Тайные наставления для руководства общества Иисуса
Monita privata societatis jesu
(перевод с латинского)
1. в каком виде общество должно выставлять себя при водворении на новом месте?
Для того, чтобы расположить и привлечь к Обществу жителей местности, недавно занятой, много поможет объяснение цели Общества, изложенной во втором правиле краткого устава: «пещись о спасении ближнего не менее, чем о своём собственном»
Для сего следует исполнять самые скромные службы: навещать лежащих в странноприимных домах, сидящих на гноище, отправляться даже в отдаленные места для принятия чьей бы то ни было исповеди, собирать и раздавать милостыню бедным, но на виду у других, дабы они делались после щедрее, назидаемые нашими поступками. Пусть они усваивают себе всё внешнее благочестие в той степени, чтобы ею назидались посторонние. Прегрешающие хотя бы в одном этом должны быть исключаемы из нашей среды.
2. как нужно поступать, чтобы привлечь к себе задушевное доверие государя и сановников?
К этому должно прилагать величайшие старания. Опыт научает, что духовные привязывают к себе государей, когда они не порицают явно их предосудительные поступки, но стараются объяснить оные в благоприятнейшем для них смысле. Это особенно применимо в случаях заключения браков государем с лицами, им родственными. Подобные браки представляют большие затруднения по причине нерасположения к ним общественного мнения. посему, когда устремляются желанием к таким и подобным целям, то следует питать в них надежду на достижение желаемого. Пусть излагают им доводы, могущие усилить их желания, например, такие, что этот брак может послужить теснейшему сближению с Богом, к вящему прославлению Его. Равнозначно, если государь замышляет предпринять нечто, не всем правительственным лицам одинаково приятное (например, начать войну), то в таком случае следует поощрять его хотение и поддерживать в нём твердость духа. А важнейшим сановникам в государстве внушать и втолковывать, что следует повиноваться воле государя. Но, при этом не надо вдаваться в подробности, дабы не подвергнуть себя ответственности. Если же стали бы от нас требовать сего (т.е. обсуждения подробностей), то надо ссылаться на общие правила, воспрещающие нам это.
Для снискания расположения государей полезно также принимать поручения по делам, для них приятным. Располагать к себе лиц, близких с государём, подарочками, дабы они в точности сообщали нашим, каковы привычки и нрав их государя, какими предметами он тешится и каким способом можно ему угождать, не нарушая, разумеется, законов правды и совести, и таким образом вкрадываться при всяком удобном случае в душу государей и сановников. Если они ищут себе жен, то предлагать им девушек, которые вместе с родителями были бы преданы нам и описывать их государю в том самом виде, в каком они сами желали бы их видеть. Таким образом мы привлечем к себе посредством жен лица, которые без того были бы нам чужды. Научили же этому опыты, производимые посредством Австрийского дома в государствах Польском, Французском и прочих герцогствах и областях.
А для того, чтобы чрез непостоянство женщин не лишиться их расположения, надо строго внушать им любовь к нашему обществу, как через наших, так и посредством тех из их прислужниц, которые преданы нашим, дружбу которых надо сохранять разными услугами и подарочками. Таким образом они будут открывать нашим самые заветные тайны своей госпожи и всё то, что нашим понадобилось бы знать.
Заправляя совестью сановников, должно следовать изречениям тех писателей, которые наиболее освобождают совесть от учения монахов (т.е. других монашеских орденов), дабы, отвергнувши оных, они (сановники) следовали за нами и зависели бы от нашего управления и советов. Посему, для привлечения к себе как государей и сановников, так и прелатов, полезно делать их соучастниками заслуг нашего Ордена и иметь в своём распоряжении широкие полномочия для отпущения грехов исключительных и эпитимий, а равно и для разрешения от постов, от обязанности уплачивать долги, для устранения препятствий к заключению браков и для освобождения от обязанности исполнять другие разные обеты.
Пусть приглашают их (т.е. сановников) в наши школы, приветствуют их стихами, посвящают им учёные рассуждения. Если нужно, то угощать их обедами. Если же того требует высокое положение лица, то пусть во время стола наши братья приветствуют его на разных языках.
