Единая Абсолютная Действительность – это единственный термин, который подлежит определению как Нечто. Определение терминов, которые будут даваться в процессе развертывания, будут опираться, на выше стоящие термины.
Хочу попытаться систематизировать только информацию, полученную в Прологе Т.Д. и если не получится, то использовать информацию из других текстов Е.П.Б.. Систематизация будет заключаться в попытке развернуть Единую Абсолютную Действительность до индивидуального сознания. Каждая ступень развертывания должна быть подкреплена цитатами только из текстов Е.П.Б.. Каждый термин должен иметь только метафизическое определение. Каждая ниже лежащая ступень должна исходить и быть логическим продолжением выше стоящей.
«Итак, Тайная Доктрина устанавливает три фундаментальные, основные положения:
I. Вездесущий, Вечный, Беспредельный и Непреложный ПРИНЦИП, о котором никакие рассуждения невозможны, ибо он превышает мощь человеческого понимания и может быть лишь умален человеческими выражениями и уподоблениями. Он вне уровня и достижения мысли и, согласно словам Mândûkya - "Немыслим и Несказуем".
Чтобы яснее представить читателю эти идеи, пусть он начнет с предположения, что существует лишь Единая, Абсолютная Действительность, которая предшествует всему проявленному и условному Сущему. Эта Бесконечная и Вечная Причина, туманно сформулированная в "Бессознательном" и в "Непознаваемом" современной европейской философией, является "Бескорним Корнем" всего, что было, есть или когда-либо будет". Она, конечно лишена всяких атрибутов и по существу не имеет никакого отношения к проявленному конечному Сущему. Это скорее Бытийность, чем Бытие - Сат по санскритски и превышает мышление и рассуждение». \Пролог. Т.Д.\
«Это Бытие символизировано в Тайной Доктрине под двумя аспектами. С одной стороны - Абсолютное, Абстрактное Пространство, представляющее чистую субъективность, то единственное, что никакой человеческий ум не может ни изъять из своего миропонимания, ни представить его как само по себе; с другой стороны - Абсолютное, Абстрактное Движение, представляющее Безусловное Сознание. Даже наши западные мыслители пришли к заключению, что сознание немыслимо для нас отдельно от изменения, и потому движение является лучшим символом этого процесса изменения и его главнейшим признаком. Этот последний аспект Единой Реальности также символизируется термином Великое Дыхание; символом, достаточно изобразительным и не нуждающимся в дальнейшем разъяснении. Таким образом, первая основная аксиома Тайной Доктрины есть это метафизическое Единое Абсолютное БЫТИЕ, символизированное конечным разумом, как теологическая Троица». \Пролог. Т.Д.\
С моей точки зрения Е.П.Б. рассматривает Единую Абсолютную Действительность (Е.А.Д.) как Нечто, имеющее свое определенное «место» нахождения, которое определяет как аспект Абсолютное Абстрактное Пространство (А.А.П.). Е.П.Б. как сознание, находящееся в Пространстве, рассматривает Единую Абсолютную Действительность (Е.А.Д.) как Нечто, которое то же должно где то находиться. Человек как сознание может находиться в этом Пространстве или в другом, каком либо Пространстве. То есть Человек сам по себе, а Пространство само по себе. Другое дело Абсолютное Абстрактное Пространство (А.А.П.), которое является аспектом Е.А.Д.. А.А.П., так же как и Е.А.Д. есть Нечто, которое даже сравнивать с обычным Пространством нельзя.
Кроме того Е.А.Д. как Нечто находится в процессе развития, которое определяется как аспект Абсолютное Абстрактное Движение (А.А.Д.) Е.П.Б. утверждает, что этот процесс развития идет через развитие сознания. Термин «Великое Дыхание» означает выход и возврат некоторых типов энергий. Таким образом, Е.А.Д. – это вечное развитие, которое достигается за счет выхода и возврата некоторых типов энергии.
«Парабраман, Единая Реальность, Абсолют, есть область Абсолютного Сознания, то есть та Сущность, которая вне всякого отношения к условному существованию; условным символом которой является сознательное существование. Но как только мы мысленно отходим от этого (для нас) Абсолютного Отрицания, получается двойственность в противоположении Духа (или Сознания) и Материи, Субъекта и Объекта.
Дух (или Сознание) и Материя, тем не менее, должны быть рассматриваемы не как независимые реальности, но как два символа или аспекта Абсолюта, Парабрамана, составляющего основу обусловленного Бытия, субъективного либо объективного». \Пролог. Т.Д.\
Смотрите, что далее делает Е.П.Б., а она берет за основу дальнейших рассуждений двойственность в противоположении Духа (или Сознания) и Материи. И тащит это противоположение аж на самый «верх».
«Если рассматривать эту метафизическую триаду как Корень, из которого исходит все проявление, Великое Дыхание принимает характер Пре-Космической Мысле-основы. Это есть fons et origo Силы, так же как и всего индивидуального Сознания, и снабжает руководящим разумом в обширной задаче космической Эволюции. С другой стороны, Пре-Космическая Корень-Субстанция (Мулапракрити) является тем аспектом Абсолюта, который лежит в основании всех объективных планов Природы.
Как Пре-Космическая Мысле-основа есть корень каждого индивидуального Сознания, так Пре-Космическая Субстанция является субстратом Материи в различных стадиях ее дифференциации». \Пролог. Т.Д.\
«МУЛАПРАКРИТИ (санскр.). Парабрахмическая основа, абстрактный божественный женский принцип – недифференцированная субстанция. Акаша. Буквально - «корень Природы» (Пракрити) или Материи». \Т.С.\
Смотрите если с другой стороны Пре-Космическая Корень-Субстанция, то с одной стороны получается Пре-Космическая Мысле-основа. В результате имеем то, что Е.А.Д. как Великое Дыхание принимает характер Пре-Космической Мысле-основы (с одной стороны) и Пре-Космической Корень-Субстанции (с другой стороны) как энергии, которые исходят из Е.А.Д. и возвращаются обратно (смотри схему 3).

