Схема Медитации от Елены Петровны Блаватской

Аватара пользователя
Андрей Шубенков
администратор
Сообщения: 179
Зарегистрирован: 17 окт 2016, 18:41
Откуда: Макарьевка, Алтай
Флаг: Russia
Контактная информация:

Схема Медитации от Елены Петровны Блаватской

Сообщение Андрей Шубенков » 06 окт 2020, 15:37

На этой встрече еженедельного субботнего онлайн-лектория рассматривалась одна из точек зрения на "Схему Медитации от ЕПБ"
ниже ссылка на запись встречи.
https://www.youtube.com/watch?v=FVMBBAgGbok&t=1940s
В данной теме предлагается провести обсуждение и дальнейшее исследование схемы медитации.
«Правильная мысль – это хорошо, но одна мысль немногого стоит, если не превращается в действие» Е.П.Б.
статья "Духовный рост"/"SPIRITUAL PROGRESS"

#1
Аватара пользователя
кшатрий
постоянный участник
Сообщения: 6175
Зарегистрирован: 23 дек 2016, 23:39
Флаг: Russia

Схема Медитации от Елены Петровны Блаватской

Сообщение кшатрий » 07 окт 2020, 11:42

Самое главное уже сказано. Остальное зависит от практики и "продвижения" в ней. Эта медитация-лишь инструмент для осознания того, что уже есть и чем мы(как и всё вокруг) являемся изначально, везде и всегда. Поэтому, в процессе этой медитации мы ничего не "приобретаем" и ничего не "лишаемся", это лишь обороты речи, свойственные нашему текущему, ограниченному осознаванию "себя" и "мира". Ведь если мы становимся(являемся) "Всем", то нам нет нужды пытаться что-то "приобрести", или от чего-то "избавиться". Мы и так уже "Всё, что есть". Просто то, что до этого в нас было направлено лишь на ограниченную, эгоистическую деятельность(было ограничено лишь одной формой, которую мы считали "своей собственной")-естественным образом "перенаправляется" на выполнение "общих" задач, занимая своё "законное" место среди условного многообразия форм "Единого Бытия". И это состояние не является ни любовью, ни ненавистью, ни равнодушием и т.д. лишь из-за того, что не основано на "дуализме" и противопоставлении "себя" и "других". Ведь если нет "себя" и "других", а всё есть "Одно Целое", то кто и кого может "любить", "ненавидеть" и т.д.? Само ощущение "Единства" может выражаться в том, что иногда зовётся "безусловной любовью". Но это не то же самое, что и "условная" любовь(где есть "я" и "другие" и я их "люблю"). Само это состояние как бы и будет "Любовью"(естественным образом выражаясь в определённых, "внешних" действиях), а мы, как и другие для нас-этим состоянием. Т.е., не будет вообще никакого разделения на переживающего и переживаемое. Даже "созерцание" в этом состоянии будет не совсем таким, как представляется("кто-то" со стороны смотрит на "что-то"). Это будет просто "фиксация" изменения временных форм(которые никуда не исчезнут) "Себя" и в "Себе". Но это изменение форм никак не будет затрагивать переживание их сущностного "Единства", или "Себя", как этого "Единства". Так в адвайта-веданте описывается "переживание Атмана". И у этой медитации-та же цель, описанная и практикуемая в "западном" и стиле-Единство, как безусловное переживание и существование(Сат-Чит-Ананда, Бытие-Сознание-Блаженство), которое нельзя правильно выразить условными словами, проанализировать его следствия(которые описаны "схематически" лишь для примера) прежде, чем они будут пережиты и т.д.. Поэтому, её "изучение" может проходить лишь через практику, через переживание. Вне понятий, слов, схем и т.д. Именно потому, что некоторые состояния и переживания сложно описать адекватно, чтобы они были понятны для тех, кто подобное не переживал. Это как пытаться описать "сладкий" вкус тому, кто никогда не ел сладкого. Пока сам не попробует-не узнает ничего об этом вкусе. А слово "сладкий" лишь указывает на существование такого вкуса и его отличие от "солёного", "кислого" и т.д.
"Состояние сознания-это состояние жизни"(с)Ян ван Рэйкенборг.

#2
Аватара пользователя
Святослав Липский
участник
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 01 окт 2020, 16:42
Флаг: Russia

Схема Медитации от Елены Петровны Блаватской

Сообщение Святослав Липский » 07 окт 2020, 16:48

Согласен, что самое главное сказано, однако, думаю, что обсуждение темы может быть полезно "приёмами", которые каждый, кто делает усилие в этом направлении, использует в практике.
Эти приёмы, как ступени, могут использоваться нами для приближения к осознанию идей, заложенных в схеме медитации.
Кроме того, есть много ценных высказываний в теософской литературе по теме Единства. Они как бы отражают множество граней Истины и могут много добавить к материалу для размышления и т.о. способствовать развитию понимания. Вот одна цитата из ТД I, которая очень мне нравится и, кажется, может служить объектом для сосредоточенного размышления:
«Подыми главу твою, о Лану: один или бесчисленные светочи видишь ты сверкающими над собою, на темном полуночном небе?»
«Я чую единое Пламя, о Гурудэва, Я вижу бесчисленное множество неотделенных искр, блистающих в нем.»
«Ты хорошо сказал. Теперь, возри вокруг и в самого себя. Тот Свет, горящий в тебе, чуешь ли ты его хотя немного отличным от света, горящего в твоих братьях-людях?»
«Он ничем не отличается от них, хотя узник пребывает в оковах Кармы и хотя его внешнее одеяние обманывает невежд, заставляя их говорить в заблуждении: «Твоя Душа и Моя Душа.»

#3
Аватара пользователя
кшатрий
постоянный участник
Сообщения: 6175
Зарегистрирован: 23 дек 2016, 23:39
Флаг: Russia

Схема Медитации от Елены Петровны Блаватской

Сообщение кшатрий » 07 окт 2020, 18:57

Святослав Липский писал(а):
07 окт 2020, 16:48
Эти приёмы, как ступени, могут использоваться нами для приближения к осознанию идей, заложенных в схеме медитации.
В этой схеме заложена лишь одна идея-идея "Единства всего", которое может быть пережито индивидуально, как "истинная суть" самого "медитирующего", при соответствующем "настрое", или "состоянии" ума(которому способствует эта медитация). Всё остальное-лишь следствие переживания этого состояния, показанное в виде "схемы". Конечно, кому сложно непосредственно сосредотачиваться на самой идее "Единства, расширяющегося в пространстве и бесконечного во времени"-тот начнёт с медитации над "приобретениями" и "лишениями", описанными в схеме, постепенно идя к тому, с чего начинается эта медитация. Т.е., от частного к общему, от следствий к причине. Всё зависит от индивидуальных способностей и склонностей каждого. Кому-то нужны "ступени", а кто-то может воспользоваться лифтом, если готов. :)
Святослав Липский писал(а):
07 окт 2020, 16:48
Кроме того, есть много ценных высказываний в теософской литературе по теме Единства. Они как бы отражают множество граней Истины и могут много добавить к материалу для размышления и т.о. способствовать развитию понимания.
Единство-одно, без всяких "граней". Это нас много и мы-разные, поэтому, видим только ограниченные "части" Единства, каждый-со своей стороны и называем их "гранями". Но это-лишь "майя", сквозь которую нужно прорваться для начала в мыслях, а затем и в чувствах. На мой взгляд, если понять хотя бы это, то остальное-лишь вопрос силы желания и целеустремлённости. Для чего уже должно быть хотя бы общее понимание того-что есть "Единство"(Единое Бытие, Единая Реальность и т.д.) и для чего нужно его осознавать не просто со стороны(вот "я", а вот "Единство"), а как собственное "естество", которое всегда тут и всегда есть мы сами, не обусловленные иллюзией отдельного существования, как и всё вокруг нас.
"Состояние сознания-это состояние жизни"(с)Ян ван Рэйкенборг.