Против нерасположения со стороны кого либо из сановников к нам, следует принимать меры. Так, например, если у монарха, преданного нам, находится на службе какое-нибудь важное лицо, нерасположенное к нам, то обещать ему, что мы выхлопочем для него различные знаки монаршей милости и почета. Затем, надо хлопотать о том, чтобы государи и важные персоны, а равно и прелаты, до такой степени предались Обществу, чтобы были готовы действовать ради него, даже против близких и дорогих им лиц, и ни под каким видом не оказывали бы помощи лицам, исключенным из Общества. Пусть угрожают сановникам лишением почестей, и когда они будут оклеветаны, то поручить нашим прислужникам встречать их насмешливыми стихами при входе в то место, где производиться будет над ними суд.
3. что должны для нас делать господа, которые, хотя и не имеют денежных средств, однако пользуются властью в государстве и могут в других отношениях содействовать нам?
Если эти лица светские, то надо пользоваться их расположением для содействия против наших противников, снисходительностью их в делах тяжебных, влиянием их и властью для покупки полей, домов, садов и пустырей, для постройки помещений для нашего Общества; преимущественно же в тех городах, которые не желают иметь нас у себя. Тех же самых лиц надо располагать к тому, чтобы они умиряли, а в случае, даже и подавляли без нашего содействия, буйство людей низшего разряда.
Требования от духовных (епископов, архиепископов и иных), вследствия различия народностей, должны сообразовываться с обстоятельствами. В некоторых странах надо заботиться о том, чтобы наши пользовались уважением со стороны прелатов и подведомственного им приходского духовенства, и чтобы они не препятствовали нам исправлять требы. В других же странах надо требовать большего, ибо в Германии и Польше власть епископов очень велика, и они без большого труда, с согласия государя, могут передавать нам монастыри, приходы и другие, различными способами основанные, церкви, вступивши конечно в некоторое состязание с светскими священниками. Того же самого можно добиваться в тех местах, где еретики и схизматики перемешаны с католиками. Епископам же следует объяснять, что они чрез это принесут большую пользу, так как от светского духовенства и монахов, кроме знания службы, ничего ожидать нельзя. Надо хвалить их религиозную ревность и уверять, что навсегда сохранится память об их действиях. Подобные же доходные статьи, т.е. наследование Обществом бенефиций светских священников, легко можно получать чрез тех епископов, которые у нас исповедуются и зависят от нашего духовного руководства, и которые надеются через наше заступничество достигнуть высших степеней и более доходных епископий.
Пусть наши хлопочут о том, чтобы епископы, а также и государи, когда будут устраивать наши коллегии при приходских церквах, предоставляли бы исключительно нам назначение в эти приходы постоянных викариев с правом исполнения пасторских обязанностей. Временно же назначенный начальник коллегии впоследствии сделается приходским священником, и таким образом все управление церкви перейдет в наши руки. Через них же (т.е. епископов и государей) надо добиваться устройства коллегий в тех местах, где находятся учители, не расположенные к нам, или где граждане, будь они католики или еретики, препятствуют нам основываться в своих городах. Они же должны выхлопатывать для нас право проповедовать в главных церквах значительных городов и содействовать нам при апостольском престоле своими письмами, в случае беатификации или канонизации кого-нибудь из наших. Если же кто-нибудь из этих господ призван будет к какому-нибудь посольству, то надо этому препятствовать, дабы он, познакомившись с монахами, принадлежащими к соперничествующим с нами орденам, не перенес на них своё расположение и не ввел бы их в те провинции, в которых мы господствуем. Посему, важных лиц, странствующих в тех местах, где наши уже поселились, должно принимать в коллегиях и угощать с монашеской скромностью.
4. что следует внушать проповедникам и духовникам государей и важных лиц?
Для того, чтобы правильным образом руководить царями и сановниками, надо всячески стараться, чтобы это руководство ограничивалось, по-видимому, одной совестью государей, которую они сами вручили нам, и, таким образом не вдруг, а постепенно стремиться к достижению влияния на внешнее государственное управление.
Для сего часто внушать государям, что раздача почестей и отличий в государстве должна быть основана на справедливости, и что нарушающий её наносит тем оскорбление самому Богу.
