цитата:ЦИТАТА (А.Бейли . От интеллекта к интуиции , 221) :
Добившись ощущения физического комфорта и релаксации и удалив сознание из физического тела, мы обращаем внимание на своё дыхание и убеждаемся в том, что оно спокойное, ровное и ритмичное. Здесь я хотела бы сделать предупреждение относительно 221] дыхательных упражнений – всем, за исключением тех, кто уже посвятил годы правильной медитации и очищению своей телесной природы. При отсутствии опыта и чистоты использование дыхательных упражнений влечёт за собой вполне реальную опасность. Сейчас существует немало школ, обучающих дыхательным упражнениям, есть также немало пропагандистов дыхания как средства духовного развития. Однако этот подход не имеет ничего общего с духовным развитием и в основном связан с физическим развитием, причём такая практика приводит к многочисленным осложнениям и опасностям. В частности, с помощью дыхательных упражнений можно стать ясновидящим или яснослышащим, но в случае отсутствия истинного понимания процесса или правильного контроля над “изменчивой психической природой” со стороны ума возможно лишь неестественное, насильственное вхождение в новую область феноменов. При этом происходит развитие способностей, совершенно не поддающихся контролю, и в этом случае человек нередко обнаруживает, что не способен избавиться от звуков и видений, которые он научился воспринимать. Будучи беспомощным в попытке избежать как физических, так и психических контактов, он разрывается в двух направлениях, не находя покоя. Физические звуки и зрительные образы принадлежат к его естественной области восприятия и производят впечатление на его органы чувств нормальным образом, но он беспомощен перед воздействиями психического мира с его собственными звуковыми и зрительными образами; он не может просто закрыть глаза и изолировать себя от нежелательного психического окружения.
Недавно некий доктор богословия и пастор большой церковной общины написал мне, что 222] занимался дыхательными упражнениями у одного приезжего наставника с целью поправить своё здоровье. Результатом его благонамеренного невежества стало открытие внутреннего психического слуха. Он сообщил мне в своем письме: “Я печатаю Вам письмо на машинке и слышу всяческие голоса, слова и звуки нефизического характера. Я не могу остановить их и опасаюсь потерять рассудок. Не могли бы Вы сообщить мне, как от них отключиться?” На протяжении последних десяти лет сотни людей обращались ко мне с просьбой о помощи после неразборчивого следования рекомендациям тех, кто учит дыхательным упражнениям. Многие из пострадавших пребывают в отчаянии и нередко находятся в плачевном психическом состоянии. Некоторым из них можно помочь. Те немногие, с которыми мы не можем ничего поделать, кончают жизнь в сумасшедших домах и лечебницах для психически больных. Близкое знакомство с подобными случаями заставляет меня сделать это предупреждение, так как причиной большинства случаев неконтролируемых психических расстройств являются дыхательные упражнения.
В древних учениях Востока упражнения по контролю за дыханием разрешались только после того, как первые три из так называемых “средств объединения” были в той или иной мере освоены на практике. Эти “средства” следующие. Во-первых, пять заповедей, то есть непричинение вреда, правдивость в отношении всех существ, недопущение воровства, распущенности и алчности. Во-вторых, пять правил: внешняя и внутренняя чистота, смирение, огненное устремление, духовное чтение и преданность. В-третьих, правильная уравновешенность. Когда человек не причиняет вреда мыслью, словом или действием, 223] когда он бескорыстен и знает смысл уравновешенности, как эмоциональной, так и физической, тогда он действительно может безопасно практиковать дыхательные упражнения под соответствующим руководством. Но даже в этом случае ему удастся только объединить витальные энергии тела и стать сознательным психиком, что может иметь смысл и цель, в случае если он считает себя исследователем-экспериментатором.
Неспособность соблюсти некоторые предварительные требования довела до беды многих достойных исследователей. Слабому эмоциональному человеку опасно заниматься дыхательными упражнениями с целью ускорить своё развитие, и каждый учитель, пытающийся преподавать эти упражнения большим группам людей, что нередко случается, создаёт проблемы и себе, и своим последователям. В древности наставники очень редко принимали учеников для этой формы обучения, и то в качестве дополнения к такой подготовке, которая приводила к определенному контакту с душой, с тем чтобы душа могла направлять пробуждённые дыханием энергии на достижение собственных целей и служения миру.