#4
Аватара пользователя
Александр Дущенко-dusik_ie
постоянный участник
Сообщения: 6449
Зарегистрирован: 12 сен 2015, 08:12
Откуда: Украина. Не член РТО
Флаг: Ukraine

Схема Медитации от Елены Петровны Блаватской

Сообщение Александр Дущенко-dusik_ie » 11 окт 2020, 09:28

Андрей Шубенков писал(а):
06 окт 2020, 15:37
В данной теме предлагается провести обсуждение и дальнейшее исследование схемы медитации.
Я не уверен, Андрей, что у нас получится конструктивная дискуссия по поводу этой, архи важной темы, которая вызвала на форуме мизерный интерес, вероятно потому, что мало кто пытается медитировать. Многие, может, пытаются или пытались, и даже многократно, но с нулевым результатом.

Если Ваши представления о медитации с 2016 года, когда Вы писали статью, не поменялись, то на все 100% (конечно, только по моему мнению) и Ваш результат будет точно таким же – нулевым.

Возможно, возмутитесь, что не в тему. Но извините, прежде чем рассматривать диаграмму от Блаватской, нужно разобраться с собственными предрасположенностями.

Почему не получится конструктивная дискуссия? Потому, что Вы из тех, кто имеет склонность вести за собой – быть лидером или инициатором. И если Вы в таком своем стремлении много чего добились, были успешным, а не оказывались у разбитого корыта, то это свойство как бы закристаллизовывается, и человек, уже не может быть другим (не вожаком, а таким как все). И потом, если вдруг, случается облом – то переживается это очень болезненно, даже трагически.

Для Вас медитация – это катить на гору каменный шар? Поспрашайте у Вашего друга, Висенте – насколько подобный образ приемлем?

Короче. Так как тему я считаю архи важной, а также то, что уровней медитации может быть столько, что каждый, в каких бы условиях он не проживал, может найти себе приемлемый, то я таки имею, что сказать.
Здесь нужно иметь только два, или врожденных, или приобретенных качества (через жизненный опыт):
- не брать на себя столько, сколько не сможешь нести;
- не пытаться страстно избавляться от страстей.


Дальше, я разберу Вашу статью, указанную выше, с точки зрения собственных соображений. Но это не будут возражения или вопросы к Вам – это риторический разбор, мысли вслух. Потому как, повторю, каждый может себе найти что-то и создавать искусственный барьеры из «невероятной сложности» - это, на мой взгляд, не правильно. Всегда должна быть хоть какая-то альтернатива.

В самом начале статьи – первой строчкой, вопрос: «Что такое медитация?» И приводится цитата ЕПБ, которую я повторю здесь:
ЕПБ писал(а): «Медитация — это безмолвная и неизречённая молитва, или, как говорил о ней Платон, "устремление души к божественному, не просьба о каком-то личном благе (в общепринятом значении молитвы), но обращение к самому Добру — к вселенскому Высшему Благу", частью которого мы являемся на земле, и из сущности которого все мы возникли. Поэтому, добавляет Платон, "оставайся безмолвным в присутствии божественных, пока они не снимут туманную пелену с твоих глаз, и благодаря исходящему от них свету, не дадут тебе возможность увидеть то, что действительно является благом, а не кажется тебе таковым"».
Дальше Вы разбираете эту цитату в таком смысле, как будто Вы сами ее сформировали – то есть, четко знаете смысл каждого в ней слова:
А.Ш. писал(а):«безмолвная и неизречённая молитва» – неизречённость несёт сокровенность, безмолвие говорит о полной внутренней гармонии, «устремление души к божественному»
Я же полагаю, что когда человек только начинает, то для него безмолвие – это просто молча, а неизречённость – это действия (или не-действия), которые не отслеживаются, не сопровождаются рассудком (отсутствие внутреннего рассуждения – диалога). Додумывать же в таком ключе, как это делаете Вы – это как делить шкуру не убитого медведя - Вы стоите на пороге тайны, но уже точно знаете (точнее, веруете), что она из себя представляет!

Это тем более странно, что цитата заканчивается словами:
ЕПБ писал(а): …не дадут тебе возможность увидеть то, что действительно является благом, а не кажется тебе таковым
Если Вы полагаете, что здесь речь о тех «благах», которые несут типичные животные удовольствия, то чтобы видеть в них зло, вовсе не обязательна помощь божественных – достаточно обычного здравого смысла. Однако же, возможно, существуют такие «блага», вредоносность которых, различить весьма сложно – и здесь, без помощи свыше уже не обойтись.
А.Ш. писал(а):Практика показывает, что все эти состояния достаточно сложны. Минимальные навыки для достижения и пребывания в них — это внутренняя гармония, дисциплинированный ум и отсутствие непокорённых страстей. И как же этого добиться? Ведь не подвержены страстям лишь единицы. Как добиться состояния «безмолвной и неизречённой молитвы»?
Состояние «безмолвной и неизреченной молитвы» - это и есть медитация, то состояние, которое мы поддерживаем сами и сознательно, и уже в процессе его достижения – начиная с самых простых, примитивных уровней (просто посидеть в тишине и без напряжения) происходит «контакт». Разве не бывает так, что вот, школяр никак не может решить трудную для него задачку по математике – голова уже как «чугуний». Он сдается и идет спать, а на утро – только проснувшись – на свежую голову, он сразу видит в чем была ошибка. Так разве не бывает? – бывает и это далеко не редкость, потому и пословица есть: «Утро вечера мудренее».

«Внутренняя гармония, дисциплинированный ум и отсутствие непокорённых страстей» - это, извините, никак не начальный уровень, это цель, которой необходимо достичь, в том числе и с помощью медитации.

В целом, медитацией может заниматься кто угодно – результат (если он будет) может быть двояким, тот которого следует избегать – это когда человек становится медиумом и его склоняет к черной магии, причем, даже в том случае, когда ему кажется, что он всеми своими силами борется со злом.
А.Ш. писал(а):Для начала, давайте разберёмся с доступными нам способами использования нашего ума. Часто в нём проскакивает мимолётная мысль. Обычно эти мысли неконтролируемые. Но они могут быть использованы как индикатор уровня нашего контроля над умом. Однако, при наличии интуиции, благодаря им могут рождаться новые идеи. Затем идёт концентрация — использование собранности, памяти и аналитических способностей ума ради решения какой-либо проблемы, задачи или попытки усвоить материал. Следующий, более глубокий этап, это медитация — работа над собой при помощи глубочайшей концентрации. Сюда входят покорение диких лошадей своего разума, умиротворение ума и всех органов чувств, направление их к выбранной цели.
В начале, возникает дилемма – мой внутренний диалог – это я думаю, моя рассудочная деятельность и даже, способ моего самоотождествления (в самосознании). «Отключить» диалог – это как разрушить самоидентичность. И это почти так – «почти» потому, что «скорлупа яйца должна быть разбита тогда, когда цыпленок уже готов вылупиться» - никак не раньше.

А что может указывать на это? Да все тоже самое, что и в примере с цыпленком – дискомфорт: «одежды становятся тесными». Этот «диалог» как бы путается под ногами – мешает полету мысли.
Я думаю очень показательная аллегория: внутренний диалог – это идти пешком, улучшенный вариант – бежать. Но есть еще возможность летать – только крылья нужно взрастить, укрепить, а диалог будет лишь разбегом и способом коммуникации с внешним миром.

Вот когда уже есть «крылья» - тогда тот способ медитации, а точнее вхождение в нее, который Вы запостили от Висенте Хао Чина – как «счет дыхания» - вполне возможен. Это уже не суть важно, кто какой способ себе подберет. Только, повторю – этот «счет» только способ вхождения. Когда еще «на нулях», когда нет «крыльев» - он абсолютно бесполезен.

И последнее (хоть и далеко не все, что можно было бы) что хочу сказать:
А.Ш. писал(а):…покорение диких лошадей своего разума, умиротворение ума и всех органов чувств, направление их к выбранной цели
На счет «лошадей» - это хороший пример, который применяется и классиками – лошадь часто олицетворяет бег времени, скоротечность мышления и страсть. Так вот, есть сериал А. Невзорова «Лошадиная энциклопедия»
Где показаны способы приручения лошадей – один насилием, через хлыст и шпоры, другой – через любовь к животному.
У меня нет даже тени сомнений, что если использовать быстрый способ – «хлыст и шпоры», то результат будет точно не к медитации – даже медиумом не грозит стать.