Самим же нам должно отказываться принимать какое-либо участие в администрации и утверждать при этом, что мы всё это говорим неохотно, а только по обязанности своего звания. Когда же государи усвоят всё это, пусть объяснят им тогда, какими именно качествами должны отличаться те лица, которых следует призывать к государственным должностям. Лица, могущие быть рекомендованными, должны избираться из среды приверженцев нашего Общества или из тех, которых нужно выдвинуть для пользы Общества, но указания на них государю не должно брать на себя, а представлять сию обязанность лицам, близким, как к Обществу, так и к государю. Для сего духовники и проповедники государя должны иметь сведения от наших, какие, в каком месте находятся люди, каковы их качества, власть, богатство и щедрость к нам. Список их имен они должны иметь при себе и при удобных случаях упоминать о них государю с похвалою, дабы он, когда на то явится случай, скорее призывал тех, о которых некогда слышал похвалы от своих духовников и проповедников. Да не забывают духовники и проповедники государей, что с ними общаются ласково и ни под каким предлогом не налегать на них ни в проповедях, ни в интимных беседах. Конфеты, различные напитки принимать умеренно, только для своего обихода, и довольствоваться малым содержанием. Находясь во дворце, садиться на самые скромные места, но, вместе с тем, осторожно внушать своим государям, чтобы они ни на волос не уклонялись от советов своих духовных отцов.
Должно заботиться о том, чтобы как можно скорее извещать о смерти государственных сановников. При замещении же их действовать обдуманно, чтобы не подвергнуться подозрению во вмешательстве во внутренние дела, и не брать на себя ходатайств у государя за своих друзей, но поручать это дело другим.
5. что делать с монархами, которые, соперничая с нами во многих занятиях, значительно нам этим вредят.
На нас лежит обязанность ревностно служить на пользу человеческого рода. Посему, должно внушать людям, что наш Орден заключает в себе все совершенства других монашеских орденов, и что даже в том, что составляет специальность каждого ордена порознь, наше Общество имеет первенство по своему значению для Церкви Божией.
За исключением строгости в Церковной службе и в образе жизни (в чем мы от монахов отличаемся), всё в Обществе – превосходное, вплоть до мелочей. Должно выставлять на вид недостатки других монахов, могущие служить доказательством того, что они менее нашего могут удовлетворять в тех занятиях, в которых они с нами соперничают. С особенным же упорством должно действовать против тех монахов, которые задумали бы устроить школы для воспитания юношества в местах, где наше Общество уже занимается с достоинством и пользою. Следует объяснять государям, что подобные люди причиняют одно расстройство в государстве, светским же профессорам указывать на то, что эти монахи более повредят им, нежели мы. Государей должно убеждать в том, что одного Общества достаточно для воспитания юношества. Если же другие монахи имели бы за себя письма первосвященников или рекомендации кардиналов, то надо действовать на первосвященника через посредство государей и объяснять им, что Общество хорошо действует в своей области, для чего и доставать аттестаты о достоинстве своего преподавания от тех городов, где находятся наши коллегии. Гражданам же надо тщательно внушать, что от допущения различных школ и преподавателей можно опасаться всяческих беспорядков, хотя бы даже эти преподаватели были из монахов. Между тем в это время наши должны стараться всеми силами подвигать вперед занятия и устраивать публичные испытания, для того, чтобы вызвать похвалы от посторонних лиц.
6. о том, как привязывать к обществу богатых вдов.
Для сего дела должно выбирать отцов, уже пожилых лет, но со свежим цветом лица, и заставлять наших как можно чаще навещать вдов. Если же которая из них окажет благорасположение Обществу нашему, то Обществу, с своей стороны, следует предлагать ей свои услуги. Если она будет принимать их и начнет посещать наши церкви, то дать ей такого духовника, который хорошо управлял бы ею и утвердил бы её в намерении соблюдать своё вдовство, излагая ей все достоинства оного, посредством коих она может достигнуть высокого совершенства. Чтобы дело успешнее шло, надо убеждать её уменьшить число своих прислужниц, самим же набирать ей домашний штат, и предписать управляющему её имением все то, что касается до управления домом, взявши во внимание все условия места и лица. Прежде всего духовник должен достигнуть того, чтобы вдова слушалась его советов и следовала его приказаниям, принимая их за основание своего будущего духовного блага. Предлагать ей частое сообщение Святых тайн, посещение службы, чтение литаний. Два или три раза в неделю должны происходить увещания о благе вдовства, о вреде второго брака, и о тех опасностях и новых тягостях, которые он влечет за собой. В разговоре, шутя, упоминать о тех благородных особах, с которыми упомянутая вдова не прочь была бы вступить в брак, но вместе с тем, рассказом об их нравах и пороках, доводить вдову до того, чтобы она совершенно отказалась от самой мысли о супружестве с ним. Затем, когда вдова настолько сроднится с мыслью о своем вдовстве, то прежде всего предлагать ей произнести монашеский обет, для того, чтобы однажды произнесши обет целомудрия, она тем самым закрыла бы себе всякий доступ ко второму браку. В то же самое время надо всячески убеждать её, чтобы она отослала из своего дома юношей, не воздержанных в шутках, чтобы принимала как можно меньше гостей и чтобы угощала их как можно хуже. Управляющие имением, казначеи и другие служащие должны быть взяты или по нашему желанию, или должны от нас вполне зависеть. Достигнув такого результата, понемногу следует вызывать вдову на совершение добрых дел, но с тем, чтобы она совершала их по указанию своего духовного отца.