Другой тип проблем, который нам предстоит рассмотреть, можно интерпретировать в терминах энергии.
Учащиеся часто жалуются на чрезмерную стимуляцию и на поступление столь высокой энергии, что они не могут с ней справиться. Они говорят, что, когда они пытаются медитировать, у них появляется склонность к рыданиям или к неоправданной суетливости. У них наступают периоды повышенной активности, проявляющейся в беспорядочной беготне в стремлении служить, говорить, писать и работать, что приводит к бурной реакции, иногда на грани нервного срыва. Другие жалуются на головные боли, наступающие сразу после медитации, или на неприятные вибрации в районе лба или горла. У них нарушается сон. По существу, это симптомы избыточной стимуляции. Она затрагивает нервную систему через лежащую в её основе тонкую структуру нади, о которой мы упоминали ранее. Эти неприятности начинающего в науке медитации 255] требуют осторожности. При правильном к ним отношении они скоро пройдут, но если их игнорировать, они могут привести к серьёзным осложнениям. На этой стадии искренний и заинтересованный стремящийся часто сам создает проблемы, так как настолько озабочен овладением техникой медитации, что пренебрегает данными ему правилами и перегружает себя, несмотря на все предостережения наставника. Вместо того чтобы медитировать в режиме рекомендованных ему 15 минут, он стремится ускорить темпы и медитирует по полчаса; вместо следования схеме, рассчитанной на завершение процесса через 15 минут, он стремится удержать концентрацию как можно дольше, забывая, что на данной стадии он учится концентрации, а не медитации. Отсюда неприятности, нервные срывы, приступы бессонницы, упреки в адрес наставника и утверждения об опасности этой науки, в то время как во всём виноват только он сам.
Когда случается какая-либо из этих неприятностей, следует временно приостановить или замедлить медитативную работу. Если состояние не настолько серьезное, чтобы полностью прекратить работу, следует пристально понаблюдать, куда (в теле человека) направляется притекающая энергия. Энергия приходит во время медитации и направляется в ту или иную часть механизма.
цитата:Алиса Бейли "ПИСЬМА ОБ ОККУЛЬТНОЙ МЕДИТАЦИИ"
В нынешнем переходном периоде налицо большая опасность. Правильный тип тела для вмещения оккультной силы и манипуляции ею еще не построен, тела же, которые используются сейчас, могут привести амбициозного учащегося к катастрофе. Когда человек начинает идти по пути оккультной медитации, требуется почти четырнадцать лет, чтобы перестроить тонкие тела, а потом и физическое. Все это время заигрывать с неведомым небезопасно, так как лишь при наличии очень сильного очищенного физического тела, контролируемого устойчивого и выровненного эмоционального тела и достаточно искушенного ментального тела можно вступить на тонкие планы и буквально работать с Фохатом, что оккультист и делает. Поэтому акцент на Пути Очищения, который повсеместно делается мудрыми Наставниками, должен предшествовать Пути Просветления. Ими ставится упор на развитии духовой способности, прежде чем может быть безопасно проявлена психическая способность; требуется каждодневное, в течение всей жизни, служение расе, прежде чем человеку может быть разрешено манипулировать силами природы, властвовать над элементалами, сотрудничать с дэвами и разучивать формы и церемонии, мантрамы и ключевые слова, которые вводят эти силы в круг проявления.
Все изложенное составляет для нас фундамент знания — знания, которое внушает мудрому учащемуся желание подчиниться необходимым правилам, соответствовать предписанным требованиям и превратить постигнутые ментальные концепции в практический опыт ежедневной жизни. Желание это является мудрым и правильным — следствием всего, что было дано; но в этой связи придется высказать определенные опасения, показать некоторые возможные опасности и предостеречь учащегося против энтузиазма, который способен завлечь его на пути, могущие затормозить развитие и способствовать наработке вибраций, которые, в конце концов, придется искоренять. Отсюда возможность задержки с необходимостью повторения работы, которых (если бы это было вовремя осознано) можно было бы избежать.