#5
Аватара пользователя
Константин Зайцев
администратор
Сообщения: 4359
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 03:00
Откуда: Москва
Флаг: Russia
Контактная информация:

Схема Медитации от Елены Петровны Блаватской

Сообщение Константин Зайцев » 11 окт 2020, 10:41

Александр Дущенко-dusik_ie писал(а):
11 окт 2020, 09:28
Я не уверен, Андрей, что у нас получится конструктивная дискуссия по поводу этой, архи важной темы, которая вызвала на форуме мизерный интерес
Правильно, потому что "о любви не говори, а молчать не в силах - пой"!
Александр Дущенко-dusik_ie писал(а):
11 окт 2020, 09:28
Вот когда уже есть «крылья» - тогда тот способ медитации, а точнее вхождение в нее, который Вы запостили от Висенте Хао Чина – как «счет дыхания» - вполне возможен. Это уже не суть важно, кто какой способ себе подберет. Только, повторю – этот «счет» только способ вхождения. Когда еще «на нулях», когда нет «крыльев» - он абсолютно бесполезен.
Потому мы его и педалируем. Лично мне его метод показался единственным из известных мне действенным. Потому что я раньше пытался заниматься по "Шаматхе" Джампы Тинлея, но получалось плохо именно, как я думаю, из-за отсутствия этой базы. И в других руководствах это тоже обходится, видимо, авторы подразумевют, что ученики этот этап прошли.
Теория — кум практики

#6
Аватара пользователя
Андрей Шубенков
администратор
Сообщения: 179
Зарегистрирован: 17 окт 2016, 18:41
Откуда: Макарьевка, Алтай
Флаг: Russia
Контактная информация:

Схема Медитации от Елены Петровны Блаватской

Сообщение Андрей Шубенков » 11 окт 2020, 13:14

Александр Дущенко-dusik_ie писал(а):
11 окт 2020, 09:28
Если Ваши представления о медитации с 2016 года, когда Вы писали статью, не поменялись, то на все 100% (конечно, только по моему мнению) и Ваш результат будет точно таким же – нулевым.
Сам путь медитации подразумевает постоянную смену ракурса видения и понимания. Если, конечно, это именно путь по которому идут, а не просто сидят, думая что медитируют.
Поэтому представления меняются, а значит и результат есть. Лишь исследуя мы понимаем больше и формируем себя в соответствии с текущим пониманием.

Перечитывая изредка свою же статью, я каждый раз понимаю, что сейчас очень многое бы в ней изменил. Но на тот момент я видел всё именно так.

И да, для каждого свой подход и только своя личная внутренняя работа. Мы все лишь делимся своим пониманием на данный момент. Для кого-то он подходит идеально, а для другого - никак.

Благодарю за то, что поделились своим пониманием и опытом. Было интересно! thank
«Правильная мысль – это хорошо, но одна мысль немногого стоит, если не превращается в действие» Е.П.Б.
статья "Духовный рост"/"SPIRITUAL PROGRESS"

#7
Аватара пользователя
кшатрий
постоянный участник
Сообщения: 6175
Зарегистрирован: 23 дек 2016, 23:39
Флаг: Russia

Схема Медитации от Елены Петровны Блаватской

Сообщение кшатрий » 11 окт 2020, 15:16

Андрей Шубенков писал(а):
11 окт 2020, 13:14
Сам путь медитации подразумевает постоянную смену ракурса видения и понимания. Если, конечно, это именно путь по которому идут, а не просто сидят, думая что медитируют.
Поэтому представления меняются, а значит и результат есть. Лишь исследуя мы понимаем больше и формируем себя в соответствии с текущим пониманием.
Путь медитации-это путь "интроспекции" через перенаправление внимания с "внешнего" на "внутреннее", с познания "объектов" на познание "субъекта" и т.д.. При этом должно меняться сначала само-осознание и самоощущение, а затем уже и представления на их основе. А некоторые представления и вовсе могут исчезнуть при обнаружении их источника, если он-"ложный". Всё зависит от цели медитации и её метода. Которые, в свою очередь, зависят от самого "медитирующего". Вспоминается история(рассказанная то ли Безант, то ли Ледбитером), когда на вопрос-на что нужно медитировать, Елена Петровна кинула спрашивающим коробок спичек со словами-"Медитируйте на это". :) Правда это, или нет, но и у такого указания есть свой смысл, который может быть сначала не очевиден, но раскрыться позже.
"Состояние сознания-это состояние жизни"(с)Ян ван Рэйкенборг.

#8
Аватара пользователя
Александр Дущенко-dusik_ie
постоянный участник
Сообщения: 6449
Зарегистрирован: 12 сен 2015, 08:12
Откуда: Украина. Не член РТО
Флаг: Ukraine

Схема Медитации от Елены Петровны Блаватской

Сообщение Александр Дущенко-dusik_ie » 11 окт 2020, 15:23

Константин Зайцев писал(а):
11 окт 2020, 10:41
Потому мы его и педалируем. Лично мне его метод показался единственным из известных мне действенным. Потому что я раньше пытался заниматься по "Шаматхе" Джампы Тинлея, но получалось плохо именно, как я думаю, из-за отсутствия этой базы. И в других руководствах это тоже обходится, видимо, авторы подразумевют, что ученики этот этап прошли.
Во-первых, в большинстве случаев, когда думают, что занимаются медитацией - это только один эффект: успокоить нервы, волнение и то, если это просто "остаточные шумы"от контактов и восприятий будничного дня. Больший прогресс - это когда могут влиять на давление и могут сдерживать импульсы страха/волнений в экстремальных или стрессовых ситуациях. Это тоже, конечно, эффект - но это мизер. Это скорее метод "тихо посидеть".
Большинство западных, современных методичек по медитации (без акцента на восточных религиях, йоге и т.п.) заточены именно на это.

Во-вторых, те кто пишут с акцентом на йогу/буддизм не учитывают того факта (со слов Блаватской, ТД3 отдел IV), что ни один текст древних восточных доктрин нельзя понимать буквально, в том числе и те, где "голаая практика". "Шаматха" - не исключение, Джампа Тинлей, как известно, хоть и отбыл черный ретрит, но в итоге забросил монашество и женился, при том, что продолжает "просвещать" Шамадхе как знаток. Не может человек променять реальную медитацию (вхождение) на семейную жизнь - это как променять золото на медные гроши.

Ключевой момент здесь - это дыхание. Потому, что фиксация или привязка (конечная) человека к телу начинается с первым вдохом и заканчивается последним выдохом - уже по этому, можно догадаться, насколько "вопрос дыхания" важен, и если некая практика предлагает упереться взглядом в предмет и заниматься только тем, что постоянно возвращать внимание на него, а о дыхании ничего не сказать - то это, скорее, что-то не то, чем медитация.

#9
Аватара пользователя
Александр Дущенко-dusik_ie
постоянный участник
Сообщения: 6449
Зарегистрирован: 12 сен 2015, 08:12
Откуда: Украина. Не член РТО
Флаг: Ukraine

Схема Медитации от Елены Петровны Блаватской

Сообщение Александр Дущенко-dusik_ie » 11 окт 2020, 15:44

кшатрий писал(а):
11 окт 2020, 15:16
Путь медитации-это путь "интроспекции" через перенаправление внимания с "внешнего" на "внутреннее", с познания "объектов" на познание "субъекта" и т.д.. При этом должно меняться сначала само-осознание и самоощущение, а затем уже и представления на их основе. А некоторые представления и вовсе могут исчезнуть при обнаружении их источника, если он-"ложный".
В ТД3, отдел V, достаточно подробно прописано, что есть такое медитация в теософии - перечитайте.
ТД3 писал(а):Теофания (или действительное явление Бога человеку), Теопатия (или “ассимиляция божественной природы”) и Теопнейстия (вдохновение или, вернее, таинственная способность слышать устные наставления Бога)
Бог, здесь, напомню - это Высшее Я человека.
Не правильно думать, что медитация - это "интроспекция себя во внутрь" - не возможно тогда находиться в таком состоянии круглые сутки (если это не глубокое погружение).
Цель - именно налаживать связь и быть нацеленным на Высшее Я внутренне так, как стрелка компаса всегда нацелена на север. И тогда находясь в бодрствующем состоянии, Душа все больше и больше будет входить в повседневность - и именно таким образом происходит преображение.
Если Адепт, скажем, кушает раз в три дня и то мизер и без разбору, то это не потому, что он так жестко бичует свой организм, а потому, что происходит замена плотной материи уплотненным эфиром (см. "Эликсир Жизни") и эти новые частицы - это как заменить "армию обывателей" на "армию Адептов" - это даже не подобие, потому что плотная материя соотносится с эфиром, именно как обыватель с Адептом, а уплотненный эфир - это как Нирманакайя на минеральном уровне.

