, ?чсй кбйспа; и Иисус возвратился в силе Духа в Галилею”. Но этот ?йбвплпт, или Дьявол, в этом случае, очевидно, не есть какой-либо принцип зла, но есть некто проводящий обучение. В этом смысле термины Дьявол и Сатана применяются неоднократно. Так, например, когда Павел пришел в чрезмерный восторг по поводу изобилия откровений или эпоптических раскрытий, он получил “терновый шип в плоть, ангела Сатаны”, чтобы остановить его.

РИ, т.2
Маркион, который не признавал никаких других Евангелий, как только несколько Посланий Павла, который полностью отвергал антропоморфизм Ветхого Завета и провел отчетливую разграничительную линию между старым иудаизмом и христианством, — рассматривал Иисуса не как Царя, Мессию евреев, и не как сына Давида, имеющего какое-либо отношение к закону или к пророкам, “но как божественное существо, посланное, чтобы открыть людям духовную религию, совершенно новую, и Бога доброты и милосердия, доселе неизвестного”. “Господь Бог” евреев в его лазах, Творец (Демиург), был совсем другой и отличался от того божества, которое послало Иисуса раскрыть божественную истину и проповедовать радостную весть, приносить мир и спасение всем. Согласно Маркиону, миссия Иисуса заключалась в том, чтобы аннулировать еврейского “Господа”, который “был противопоставлен Богу и Отцу Иисуса Христа, как материя противостоит духу, нечистое — чистому”.
Так ли был неправ Маркион? Было ли это кощунство или же это была интуиция, божественное вдохновение, заставляющее его выразить то, что каждое честное сердце, стремящееся к истине, более или менее чувствует и признает? Если в своем искреннем желании учредить чисто духовную религию, всеобъемлющую веру, основанную на неискаженной истине, он счел необходимым сделать из христианства совершенно новую и отдельную от иудаизма систему, то разве Маркион не обосновывался на самих словах Христа?
“Никто не кладет заплату из новой материи на старое одеяние... ибо прорехи станут еще заметнее... И никто не наливает новое вино в старые сосуды, так как они разрываются, вино вытекает, и сосуды пропадают; но новое вино наливают в новые сосуды, и тогда и то и другое сохраняется”.
В какой детали ревнивый, гневный, мстительный Бог Израиля напоминает непознаваемое божество, Бога милосердия, проповедуемого Иисусом; — его Отца, который в Небесах и является Отцом всего человечества? Только этот Отец есть Бог духа и чистоты, и ошибочно сопоставлять Его с подчиненным и капризным божеством Синая. Разве Иисус когда-либо произносил имя Иеговы? Разве он когда-либо сопоставлял своего Отца с этим суровым и жестоким Судьей; своего Бога милосердия, любви и справедливости с еврейским гением возмездия? Никогда! С того памятного дня” когда он произнес Нагорную Проповедь, неизмеримая пропасть раскрылась между его Богом и тем другим божеством, которое выступило со своими заповедями с другой горы — с Синая. Язык Иисуса недвусмысленен; он знаменует не только восстание, но и вызов Моисеевому “Господу Богу”.
Вы слышали”, — говорит он нам, — “что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам, не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую... Вы слышали, что сказано [тем же “Господом Богом” на Синае]: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” [Матфей, V].

РИ, т.2
Каждому место под солнцем и каждый на своем месте

#5
Истинофил
постоянный участник
Сообщения: 1401
Зарегистрирован: 28 фев 2016, 11:39