Только когда канал открыт перед интуицией и закрыт перед животной природой, человек может мудро продолжать свое дело. Только когда возросла способность сердца сострадать всему, что дышит, любить все, с чем оно соприкасается, понимать самое нежеланное из Божьих творений и сочувствовать ему, работа может продвигаться в нужном направлении. Только если развитие идет равномерно, только если интеллект не слишком опережает сердце и ментальная вибрация не отталкивает высшую вибрацию Духа, учащемуся можно доверить стяжать силы, которые, если их употребить неправильно, могут привести к катастрофе как для его окружения, так и для него самого. Только если все его мысли вращаются вокруг того, что он намеревается сделать для помощи миру, ему можно разрешить мудро манипулировать мыслительной материей. Только если у него нет иного желания, кроме как выяснить планы Учителя, затем способствовать тому, чтобы превратить эти планы в проявленные факты, ему можно доверить формулы, которые поставят меньших дэв под его контроль. Риск так велик, и опасности, окружающие легкомысленного учащегося, столь многочисленны, что прежде чем идти дальше, я призвал к осторожности.
Человек, практикующий оккультную медитацию, буквально «играет с огнем». Хочу подчеркнуть последнее заявление, так как оно отражает малоосознанную истину. «Игра с огнем» — это древняя истина, которая потеряла свое значение из-за частого повторения, однако она абсолютно и вполне правильная; это не символическое утверждение, а четкая констатация факта. Огонь — базис всего; «Я» есть огонь, интеллект есть фаза огня, да и в микрокосмических физических проводниках скрыт настоящий огонь, способный быть либо разрушительной силой, сжигающей ткань тела и нежелательным образом стимулирующий центры, либо оживляющим фактором, действующим как 103] стимулирующий и пробуждающий агент. Будучи направлен по определенным подготовленным каналам, этот огонь может действовать как очиститель и великий объединитель низшего и Высшего «Я».
В медитации учащийся пытается соприкоснуться с божественным пламенем, которое есть его Высшее «Я», и равным образом войти во взаимодействие с огнем ментального плана. Если медитация форсируется, или проводится слишком ревностно, прежде чем достигнута выравненность между высшими и низшими телами через эмоциональное, этот огонь может воздействовать на огонь, скрытый в основании позвоночника (огонь, называемый кундалини), и вызвать его преждевременную циркуляцию. Это приведет к распаду и истреблению вместо оживления и стимуляции высших центров. Подъем огня кундалини должен осуществляться по точному геометрическому спиральному пути, который определяется Лучом учащегося и является ключом к вибрации его высших центров. Его циркуляция может быть разрешена только под прямым руководством Учителя и при сознательном регулировании со стороны самого учащегося, следующего особым устным инструкциям наставника. Иногда этот огонь может быть пробужден и может правильно спиралеобразно подниматься без того, чтобы учащийся знал, что происходит на физическом плане; на внутренних планах он знает, только ему не удается довести эту информацию до сознания физического плана.
Рассмотрим три главные опасности, угрожающие физическим проводникам. Подчеркиваю, что речь пойдет лишь о ярко выраженных недугах, тогда как есть много промежуточных стадий риска и недомоганий, одолевающих неосторожного учащегося.
Опасности для физического мозга
Мозг поражают главным образом два недуга:
Закупорка кровеносных сосудов, приводящая к 104] разлитию крови и последующему давлению на тонкую ткань мозга. Она может вызвать временное недомогание, может даже привести к слабоумию. На начальных стадиях она проявляется как нечувствительность и усталость, и если учащийся продолжает медитацию в таком состоянии, последствия могут быть серьезными. Нельзя продолжать медитацию, если чувствуется усталость, надо ее прекратить при первых же признаках недомогания. Все эти опасности могут быть предотвращены, если есть здравый смысл и если помнить, что тело всегда должно развиваться постепенно и выстраиваться медленно. В замыслах Великих нет места спешке.