7. о средствах сохранить вдов во вдовстве и о управлении их доходами.
Если вдова, кроме обыкновенного расположения, докажет свою щедрость Обществу подарками драгоценностей или немалой суммой денег, то должно сделать её участницей заслуг нашего Ордена. Если она произнесла обет целомудрия, то да возобновляет она его, по обычаю нашему, два раза в год. Следует изложить ей домашний порядок нашего Общества, и если он ей понравится, то ввести оный и в её доме. Предписать ей месячные исповеди и, кроме того, исповеди перед Господними, Блаженной Девы и Апостольскими праздниками. Должно учреждать синдиков (старост) для мужчин и женщин, которые замечали бы недостатки дворовых и домашних и сообщали бы обо всем хозяйке. Кивания головой, шепоты, тайные разговоры должны быть запрещены, и провинившиеся должны строго наказываться. В доме должны быть чистые девушки, которые упражнялись бы в благочестии, работая различные украшения для храмов. Над собою же они должны иметь руководительницу, которая наблюдала бы за работающими и научала бы их нравственности. Вдо следует часто навещать, поддерживать их и поощрять веселыми, но с духовным направлением, беседами. Строго обращаться с ними на исповеди непозволительно, разве только тогда, когда слаба надежда получить с них что либо. Полезно также для сохранения вдов, если будут делать им кое-какие любезности, если позволить им, например, иметь доступ в наши дома и беседовать во всякое время с кем бы то ни было из наших. Не надо позволять им выходить из дому в холод, или когда они не хорошо себя чувствуют. Свадьбы их дочерей можно украшать стихами, сочиненными посторонними (т.е. вольноприходящими) из учеников. Если же приходится устроить похороны им, то надо чтобы обстановка была хотя и мрачная, но вместе с тем и роскошная и чтобы гробница не была в вульгарном вкусе. Одним словом надо делать всё то, что приятно для чувственности вдов, с осторожностью однако и избегая соблазна (лишь бы только они были щедры и предались душой Обществу).
Что касается до управления доходами, какие имеют вдовы, то надо им предлагать как образец то достохвальное совершенство состояния святых мужей, когда они, забывая друзей, раздавали свое имущество бедным о Христе Итсусе. Приводить примеры вдов, которые, поступая таким образом, в скором времени попали в святые. По сему, когда вдовы отдают себя в наши руки, с готовностью подчиняются управлению отца духовного, то надо строго им внушать, что их действия будут иметь большее достоинство пред Господом, если они не будут раздавать милостыню без ведома духовника, даже монахам, не записавши тех, кому решились подать милостыню. Предоставлять этот список духовнику, который имеет право вычеркнуть из него или прибавить, кого хочет.
Да остерегаются духовники давать другим монахам возможность частого доступа к вдовам, дабы они не увлекли за собою женщин непостоянного характера. Дабы вдовы не были подстрекаемы ко второму браку избытком скопленных ими богатств, духовники должны предлагать им и даже убеждать, чтобы они назначали пособия для ежегодного покрытия недостатков наших коллегий и домов профессов, в особенности же Римской профессы. Пусть они также употребляют свои деньги на устройство риз и церковных украшений, которые после смерти вдов могут служить для наших храмов. Следует излагать перед вдовами недостатки наших храмов и недоконченность постройки коллегий и побуждать их делать расходы на предметы, могущие на века прославить их, каковы храмы, сосуды и здания. Таковые же надо намедленно закладывать, дабы они имели на чём излить свои щедроты. То же самое надо делать и с благотворительными лицами и государями, чтобы побудить их построить для нас какие-нибудь великолепные здания.