#10
Аватара пользователя
Константин Зайцев
администратор
Сообщения: 4359
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 03:00
Откуда: Москва
Флаг: Russia
Контактная информация:

Схема Медитации от Елены Петровны Блаватской

Сообщение Константин Зайцев » 11 окт 2020, 15:48

Да, в буддизме, где не признаётся "отдельного я", не может быть по-настоящему внешнего и внутреннего, точнее, это получаемое через два типа восприятия только с позиции относительной, а не абсолютной истины (а ведь к ней мы стремимся в медитации).
Теория — кум практики

#11
Аватара пользователя
кшатрий
постоянный участник
Сообщения: 6175
Зарегистрирован: 23 дек 2016, 23:39
Флаг: Russia

Схема Медитации от Елены Петровны Блаватской

Сообщение кшатрий » 11 окт 2020, 16:49

Александр Дущенко-dusik_ie писал(а):
11 окт 2020, 15:44
Не правильно думать, что медитация - это "интроспекция себя во внутрь" - не возможно тогда находиться в таком состоянии круглые сутки (если это не глубокое погружение).
Цель - именно налаживать связь и быть нацеленным на Высшее Я внутренне так, как стрелка компаса всегда нацелена на север. И тогда находясь в бодрствующем состоянии, Душа все больше и больше будет входить в повседневность - и именно таким образом происходит преображение.
Говорю же, всё зависит от цели, от метода и от самого медитирующего. В "Голосе Безмолвия", например, пишется:
2. Кто захочет услыхать голос нады — «беззвучный Звук» — и понять его, тот должен постичь сущность дхараны.

3. Достигнув равнодушия к объектам восприятия, ученик должен найти царя чувств, творца мысли, того, который зарождает иллюзии.

4. Ум есть великий убийца Реального.

5. Ученик должен убить убийцу.

6. Ибо, когда его собственная форма покажется ему нереальной, как нереальны для него при пробуждении все формы, что он видел во сне.

7. Когда он перестанет слышать множества, тогда он сможет различить Единое — внутренний звук, убивающий внешний.

8. Лишь тогда, не ранее, покинет он область асат, ложного, и вступит в царство Сат, истинного. (с)Блаватская Е.П. - Голос Безмолвия (пер.Е.Ф.Писарева)
Т.е., описывается та же "интроспекция" и её цель. Причём, например, "достигнуть равнодушия к объектам восприятия"-не означает вообще перестать их воспринимать. А именно нужно стать к ним равнодушным, психологически "непривязанным" и т.д. Чтобы затем найти "царя чувств, творца мысли, того, который зарождает иллюзии", когда внимание уже не увлекается различными формами и объектами, даже когда они воспринимаются. Т.е.. когда нет интереса к внешним объектам и увлечённости ими, хоть и сами объекты никуда не исчезли. Или, порой наоборот, поиск "царя чувств, творца мысли" автоматически снижает интерес к внешним объектам и увлечённость ими. Что не требует "полного погружения" во что-либо, иначе, пропадает смысл самой поставленной задачи. А требует лишь определённого "состояния ума"(или состояния его "сосредоточенности"), которое достигается именно в повседневности. И, тем не менее, "полное погружение" используется "отшельниками", уходящими для этого в леса и пещеры. Хоть и не всегда успешно. Именно по причине "крайностей" в понимании того, что от них требуется(не "внешнее" отречение и "отрешённость" от всего, а "внутреннее"). Из-за чего, если они опять вернутся к "светской жизни"-она их опять "затянет" со временем. Как это было с Тинлеем, например.
"Состояние сознания-это состояние жизни"(с)Ян ван Рэйкенборг.

#12
Аватара пользователя
Александр Дущенко-dusik_ie
постоянный участник
Сообщения: 6449
Зарегистрирован: 12 сен 2015, 08:12
Откуда: Украина. Не член РТО
Флаг: Ukraine

Схема Медитации от Елены Петровны Блаватской

Сообщение Александр Дущенко-dusik_ie » 12 окт 2020, 08:41

кшатрий писал(а):
11 окт 2020, 16:49
Говорю же, всё зависит от цели, от метода и от самого медитирующего. В "Голосе Безмолвия", например, пишется: ...
Все, что написано Блаватской должно рассматриваться в едином ключе. То есть, тот же "Голос Безмолвия" должен рассматриваться через призму ТД, как и наоборот.
Потому, что слово "убийца" здесь:
4. Ум есть великий убийца Реального.
5. Ученик должен убить убийцу.
Должен рассматриваться и вот в таком смысле:
ТД3, отдел 7 писал(а):“В.: Кто стучит в дверь?
О.: Добрый коровий пастух.
В.: Кто предшествовал тебе?
О.: Три грабителя.
В.: Кто следует за тобою?
О.: Трое Убийц”, и т. д. и т. д.
Вышеприведенное представляет беседу, которая происходила между жрецами-посвятителями и кандидатами на посвящение в течение мистерий разыгрываемых в древнейших святилищах Гималайских твердынь.
В целом, по ряду причин, мне пока нечего сказать. Без детального рассмотрения "фактора Сатаны" адекватного теоретического представления о медитации быть не может.

Один из этих факторов - двойственность, то что Вы не учитываете вообще - это не пара противоположностей, а двуличие одного и того же, что показано в ТД2 на примере символизма змеи:
В одном случае - это проклятое животное, лишенное Создателем конечностей, своего рода жестокая казнь, когда человеку отрубали стопы и кисти рук и выбрасывали на улицу.
Но с другой стороны - это животное, которое не нуждается в конечностях: оно все получает от Духа и не имеет никаких потребностей в мире иллюзии, чтобы что-то брать (хватать) и куда-то перемещаться. Он, как адепт - все имеет в себе и находится везде (как и весь мир находится в нем).

Один и тот же символ - два диаметрально противоположных его обоснования.
Мало того, один и тот же символ, может читаться различно в зависимости от "фона" (того, в каких обстоятельствах он рассматривается) и там иметь две полярности и связь между ними.

#13
Аватара пользователя
Константин Зайцев
администратор
Сообщения: 4359
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 03:00
Откуда: Москва
Флаг: Russia
Контактная информация:

Схема Медитации от Елены Петровны Блаватской

Сообщение Константин Зайцев » 12 окт 2020, 10:59

Александр Дущенко-dusik_ie писал(а):
12 окт 2020, 08:41
В целом, по ряду причин, мне пока нечего сказать. Без детального рассмотрения "фактора Сатаны" адекватного теоретического представления о медитации быть не может.
При желании его конечно можно сюда притянуть, но ведь приведённые цитата совсем не про это!
Сатаной теософы называют силу сопротивления материи, если уж пользоваться этим словом в данном контексте. Иначе, это инертность ментальной материи, наверно ведущая к тому, что Тинлей называл "сонливостью", а также склонность вновь и вновь образовывать все те же привычные формы. Конечно, это может мешать медитации.
Теория — кум практики

#14
Аватара пользователя
Александр Дущенко-dusik_ie
постоянный участник
Сообщения: 6449
Зарегистрирован: 12 сен 2015, 08:12
Откуда: Украина. Не член РТО
Флаг: Ukraine

Схема Медитации от Елены Петровны Блаватской

Сообщение Александр Дущенко-dusik_ie » 12 окт 2020, 22:43

Константин Зайцев писал(а):
12 окт 2020, 10:59
При желании его конечно можно сюда притянуть, но ведь приведённые цитата совсем не про это!
Сатаной теософы называют силу сопротивления материи, если уж пользоваться этим словом в данном контексте. Иначе, это инертность ментальной материи, наверно ведущая к тому, что Тинлей называл "сонливостью", а также склонность вновь и вновь образовывать все те же привычные формы. Конечно, это может мешать медитации.
Вот-вот. Добрая треть если не больше, ТД посвящена этому вопросу, а вы говорите о сонливости.
Сонливость бич или даже, непреодолимая преграда для тех, кто думает, что ум это некое изолированное нечто, связанное в теле только с мозгом, что к примеру, пищеварение, мол, никак на мышление не влияет. Из-за подобных представлений, не правильно расставляются акценты и проблему (не только сонливости) ищут не там, где ее следует искать.