Re: Эзотерический смысл притч Иисуса

Сообщение Истинофил » 11 янв 2018, 02:48

«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Библия. От Матфея 18:2-4).
Очевидные расхождения в четырех Евангелиях в целом не исключают того, что все повествования Нового Завета, как бы они ни были искажены, имеют основу истины. К ней хитро приделаны подробности — такие, которые соответствовали более поздним необходимостям церкви. Таким образом, попираемые частично косвенными свидетельствами, но еще более слепой верой, они со временем стали догматами веры. Даже вымышленное массовое избиение младенцев царем Иродом имеет некоторое основание в аллегорическом значении. Помимо теперь раскрытого факта, что все это повествование о таком избиении младенцев целиком взято из индийской “Бхагавадгиты” и брахманистских преданий, — эта легенда, кроме того, аллегорически указывает на исторический факт. Царь Ирод — типичный представитель Кансы, тирана Мадуры, дяди Кришны по материнской линии, которому астрологи предсказали, что сын его племянницы Деваки лишит его трона. Поэтому он отдал приказ убить родившегося у Деваки мальчика; но Кришна избег его гнева благодаря покровительству Махадэвы (великого Бога), который устроил так, что ребенок был унесен в другой город вне досягаемости Кансы. После этого, чтобы быть уверенным в уничтожении нужного мальчика, на которого ему не удалось наложить свои руки убийцы, Канса приказал убить всех новорожденных мальчиков по всему царству. Кришне поклонялись также гопи (овечьи пастухи) страны.
Хотя эта древняя легенда очень подозрительно напоминает более современный библейский эпизод, Гаффариль и другие приписывают происхождение его преследованиям в течение царствования Ирода каббалистов и мудрецов, не оставшихся строго правоверными. Последних, а также пророков, вследствие их святой жизни прозвали “невинными” и “младенцами”. Как и в случае некоторых степеней современного масонства, адепты обозначали степень своего посвящения символическим возрастом. Так, например, Саул, который, когда его избрали царем, “был отборный и крупный мужчина”, и “его плечи возвышались над всеми людьми”, описан в католических версиях, как “однолетнее дитя, когда он начал свое царствование”, что в буквальном значении есть явная нелепость. Но в 1 Самуила, X, описано посвящение и помазание Саула Самуилом; и в стихе 6 Самуил пользуется такими многозначительными словами:
“...Дух Господень снизойдет на тебя, и ты будешь пророчествовать им, и превратишься в другого человека”.
Таким образом, вышеприведенная фраза становится ясной — он получил одну степень посвящения и был символически описан как “однолетнее дитя”. Католическая Библия, из которой взята вышеприведенная цитата, с чарующей прямотой в подстрочнике добавляет: “Это чрезвычайно трудно объяснить” (подразумевая, что Саул был однолетним младенцем). Но ничуть не смущаясь трудностью, редактор, все же, берется это объяснить и добавляет: “Однолетний младенец. Это значит, что он был добр и напоминал собою невинное дитя”. Истолкование настолько просто, насколько и благочестиво; и если оно бестолково, то, во всяком случае, безвредно.

(РИ, т.2)
:writer
Каждому место под солнцем и каждый на своем месте

#6
запахгардении
постоянный участник
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 29 янв 2017, 16:36
Флаг: Russia

Re: Эзотерический смысл притч Иисуса

Сообщение запахгардении » 11 янв 2018, 05:18

Пояснения есть и у ЕПБ, но очень много их в Агни Йоге и в Учении Храма. Приведу эти толкования своими словами (без цитат), если по косноязычаю искажу смысл этих толкований, то надеюсь поправят.
"31 Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;"
Здесь Иисус говорит о необходимости воздержания не только в физической пище, сколько в астральной (эмоциональной) и ментальной тем кто еще не достиг необходимой степени физической и духовной чистоты (больных), а это не столько мытари и грешники, сколько книжники с фарисеями.
"34 Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?"
А здесь говорится о постоянном присутствии Христа (жених) в лице Иисуса с его учениками (сыны чертога брачного), чертог брачный - ашрам Иисуса и его учеников, а Мудрость (Учение) является невестой.
Что касается вина, то Вы Николя недалеки от толкования. Мудрость (Учение) в новой интерпретации (новое вино) предназначена для тех кто вообще Её не знал, поэтому их сосуды должны быть чистые (новые), иначе не выдержат процесса ферментации (трансмутации энергий организмом, т.е. физически и психически). А те кто уже познал Мудрость (пив старое вино) конечно же прислушается к новой интерпретации Учения с осторожностью (не захочет тот час молодого).

#7
Аватара пользователя
Александр Дущенко-dusik_ie
постоянный участник
Сообщения: 3225
Зарегистрирован: 12 сен 2015, 08:12
Откуда: Сумы. Украина
Флаг: Ukraine

Re: Эзотерический смысл притч Иисуса

Сообщение Александр Дущенко-dusik_ie » 11 янв 2018, 09:42

Николя писал(а):
11 янв 2018, 00:24
Уважаемые теософы, нет ли где в теософической литературе подобной информации - что хотел сказать Иисус своими притчами?
По поводу хлеба и вина сказано в Эзотерический_характер_Евангелий
Но на сколько я помню, там сказано, что эту тайну не разгадать не посвященному, так что любые спекуляции на этот счет - это не более, чем просто чье-то мнение, от которого, возможно, и пользы никакой нет.

#8
Ольга
постоянный участник
Сообщения: 360
Зарегистрирован: 23 апр 2017, 00:17

Re: Эзотерический смысл притч Иисуса

Сообщение Ольга » 11 янв 2018, 11:14

Николай поэтому и спрашивал, видимо, о трактовке именно в теософской литературе.