Безумие. Это зло часто поражает ревностных учащихся, которые излишне упорствуют или опрометчиво пытаются пробудить священный огонь при помощи дыхательных упражнений и тому подобной практики; они оплачивают свой натиск потерей рассудка. Огонь идет не по должному геометрическому пути, нужные треугольники не формируются, электрический флюид со все возрастающей скоростью и теплотой устремляется вверх, буквально сжигая всю или часть мозговой ткани, что приводит к безумию, а порой и к смерти.Когда эти факты будут более широко известны и открыто признаны, врачи и специалисты по мозгу будут более тщательно исследовать электрическое состояние позвоночного столба, соотнося его с состоянием мозга. Так будут достигаться хорошие результаты.
Опасности для нервной системы
Недомогания, связанные с нервной системой, более часты, чем те, что поражают мозг, такие как безумие и разрушение мозговой ткани. Почти все, занимающиеся медитацией, сознают ее действие 105] на нервную систему: иногда оно проявляется в виде бессонницы, возбудимости, напряженности и беспокойства, которые не позволяют расслабиться; раздражительности, возможно, не свойственной человеку, пока он не стал медитировать; подергивания конечностей, пальцев или глаз; депрессии, или понижения жизненности, и многих других проявлений стресса и нервозности в зависимости от природы и темперамента. Нервозность может быть сильной или легкой, но я категорически заявляю, что ее не должно быть, если учащийся соблюдает правила здравого смысла, терпеливо изучает собственный темперамент и не слепо следует формам и методам, а настойчиво выясняет, почему необходимо такое-то действие. Если бы изучающие оккультизм более мудро дисциплинировали свою жизнь, более объективно относились к проблеме пищи, выдерживали необходимые часы сна и работали осторожно и медленно, а не под влиянием импульса (какой бы высокой ни была устремленность), были бы налицо лучшие результаты и у Великих были бы более квалифицированные помощники в деле служению миру.
Опасности для половых органов
Опасность чрезмерной стимуляции этих органов теоретически хорошо осознается, и я не собираюсь долго на ней останавливаться сегодня. Но хочу подчеркнуть: эта опасность очень реальна. Причина в том, что, чрезмерно стимулируя эти центры, внутренний огонь всего лишь следует линии наименьшего сопротивления, соответствующей поляризации расы в целом. Поэтому учащемуся приходится совершать два действия:
а. Ему приходится удалять свое сознание из этих центров, что нелегко, так как подразумевает преодоление результатов многовекового развития.
б. Ему приходится направлять творческий импульс на ментальный план. Если это осуществляется успешно, он направляет активность божественного огня в горловой центр и в соответствующий головной центр, а не в низшие органы воспроизведения. Стало быть, очевидно, почему — если человек не очень продвинут — ему нецелесообразно в начальные годы тратить много времени на медитацию. Мудрое древнее правило брахманов гласит, что человек молодые свои годы обязан отдать дому и хозяйству и только когда он исполнит свой долг как человек, ему дозволяется отдаться жизни подвижника. Это правило для средних людей. У продвинутых Эго, учеников, не так; каждый из них должен прорабатывать собственную индивидуальную проблему.
Итак, вы сами можете убедиться в том, что бесполезно излагать правила развития центров и формулировать методы, вызывающие циркуляцию огня, до тех пор, пока опытные наставники, обладающие специальным знанием и ясновидением, не возьмут па себя ответственность за такого рода работу на физическом плане. Стремящимся нежелательно концентрировать свои мысли на каком-либо центре. Они тогда подвергаются риску 77] перевозбуждения или истощения. Не нужно стараться направить огонь в какое-либо место; невежественные манипуляции могут привести к безумию и жестокой болезни. Если стремящийся добивается только духовного развития, если им движут только искренность, сострадание и альтруизм, если он невозмутимо и настойчиво стремится взять под контроль свое эмоциональное тело и расширить ментальное, культивирует привычку к абстрактному мышлению, желаемые изменения в центрах происходят автоматически и опасность устраняется.