#15
Sergius
постоянный участник
Сообщения: 312
Зарегистрирован: 26 июн 2018, 15:47
Флаг: Russia

Схема Медитации от Елены Петровны Блаватской

Сообщение Sergius » 12 окт 2020, 23:18

Ещё для сведения теософов и для возможных сравнений.

Стадии развития концентрации.
Отрывок из книги «Указывая великий путь. Махамудра: этапы медитации» Дэниела П. Брауна. (Стадии развития концентрации — Журнал «Эрос и Космос», https://eroskosmos.org/stages-of-concentration/)
В практике шаматхи индийской буддийской традиции, созданной Асангой и Майтреей, тренировка концентрации разделялась на девять стадий. Текст Гендуна Лодро Calm Abiding and Special Insight: Achieving Spiritual Transformation Through Meditation1 представляет собой блестящий синтез тематических текстов, доступных на английском языке. Другим замечательным источником является глава, посвящённая безмятежности, из текста Дже Цонкапы «Ламрим. Большое руководство к этапам пути Пробуждения»2. Согласно Гендуну Лодро, разделение на девять стадий концентрации ума (sems gnas dgu) было изначально введено Асангой. Считается, что Майтрея являлся основателем более подробного метода освоения этих девяти стадий, который был связан с устранением пяти изъянов и восьмью противоядиями3. Гендун Лодро также добавляет, что Майтрея описывает эти девять стадий с позиции последовательной стабилизации концентрации, в то время как Асанга подходит к этому вопросу в основном с позиции устранения изъянов4.

Асанга сравнивает девять стадий концентрации с продуваемой ветрами дорогой, по которой медитирующим приходится следовать в одиночку. На этом пути — пять поворотов и шесть прямых участков дороги между ними. Пять поворотов символизируют стадии, сложные для прохождения и требующие применения особого метода. Шесть прямых участков дороги символизируют шесть сил, свойственных стабильной концентрации. Согласно традиционным метафорам традиции сутры, слон обычного ума как безумный несётся по дороге, подгоняемый обезьяной привязанности. Практикующие следуют за слоном с двумя приспособлениями — верёвкой памятования и острым крюком бдительности. Цонкапа сказал: «Твой ум подобен дикому слону; привяжи его верёвкой памятования к прочному столбу выбранного объекта медитации так, как я объяснил выше. Если не можешь удержать его так, тебе необходимо постепенно взять его под контроль, подгоняя железным крюком бдительности»5.
На первом прямом участке дороги, который называется «дорога слушания», медитирующие используют наставления учителя, снова и снова направляя ум на выбранный объект медитации.
Первая из девяти стадий преодолевается на этом участке дороги. Она называется «направление ума» (sems ‚jog pa), потому что медитирующие, следуя наставлениям учителя, привязывают верёвку памятования к выбранному объекту медитации и затем снова и снова направляют на него ум. На этой начальной стадии практикующие начинают по-настоящему видеть непрерывный процесс ментальных усложнений грубого уровня и склонность к постоянному отвлечению от пребывания на выбранном объекте. Они вынуждены прилагать усилия, чтобы установить ум на выбранный объект медитации и заставить его хоть недолго на нём остаться. При этом они практически ничего не могут поделать с отвлечением. Первый навык, который необходимо развить, — это навык распознавания того, что ум отвлёкся, и навык возврата внимания на объект после того, как это случилось. На этой стадии ум гораздо чаще отвлекается, чем сохраняет внимание.

Второй прямой участок пути называется «дорога размышления», потому что, преодолевая его, медитирующие размышляют о том, что сказал учитель, и применяют его наставления таким образом, чтобы подобно зеркалу отразить их непосредственно в потоке своего ума как возникающий там опыт переживания. Этот участок пути соответствует второй стадии — «постоянное направление ума» (rgyun du ‚jog pa). На этой стадии практикующие всё ещё отвлекаются от выбранного объекта, но уже способны время от времени эффективно применять к нему верёвку памятования. Тем не менее им всё ещё требуется прикладывать определённые усилия для того, чтобы вернуть внимание ума назад на выбранный объект. На этой стадии растут как длительность пребывания ума на выбранном объекте, так и длительность периодов отвлечения на ментальные усложнения. Навыки, которые практикующие приобретают на этой стадии, — это достижение некоторого постоянства в пребывании и заметное ослабление ментальных усложнений.

Третья и четвёртая стадии концентрации — «возвращение на место» (slan te ‚jog pa) и «тщательное пребывание» (nye bar ‚jog pa) — соответствуют третьему прямому участку дороги. Поскольку теперь практикующие редко полностью теряют из внимания выбранный объект медитации, этот участок известен как «дорога памятования». На стадии возвращения на место практикующие способны быстрее распознавать отвлечения и перенаправлять внимание ума назад на выбранный объект медитации, прилагая при этом меньше усилий, чем прежде. Восстановление фокуса происходит сразу же после отвлечения. Ум значительно улучшает свою способность непрерывно пребывать на объекте в течение определённого отрезка времени. Основной проблемой на этой стадии концентрации считается неполное пребывание ума на выбранном объекте — частичное пребывание, когда одна часть ума остаётся на выбранном объекте, а другая вовлечена в ментальные усложнения. Из-за этого медитирующие могут испытывать иллюзии, что их пребывание на выбранном объекте медитации является непрерывным. Возвращение внимания ума обратно на выбранный объект, усиление концентрации на выбранном объекте и / или усиление фокуса на его более тонких деталях являются общепринятыми методами исправления «частичности» пребывания. В результате применения этих методов пребывание становится более полным, длится дольше, и в каждый отдельный момент всё меньшая часть ума вовлекается в ментальные усложнения.

На четвёртой стадии — «тщательное пребывание» — сила памятования существенно возрастает, поэтому пребывание становится относительно непрерывным и полным. Теперь медитирующие редко полностью теряют из внимания выбранный объект медитации. Эта стадия называется «тщательное пребывание», потому что пребывание является более полным и всё меньшая часть ума вовлекается в ментальные усложнения. Основными проблемами на этой стадии концентрации считаются вялость и возбуждение грубого уровня и их производные — сонливость и тяжесть. На этой стадии, как кажется, вялость грубого уровня возрастает в силу того, что концентрация всё больше обращается внутрь, а не наружу6.

Пятая и шестая стадии концентрации — «дисциплина» (dul bar byed pa) и «успокоение» (zhi bar byed pa) — соответствуют четвёртому прямому участку пути, который называется «дорога бдительности». Три поворота между первыми четырьмя прямыми участками дороги преодолеваются с помощью усиления «пламени» концентрации. Усиление является жизненно важным, потому что приводит к переходу с дороги слушания на дорогу размышления, с дороги размышления на дорогу памятования, а с дороги памятования — на дорогу бдительности. Вступив на дорогу бдительности, медитирующие уже редко теряют из внимания выбранный объект. В процессе следования по этой дороге концентрация начинает приносить удовольствие и поднимает настроение, а временами даже вызывает сильное ощущение блаженства. На пятой стадии концентрации — «дисциплина» — возбуждение грубого уровня стихает, но вялость тонкого уровня всё ещё остаётся серьёзной проблемой. Поэтому практикующим необходимо применять дисциплину — задействовать бдительность для того, чтобы распознавать вялость, и использовать усиление для того, чтобы её устранить. Им следует оставаться начеку и поддерживать ум в бодром и свежем состоянии. На шестой стадии — «успокоение» — вялость тонкого уровня больше не возникает, но возбуждение тонкого уровня всё ещё остаётся проблемой. Это частично обусловлено тем, что обычный ум сохраняет свою склонность привязываться к ощущениям; частично тем, что ум, погружённый в медитацию, начинает испытывать привязанность к приятным переживаниям7, свойственным дороге бдительности; и в определённой степени тем, что для того, чтобы продвинуться так далеко по пути, практикующим пришлось прилагать значительные усилия к удержанию ума на выбранном объекте. Таким образом, на этой стадии необходимо выработать навык, который может помочь устранить изъян возбуждения тонкого уровня.