#9
запахгардении
постоянный участник
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 29 янв 2017, 16:36
Флаг: Russia

Re: Эзотерический смысл притч Иисуса

Сообщение запахгардении » 11 янв 2018, 12:18

Александр, если Вы об этом
Мистическое предписание — «Истинно говорю вам, если не вкусите плоти Сына человеческого и не выпьете крови его, не обретете жизни в себе» [Иоан., VI, 53] — никем и никогда не может быть понято в его истинном оккультном значении, за исключением тех, кто уже обладает некоторыми из семи ключей, но при этом не возлагает слишком больших надежд на Св. Петра[13]. Кто бы ни произнес эти слова — Иисус из Назарета или Иешуа Бен-Пантера, совершенно очевидно: это сказал Посвященный. Их правильная интерпретация возможна только с помощью трех ключей: один из них открывает психическую дверь, другой — физиологиче­скую, и третий, выявляя неразрывную связь между теогонией и антропологией, раскрывает тайну земного бытия.
так вино и хлеб уже позже были приспособлены церковниками к ритуалу (таинству) причастия как символы крови и тела Христовых. Но мы как бы сейчас не об этом.
Ведь притчи и аллегории Иисус, в данном случае, говорил в том числе в присутствии и для Непосвященных, а значит и смысл не думаю что так глубоко запрятан (за тремя ключами). И символ вина может иметь более простое и понятное значение, нежели в вышеприведенной цитате из "Эзотерический характер Евангелий", согласуясь с конкретной ситуацией участия в застолье. Даже если принять значение символа вина как кровь, которая "Кровь «оживляет мертвого», т.е. метафи­зически дает сознательную жизнь и душу человеку, созданному из материи или праха", а значит по аналогии кровь (вино) - Душа Логоса, Гнозис, Божественная Мудрость, а у ЕИР Агни - смысл не искажен.
Но, возможно, Вы и правы, не стоит упрощать и ставить знак тождества между этими понятиями, это каждый решает для себя.

#10
Истинофил
постоянный участник
Сообщения: 1401
Зарегистрирован: 28 фев 2016, 11:39

Re: Эзотерический смысл притч Иисуса

Сообщение Истинофил » 11 янв 2018, 12:27

На пространстве всей Малой Азии Посвященные, так же как некоторые цари израильские, назывались «Древами Праведности» и Кедрами Ливанскими...

Символ «Древа», символизирующий различных Посвященных, был почти всемирным. Иисус назван «Древом Жизни», так же как и все Адепты Благого Закона, тогда как Адепты Левой Тропы упоминаются, как «дерева высыхающие». Иоанн Креститель говорит о «секире», которая «при корне дерев лежит» ; и армии царя ассирийского названы «деревьями»

(ТД, Антропогенезис)
:hi
Каждому место под солнцем и каждый на своем месте

#11
Аватара пользователя
Ноябрь
участник
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 03 дек 2017, 21:58

Re: Эзотерический смысл притч Иисуса

Сообщение Ноябрь » 11 янв 2018, 15:41

Петр Успенский в книге "Новая модель вселенной" разбирает, раскрывает эзотерический смысл христианских текстов, притч в четвертой главе "Христианство и Новый завет. Эзотеризм в Евангелиях." Правда, он не совсем теософ. Касался по жизни и в своих книгах теософии, но шел другим путем.

#12
Аватара пользователя
Константин Зайцев
администратор
Сообщения: 2333
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 03:00
Откуда: Москва
Флаг: Russia
Контактная информация:

Re: Эзотерический смысл притч Иисуса

Сообщение Константин Зайцев » 11 янв 2018, 16:21

Я думаю, "не совсем теософом" он стал уже после революции, когда стал последователем Гурджиева.
Теория — кум практики

#13
Истинофил
постоянный участник
Сообщения: 1401
Зарегистрирован: 28 фев 2016, 11:39

Re: Эзотерический смысл притч Иисуса

Сообщение Истинофил » 16 янв 2018, 22:54

И те христиане, которым приведется читать это, также поймут, благодаря вышеприведенным словам, кем был их «Христос». Ибо Иисус повторно утверждал, что тот, «кто не примет Царства Божия, как малый ребенок, не войдет в него»; и если некоторые из его изречений относятся к детям вне всякой метафоры, то большинство из упоминаний о «малых детях» в Евангелиях относятся к Посвященным, к которым принадлежал Иисус. Павел (Саул) упоминается в Талмуде, как «малое дитя».

ТД, Антропогенезис
Каждому место под солнцем и каждый на своем месте

#14
Ответить