Пре-Космическая Мысле-основа плюс Пре-Космическая Корень-Субстанция и получается Первый Логос.
«Следующий перечень даст читателю более ясное представление:
1) АБСОЛЮТНОСТЬ: Парабраман ведантистов или Единая Реальность, "Сат", являющаяся, по словам Гегеля, Абсолютным Бытием и Не-Бытием одновременно.
2) Первый Логос: Безличный, и в философии - Логос Непроявленный, предтеча Проявленного. Это есть "Первопричина", "Бессознательное" европейских пантеистов». \Пролог. Т.Д.\
Из Пре-Космической Мысле-основы исходит то, что становится Разумом, руководящим космической Эволюцией и то, что становится в последующем развертывании индивидуальным сознанием.
Разум, руководящий космической Эволюцией плюс Всемирный Дух, Пуруша, Жизнь плюс Космическая субстанция, Пракрити и мы имеем Второй Логос.
«3) Второй Логос: Дух-Материя, Жизнь; "Всемирный Дух", Пуруша и Пракрити». \Пролог. Т.Д.\
«ПРАНА (санскр.). Жизненный Принцип или дыхание Жизни». \Т.С.\
«ПРАКРИТИ (санскр.). Природа вообще, в противоположность Пуруше – духовной природе или Духу. Они вместе являются «двумя первичными аспектами Единого Непознаваемого Божества». (Т.Д., 1, 197) \Теософский словарь. Е.П.Б.\
Обратите внимание на термин «Дух-Материя». Похоже, Е.П.Б. объединяет «Всемирный Дух», Жизнь, Пурушу с Космической субстанцией и Пракрити. При этом оставляет за «бортом» Разум, руководящий космической Эволюцией.
И так мы подошли к проявленному Третьему Логосу.
«4) Третий Логос: Космическая Мысле-основа, Махат или Разум, Космическая Всемирная Душа; Космический Нумен Материи, основа разумных проявлений Природы и в Природе, также называемый Маха-Буддхи». \Пролог. Т.Д.\
Разум, руководящий космической Эволюцией, плюс Космическая Мысле-основа или Дух, Космическая Всемирная Душа плюс Материя, Космическая субстанция в проявлении, Природа - все вместе составляют Третий Логос.
«Отсюда очевидно, что противоположение этих двух аспектов Абсолюта необходимо для существования Проявленной Вселенной. Независимо от Космической Субстанции Космическая Мысле-основа не могла бы проявиться, как индивидуальное Сознание, ибо сознание развивается, как "Я есмь Я", только через проводника (упадхи) материи, физическое основание, необходимое для средоточия Луча Космического Разума при достижении известной сложности. В свою очередь, отделенная от Космической Мысле-основы, Космическая Субстанция осталась бы пустою отвлеченностью и никакое возникновение Сознания не могло бы произойти». \Пролог. Т.Д.\
«Так от Духа или Космической Мысле-основы происходит наше Сознание; от Космической Субстанции те несколько проводников, в которых сознание это индивидуализируется и достигает до самоосознания - или размышляющего – сознания». \Пролог. Т.Д.\
Далее от Духа наше индивидуальное Сознание или Субъект, а от Природы Объект или Проводник.
Смотрите одна логическая цепочка складывается: Пре-Космическая Корень Субстанция, Мулапракрити – Космическая Субстанция, Пракрити – Природа, Материя – Проводник, Объект. Вторая цепочка формально есть: Пре-Космическая Мысле-основа – Всемирный Дух, Пуруша, Жизнь – Космическая Мысле-основа, Дух, Всемирная Душа – Индивидуальное сознание, Субъект, но у нее логически не стыкуются первая ступень (Пре-Космическая Мысле-основа) со второй ступенью (Всемирный Дух, Пуруша, Жизнь). Более того Махат как Разум по его многочисленным определениям не стыкуется с Разумом, руководящим космической Эволюцией. Махат по одному определению стыкуется с Субстанцией, а по другому определению с Сознанием. Все это говорит не в пользу этой теоретической системы.
Здесь как мы видим Дух (или Сознание) или Космическая Мысле-основа противопоставляется Материи или Космической Субстанции.
А теперь самое интересное:
"Точно так же стоят в отношении один другого Дух и Материя, – два полюса одной и той же однородной Субстанции, Коренного Принципа Вселенной". Блаватская Е.П. – «Тайная Доктрина» т.1, ст. VII, шл.5.
Смотрите, что получается. Субстанция как Дух при воплощении получает форму, состоящую из субстанции или Материи. Разница между Субстанцией и субстанцией только в уровне развития. И это противоположение возможно только при воплощении. В других состояниях нет никаких противоположений, а есть «однородная Субстанция».
Следовательно, Пре-Космическая Мыле-основа не может быть одновременно корнем индивидуального Сознания и Разумом, руководящим космической Эволюцией. Сознание или Дух относятся к Субстанции.
С моей точки зрения термин «Пре-Космическая Мысле-основа» и ее логическое продолжение термин «Космическая Мысле-основа» нужно убрать. Оставить нужно термин «Разум, руководящий космической Эволюцией», а Дух (или Сознание) нужно отнести к Субстанции. Более того я предпочитаю вместо термина «Субстанция» использовать термин «Единицы».