Седьмая и восьмая стадии концентрации соответствуют пятому прямому участку пути – дороге упорства. На этой дороге жизненной энергии медитирующих достаточно для того, чтобы поддерживать медитацию долгое время без отвлечения и апатии, не впадая в возбуждение или вялость грубого уровня. На седьмой стадии концентрации — «полное успокоение» (nye bar zhi bar byed pa) — ни возбуждение, ни вялость тонкого уровня больше не представляют реальной угрозы, но всё ещё служат причиной отвлечения. Памятование и бдительность на этой стадии функционируют автоматически, требуя лишь незначительного усилия со стороны практикующих. Геше Гендун Лодро говорит: «Если медитация стабильна, а внимание непрерывно [thu re] удерживается на объекте наблюдения8, то всегда можно заметить, что возникли слабость или волнение»9. Однако на седьмой стадии концентрации медитирующим всё ещё необходимо прилагать существенные усилия для того, чтобы пребывание ума было полным и непрерывным, — до тех пор, пока этот процесс не будет доведён до автоматизма10. На восьмой стадии концентрации — «однонаправленность» (rtse gcig tu byed pa) — усилия требуются лишь для того, чтобы начать сессию медитации. После этого всё происходит само по себе, автоматически. Теперь практикующие уверены, что расслабление и прекращение усилий не послужат причиной отвлечения от выбранного объекта медитации, а вялость и возбуждение тонкого уровня не будут представлять какую-либо проблему. Концентрация больше никогда не прерывается и автоматически сохраняется, момент за моментом, в течение всей сессии медитации11.

Девятая стадия — «равностность», или «баланс» (mnyam par ‚jog pa), соответствует шестому прямому участку пути, который называется «дорога мастерства». На этой заключительной стадии концентрации пребывание становится непрерывным и ум полностью сконцентрирован на выбранном объекте, а возникновение ментальных событий сопровождается глубокой ясностью. Всё происходит спонтанно и без усилий, развивается значительная ментальная гибкость. Достижение девятой стадии концентрации и развитие ментальной гибкости способствуют овладению практикой пребывания /успокоения. Знаки овладения практикой пребывания / успокоения включают: непрерывную стабильность медитации как во время бодрствования, так и во время сна; завершение проявлений грубого уровня и негативных эмоциональных состояний во время медитации; ощущение, что после выхода из состояния медитации мы обрели новое тело; возникновение чистых, похожих на иллюзии проявлений и медитативных виде́ний12.

Таши Намгьял рассматривает девять стадий концентрации Майтреи и Асанги в своём обширном комментарии к практике махамудры [TN, 305 – 307], но не проводит сопоставление этих девяти стадий со ступенями концентрации традиции махамудры13. Фактически ни один из текстов махамудры, которые используются в этой книге в качестве источника информации, не содержит сравнительного анализа стадий концентрации индийской традиции сутры и ступеней концентрации традиции махамудры. В таблице я представляю собственную попытку показать соответствия и различия между этими двумя традициями практики концентрации. Несмотря на то что сами стадии концентрации в обеих традициях практически совпадают, существует серьёзное различие в позициях наблюдения. В индийской буддийской традиции сутры девять стадий концентрации рассматриваются в основном с позиции ума, то есть с точки зрения стабильности его пребывания на объекте и препятствующих этому проблем. В традиции махамудры соответствующие ступени концентрации рассматриваются с позиции ментальных событий, то есть с точки зрения того, как с постепенным постижением естественного состояния ума они трансформируются в его потоке из внешне обычных ментальных событий в своё новое качество. Однако в попытке сохранить преемственность традиций в тексты махамудры были добавлены некоторые объяснения ступеней концентрации, в которых практика рассматривается с позиции ума — с позиции стабильности и полноты его пребывания на выбранном объекте. Эти соответствия и различия сведены в таблицу.

Стадии развития концентрации.jpg
Стадии развития концентрации2.jpg
Примечания
1. «Пребывание в покое и проникающее видение: Духовная трансформация посредством медитации». — Прим. Перев. ↩
2. СПб: ИП А. А. Терентьев, 2010. — Прим. Перев. ↩
3. Пять изъянов впервые упоминаются в тексте Асанги «Стадии слушателей». Главными изъянами концентрации являются: лень, забывчивость, вялость / возбуждение, неспособность применить противоядие и чрезмерное применение противоядия. Восемь противоядий включают: четыре противоядия, необходимые для преодоления лени (вера, интерес, усердие и гибкость); памятование, необходимое для преодоления изъяна забывчивости; бдительность, необходимую для исправления изъяна вялости / возбуждения; применение, необходимое для преодоления изъяна неспособности применить противоядие; равностность, необходимую для преодоления изъяна чрезмерного применения противоядия. См. Lodrö, 1998, 69 – 95. ↩
4. Ibid., 69 ↩
5. Tsong kha pa, 2001 – 2004, т. 3, 49. ↩
6. «…Существует большая опасность того, что возникнет слабость (вялость), потому что ум с силой удерживается внутри». (Lodrö, 1998, 78). ↩
7. Геше Гендун Лодро также упоминает «заносчивость» (rgyags pa), или завышенное самомнение, которое может возникнуть на этой стадии из-за ощущения эйфории, вызванного медитацией (Ibid., 84) ↩
8. Автор сохраняет терминологию цитируемого источника: объект наблюдения = выбранный объект концентрации, слабость и волнение = вялость и возбуждение. — Прим. Перев. ↩
9. Ibid., 86 ↩
10. Геше Гендун Лодро описывает шесть аспектов приложения усилий, свойственных этой стадии концентрации: 1) тщательное внимание по отношению к объекту медитации; 2) продолжительное применение; 3) неизменность усилий; 4) усилия, основанные на продолжительном применении; 5) усилия, которые не ослабевают при возникновении сложностей; 6) усилия, исключающие удовлетворённость тем, что уже достигнуто (Ibid., 88 – 89). ↩
11. Tsong kha pa, 2001 – 2004, т. 3, 75. ↩
12. В традиции сутры плод практики концентрации описывается как «работоспособность» ума. Например: «Таким образом, целью концентрации, позволяющей стабильно удерживать свободный от беспорядочного мышления ум на единственном выбранном объекте, является обретение ментальной работоспособности» (Tsong kha pa, 2001 – 2004, т. 3, 22). ↩
13. Дополнительное обсуждение девяти ступеней концентрации традиции махамдры см. в Gyatso, 1982, 157 – 169.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

#16
Аватара пользователя
кшатрий
постоянный участник
Сообщения: 6175
Зарегистрирован: 23 дек 2016, 23:39
Флаг: Russia

Схема Медитации от Елены Петровны Блаватской

Сообщение кшатрий » 13 окт 2020, 01:03

Александр Дущенко-dusik_ie писал(а):
12 окт 2020, 08:41
Все, что написано Блаватской должно рассматриваться в едином ключе. То есть, тот же "Голос Безмолвия" должен рассматриваться через призму ТД, как и наоборот.
"Голос Безмолвия" глубже ТД. Можно сказать, "квинтэссенция" написанного в ней(или "кульминация", по принципу-от общего к частному, от Макрокосмоса к микрокосмосу). И, разумеется, без одного нельзя понять другое и наоборот. Но вот здесь:
Александр Дущенко-dusik_ie писал(а):
12 окт 2020, 08:41
Потому, что слово "убийца" здесь:
4. Ум есть великий убийца Реального.
5. Ученик должен убить убийцу.
Должен рассматриваться и вот в таком смысле:
Думаю, что есть лишняя надуманность, которая ничем не пригодится. То, что говорилось в древних святилищах-разъяснялось там же. И по обрывкам из 3-го тома ТД об этом мало что можно сказать. Здесь же присутствует прямое указание, которое, тем не менее, "завуалировано"(как и прямо разъяснено дальше и в то же время, снова "завуалировано"). Т.е., сами изречения из "Голоса Безмолвия" являются ключом к их пониманию. Но лишь когда рассматриваются в совокупности и взаимосвязи друг с другом. Поэтому, невозможно трактовать каждый из пунктов, не затрагивая остальные. Тоже самое с ТД.
"Состояние сознания-это состояние жизни"(с)Ян ван Рэйкенборг.

#17
Аватара пользователя
Александр Дущенко-dusik_ie
постоянный участник
Сообщения: 6449
Зарегистрирован: 12 сен 2015, 08:12
Откуда: Украина. Не член РТО
Флаг: Ukraine

Схема Медитации от Елены Петровны Блаватской

Сообщение Александр Дущенко-dusik_ie » 13 окт 2020, 08:05

кшатрий писал(а):
13 окт 2020, 01:03
Думаю, что есть лишняя надуманность, которая ничем не пригодится. То, что говорилось в древних святилищах-разъяснялось там же. И по обрывкам из 3-го тома ТД об этом мало что можно сказать. Здесь же присутствует прямое указание, которое, тем не менее, "завуалировано"(как и прямо разъяснено дальше и в то же время, снова "завуалировано"). Т.е., сами изречения из "Голоса Безмолвия" являются ключом к их пониманию. Но лишь когда рассматриваются в совокупности и взаимосвязи друг с другом. Поэтому, невозможно трактовать каждый из пунктов, не затрагивая остальные. Тоже самое с ТД.
Трактовать может каждый как угодно - в зависимости от его ментальных способностей и фантазии. Такая трактовка может удовлетворить любопытство появлением чувства ясности или убедительности, после чего, интерес к теме угасает, как угасает интерес к еде, когда желудок уже полон.
Слово "любопытство", лично для себя, я не отождествляю со словом "любознательность".
Потому, что любопытство заканчивается там, где появляется чувство удовлетворения (ясности).
Тогда как любознательность - это любовь к знанию - это стремление, которое никак не может заканчиваться на уровне каких-то ментальных конструкций (фантазий) не имеющих никаких практических последствий.

Также, любопытство очень часто побуждаемо азартом ментальных амбиций - это как увлечение головоломками. Это развивает ум, в некотором направлении, но не более того.

К чему это я?
А то, что не важно, с чего начинается ересь - будет это, типа, "Блаватская напутала" или "есть лишняя надуманность, которая ничем не пригодится"

Сразу оговорюсь за фанатизм.
Как Вы могли заметить, я раньше очень часто здесь воевал с Т. Медведковой - кое-кто, назвал нас даже "сладкой парочкой".
Это потому, что мой фанатизм и ее похожи, как похожи на себя (по внешнему выражению) полярности - например, как Арктика и Антарктика.

Мой "фанатизм" - это принимать каждое слово Блаватской как авторитет Учителя, но не носиться с ним, как с откровением, пытаясь навязывать другим свое (весьма ограниченное) понимание этих слов. А понимать его исключительно как намек, заданную направленность поиска и частичного указания на метод как это все можно разрешить.
Потом, все это сбрасывается в одну кучу - перемешивается, и отдается на откуп тех, кто думает, что рационально мыслит и берется этот "хаос" упорядочить. Эти "упорядники" как раз и создают вуаль из хаоса под видом порядка. Естественно, такая оценка - это только мое мнение и из-за того же подхода, я ничего не берусь утверждать однозначно.
Изучать теософию (как оккультизм) - это как идти по зыбкой почве. Нужно все время двигаться, нигде долго не останавливаться, а то засосет.

Почти тоже самое, в отношении и Бейли и Рерих. Эти две женщины имели медиумические способности - они принимали некоторое знание от Адептов, пропускали его через свое сознание (= ограниченность = адаптация для понимания рациональным умом) и на выходе мы имеем не чистое знание, а смесь зёрен и плевел. Причем, "пропорция" соотношения их не известна - кто знает, может есть места где 99% плевел - здесь никаких гарантий быть не может.

#18
Аватара пользователя
Святослав Липский
участник
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 01 окт 2020, 16:42
Флаг: Russia

Схема Медитации от Елены Петровны Блаватской

Сообщение Святослав Липский » 21 окт 2020, 21:00

По поводу того, как трудно преодолеть начальные этапы и о "базе": есть такая цитата из предисловия к палийской МахаСатипатхтана Сутте (Большая сутта о способах установления памятования) - не знаю чьё, правда, может, кто подскажет...
Представьте себе, что пастух хочет приручить дикого телёнка: он забирает его у коровы и привязывает его верёвкой к прочному столбу. Тогда телёнок может кидаться из стороны в сторону, но так как он не сможет уйти и устанет от своих попыток, то в конце концов он уляжется около столба. Так и медитирующий, когда он хочет приручить свой собственный ум, который был воспитан на наслаждении объектами чувств, должен увести ум из мест с изобилием объектов чувств, и привязать ум к столбу вдохов и выдохов верёвкой осознанности. И хотя его ум может кидаться из стороны в сторону, лишённый свободы бродить среди объектов чувств, в конце концов он успокоится, если осознанность настойчива и сильна.
При практике осознанности дыхания внимание должно быть сосредоточено на кончике носа или на находящейся сразу под носом точке верхней губы, где ощущается поток воздуха. Внимание медитирующего должно постоянно находиться на этой "точке сосредоточения", в которой можно легко чувствовать и наблюдать входящее и выходящее дыхание. Медитирующий может заметить путь дыхания через тело, но он должен игнорировать это. В начале практики медитирующий должен сосредотачиваться только на вдохах и выдохах, и не должен впадать в какие-то размышления о них. Только на последующем этапе ему нужно будет заняться возникновением знания и других состояний, связанных с сосредоточением.
Есть разные способы, как использовать счёт. Вик Хао Чин объяснял на встречах один вариант. Вот, ещё есть такой:
Буддийские учителя древности рекомендуют начинающему сначала в уме считать вдохи и выдохи. При этом начинающий не должен прекращать счёта раньше пяти, продолжать дольше десяти, или делать перерыв в счёте. При остановке раньше пяти у ума недостаточно пространства для сосредоточения, при продолжении дольше десяти уме берёт в качестве объектов скорее числа, а не дыхания, а любой перерыв в счёте может нарушить медитацию.
При счёте медитирующий сначала должен считать, когда вдох или выдох завершён, а не когда он начинается. Так что сделав сначала вдох, он считает в уме "один", когда этот вдох завершён, затем он считает "два", когда выдох завершен, "три" после следующего вдоха, и так далее до десяти, а потом опять от одного до десяти, и так продолжает дальше.
После некоторой практики счёта при завершении вдоха или выдоха, дыхание может участиться. Но вдохи или выдохи не нужно специально делать дольше или короче. Медитирующему нужно просто осознавать их ход, когда они приходят и уходят. Теперь он может попробовать считать "раз", когда он начинает вдыхать или выдыхать, считать до пяти или до десяти, а затем опять от одного до пяти или десяти. Если вдох вместе с выдохом считаются как "один", то лучше считать только до пяти.
Счёт нужно использовать только до тех пор, пока медитирующий не сможет без него обходиться, следя за последовательностью дыханий. Счёт – это всего лишь инструмент, который помогает не допускать случайных мыслей. Он остаётся ориентиром или перилами для поддержания осознанности, пока она не сможет обходиться без такой помощи. Для некоторых счёт может оказаться скорее ненужным усложнением, чем помощью, и они вполне могут обращать внимание непосредственно на сам поток внимания, с помощью "соединения следующих друг за другом дыханий".
После того, как счёт отброшен, медитирующий должен продолжать свою практику с помощью соединения (анубандана); то есть, осознанное отслеживание вдохов и выдохов без использования счёта, и всё же без перерыва во внимательности. И здесь тоже внимание не нужно отслеживать дальше ноздрей, где дыхательный воздух входит и выходит. Медитирующий должен стараться осознавать своё дыхание, на всём его протяжении и не пропуская ни одной его фазы, но его внимание должно оставаться на месте контакта, ноздрях, или той точки верхней губы, где её касается поток воздуха.
Один настоятель буддийского монастыря ещё давал такой способ:
вдыхаем на 1 счёт и выдыхаем на 1, потом на 2 вдыхаем и на 2 выдыхаем (то есть вдох и выдох в 2 раза длиннее, чем первый), потом на 3, потом на 4.
Опять начинаем с 1 и доходим до 5. Потом с начала и до 6, потом до 7, до 8, 9 и 10.
Кто дошёл - тот молодец. Если отвлёкся - с начала. Кто не уверен, отвлёкся или нет (часто бывает :) ) - тоже с начала.
Он ещё добавил, что во времена Будды это упражнение давали детям (!), как простой способ упражнения сосредоточения. :)
Есть ещё наблюдение различных частей тела - сканирование. Это преподаёт Оланд Ананда на своих медитациях по воскресеньям.
В общем, думаю, можно начать с более простого из этих вспомогательных упражнений и, если это покажется целесообразным, освоив его более-менее, попробовать более трудное, пока телёнок не "уляжется около столба" и "медитирующий" "приручит свой собственный ум".
Другой аспект этого - нравственное поведение, естественно. Так как если не соблюдать определённую чистоту в жизни, это создаёт огромное препятствие усилию по сосредоточению и умиротворению ума.

#19
Аватара пользователя
Эдвард Романов
администратор
Сообщения: 3345
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 19:52
Флаг: Russia

Схема Медитации от Елены Петровны Блаватской

Сообщение Эдвард Романов » 21 окт 2020, 21:14

А чем не подходит вдох и выдох с практикой молитвы или повторения Имени как это практиковали наши православные старцы-исихасты в умном делании?

#20
Аватара пользователя
кшатрий
постоянный участник
Сообщения: 6175
Зарегистрирован: 23 дек 2016, 23:39
Флаг: Russia

Схема Медитации от Елены Петровны Блаватской

Сообщение кшатрий » 21 окт 2020, 22:06

Святослав Липский писал(а):
21 окт 2020, 21:00
В общем, думаю, можно начать с более простого из этих вспомогательных упражнений и, если это покажется целесообразным, освоив его более-менее, попробовать более трудное, пока телёнок не "уляжется около столба" и "медитирующий" "приручит свой собственный ум".
Другой аспект этого - нравственное поведение, естественно. Так как если не соблюдать определённую чистоту в жизни, это создаёт огромное препятствие усилию по сосредоточению и умиротворению ума.
Зачем все эти сложности? Это похоже на попытки успокоить ум с помощью самого ума, придумывающего и выполняющего разные "упражнения" для своего "успокоения". А на деле, для того, чтобы создать временную иллюзию успокоения, ограниченную временем "медитации". В повседневной жизни ум(мышление) и поведение связаны между собой, потому что, в поведении выражается состояние ума и его привычки. Поэтому, на мой взгляд, полезнее практиковать сосредоточение и успокоение ума не только в специально отведённое время, выполняя "специальные" упражнения(если без них вообще никак не получается), но и при наблюдении за своими мыслями и поведением в течение остального дня. Иначе, толку будет мало от того, что час-другой ум успокоен и сосредоточен, а всё остальное время-в хаосе и беспокойстве по поводу повседневных событий(особенно, "неприятных") и мыслей о них. :)
"Состояние сознания-это состояние жизни"(с)Ян ван Рэйкенборг.

#21
Аватара пользователя
Святослав Липский
участник
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 01 окт 2020, 16:42
Флаг: Russia

Схема Медитации от Елены Петровны Блаватской

Сообщение Святослав Липский » 21 окт 2020, 22:22

Эдвард Романов писал(а):
21 окт 2020, 21:14
А чем не подходит вдох и выдох с практикой молитвы или повторения Имени как это практиковали наши православные старцы-исихасты в умном делании?
Не то чтобы не подходит. Каждому своё, я думаю. Просто есть разные техники - я про то, что инструментарий в наличии! Каждый может пробовать и подбирать.

#22
Аватара пользователя
Святослав Липский
участник
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 01 окт 2020, 16:42
Флаг: Russia

Схема Медитации от Елены Петровны Блаватской

Сообщение Святослав Липский » 21 окт 2020, 22:25

кшатрий писал(а):
21 окт 2020, 22:06
Святослав Липский писал(а):
21 окт 2020, 21:00
В общем, думаю, можно начать с более простого из этих вспомогательных упражнений и, если это покажется целесообразным, освоив его более-менее, попробовать более трудное, пока телёнок не "уляжется около столба" и "медитирующий" "приручит свой собственный ум".
Другой аспект этого - нравственное поведение, естественно. Так как если не соблюдать определённую чистоту в жизни, это создаёт огромное препятствие усилию по сосредоточению и умиротворению ума.
Зачем все эти сложности? Это похоже на попытки успокоить ум с помощью самого ума, придумывающего и выполняющего разные "упражнения" для своего "успокоения". А на деле, для того, чтобы создать временную иллюзию успокоения, ограниченную временем "медитации". В повседневной жизни ум(мышление) и поведение связаны между собой, потому что, в поведении выражается состояние ума и его привычки. Поэтому, на мой взгляд, полезнее практиковать сосредоточение и успокоение ума не только в специально отведённое время, выполняя "специальные" упражнения(если без них вообще никак не получается), но и при наблюдении за своими мыслями и поведением в течение остального дня. Иначе, толку будет мало от того, что час-другой ум успокоен и сосредоточен, а всё остальное время-в хаосе и беспокойстве по поводу повседневных событий(особенно, "неприятных") и мыслей о них. :)
Думаю, что если не получается успокоить себя на 20 минут в день в специально отведённых обстоятельствах, то шансы эффективно наблюдать за своими мыслями и др. не велики. Вообще, это касается того, что называют формальная и неформальная медитация. Они, конечно, обе имеют своё место и назначение. Но всё же продвижение в основном благодаря усилиям формальной медитации, а неформальная - скорее поддерживающая роль.

#23
Аватара пользователя
Константин Зайцев
администратор
Сообщения: 4359
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 03:00
Откуда: Москва
Флаг: Russia
Контактная информация:

Схема Медитации от Елены Петровны Блаватской

Сообщение Константин Зайцев » 21 окт 2020, 22:50

Эдвард Романов писал(а):
21 окт 2020, 21:14
А чем не подходит вдох и выдох с практикой молитвы или повторения Имени как это практиковали наши православные старцы-исихасты в умном делании?
Висенте Хао Чин писал, что наше общество внеконфессиональное, и потому мы избегаем атрибутов каких-то конкретных религий. Думаю, по той же причине Ледбитер предлагал медитировать на карандаш.
кшатрий писал(а):
21 окт 2020, 22:06
Зачем все эти сложности? Это похоже на попытки успокоить ум с помощью самого ума, придумывающего и выполняющего разные "упражнения" для своего "успокоения".
Но разве не это буддийский метод? Далай-лама говорил, что ум как бы разделяется на две части, и одна следит за другой.
Теория — кум практики

#24
Аватара пользователя
кшатрий
постоянный участник
Сообщения: 6175
Зарегистрирован: 23 дек 2016, 23:39
Флаг: Russia

Схема Медитации от Елены Петровны Блаватской

Сообщение кшатрий » 21 окт 2020, 23:20

Святослав Липский писал(а):
21 окт 2020, 22:25
Думаю, что если не получается успокоить себя на 20 минут в день в специально отведённых обстоятельствах, то шансы эффективно наблюдать за своими мыслями и др. не велики. Вообще, это касается того, что называют формальная и неформальная медитация. Они, конечно, обе имеют своё место и назначение. Но всё же продвижение в основном благодаря усилиям формальной медитации, а неформальная - скорее поддерживающая роль.
Тогда, пусть уж это будет несколько раз по двадцать минут в день. Потому что, это лишь вопрос привычки. И лишь часто повторяющееся действие(не важно, ментальное, моральное, или физическое) формирует её. Медитация-это способ сознательного преодоления одной привычки(рассеянности и беспокойства ума) с помощью развития другой(сосредоточенности и спокойствия). Поэтому, имеет значение всё, что в той, или иной мере может этому способствовать. Не важно-в специально отведённое время, или нет. Особенно, если человек живёт в городе, а не в монастыре, в лесу, или в пещере. Как можно развивать одну привычку, если противоположная ей всё равно будет проявляться чаще и дольше?
Константин Зайцев писал(а):
21 окт 2020, 22:50
Но разве не это буддийский метод? Далай-лама говорил, что ум как бы разделяется на две части, и одна следит за другой.
Этот метод предназначен, прежде всего, для монахов. Потому что, они могут уделять медитации больше времени, чем "миряне". Ради чего, собственно и уходят в монастырь. Поэтому, для них он будет более эффективным, так как, отвлекающих факторов, свойственных "мирской жизни", у них гораздо меньше. Всё равно, главное-эффективность, а не метод, польза которого как раз и зависит от его эффективности в тех, или иных условиях.
"Состояние сознания-это состояние жизни"(с)Ян ван Рэйкенборг.

#25
Ответить