Если подарки состоят из камений, и если дают их вдовы к гробам наших Римских святых, то надо убеждать, что сии вещи хранятся неприкосновенно на веки и доказывать это применение пожертвований, сделанных в прежнее время другими женщинами. Следует также объяснять им, что этим способом они достигнут высшего совершенства, так как отрекаясь от привязанности к земным предметам, он, тем самым, отдает их во владение самого Господа Иисуса, в лице слуг Его собственного Общества. Даже если бы они пожертвовать своих сыновей и дочерей на служение Богу, то не должно пренебрегать и подобною щедротой, а принимать все то, что жертвуется.
Однако, надо умеренно брать от вдов, которые готовят своих сыновей и дочерей к светской жизни.
8. о средствах, какими можно побудить сыновей и дочерей наших приверженцев к принятию духовного звания.
С мягкостью, но твердо, должно внушать сие вдове-матери. Пусть она притесняет дочерей, употребляет в дело розги, угрозы, лишения, крутое обращение, отказывания в женских украшениях, обещания большого приданого, если только согласятся они (дочери) принять монашество. Пусть описывает им в преувеличенном виде гнев будущего мужа, обузы брачной жизни, и пусть мать выражает при них своё сожаление о том, что сама не была инокиней. Одним словом, пусть мать действует таким образом относительно своих дочерей, чтобы тягость пребывания с нею пробудила в них стремление к монашеству. С мальчиками наши должны обращаться дружески. Пусть допускают их в коллегии, в которых показывать им всё, что может подвигнуть их к поступлению в наше Общество, как например, сады, близкие к коллегиям, в которых совершаются рекреации. В рефекториях должно выставлять на вид чистоту, опрятность и внешнюю свободу отношения между своими. Вместе с тем, не следует забывать подарочки и шутливые разговоры для возбуждения смелости в них (т.е. мальчиках). При таких вдовьих сыновьях пусть находятся воспитатели, близкие к нам, даже такие, которые предназначены вступить в нашу среду. Вдова же должна на некоторое время ограничивать сына в необходимом, ссылаясь на стесненные свои обстоятельства. Если же они пойдут в другие области, науки ради, то пусть мать не балует их там в денежном отношении, дабы утомясь скукой на чужой стороне, они серьезно подумали о вступлении в Орден.
9. о том, как увеличивать доход коллегий.
Строго внушать духовникам государей, сановников и матрон, чтобы они старались получать от них для общей пользы Общества мирские блага, взамен тех духовных благ, которыми они их снабжают. Вследствие сего да не упускают они случаев брать что либо, когда дают, и пусть напоминают, если замедлятся с исполнением обещанного, но ни под каким видом не выказывают при сём излишней алчности. Менее искусные в этом деле духовники должны быть отстранены от государей, с назначением им занятий дома. С глубоким прискорбием слышали мы о том, что некоторые молодые вдовы, по нашей собственной вине, вследствие безвременной смерти, не успели завещать для наших храмов много драгоценных вкладов, и что даже не принимали этих вещей, когда их предлагали наследники вдов, тогда как при подобных приобретениях надо обращать внимание не на время приношения, а на желание приносящего.
Пусть ходят (наши) по домам граждан, по дворам государей, а равно и вдов, и пусть везде и от всех осторожно, спрашивают, не намерены ли они сами или их друзья и родственники оставить что-нибудь для храмов. Следует также просить приходских священников и прелатов, чтобы они рекомендовали нас для исполнения духовных треб, так как в это время (т.е. исполнения треб) можно немало поживиться. Надо стараться приобретать расположение всех людей, указывая им на благодарность Общества и на то, что воля благотворителей, относительно распределения пожертвования, будет исполнена нами в точности, не так, как это делают светские священники и монахи. При этом надо иметь список того, у кого какие сады, каменоломни, виноградники и в каком кто живёт городе, также надо иметь список имений и недвижимых имуществ с означением, кому они принадлежат и на каких условиях и за какую плату отданы в аренду. И о том следует разведать, нельзя ли эти имущества притянуть к себе либо посредством условий, либо через принятие в Общество детей, или, наконец, через пожертвование.
Коллегии могут продавать некоторые из своих имений прислушникам и приспешницам нашего Общества с тем условием, что Общество после известного времени получит их обратно даром. Если же случится преданным Обществу вдовам иметь одних только дочерей, то пусть они направляют их к монашеству, давая им какое-нибудь приданое, остальное же, как то: земли, драгоценности и наконец, всё имущество, легко может достаться нашим. Если же у вдовы, преданной нашему Обществу, один только сын или несколько, но нет надежды залучить их в Общество, то надо объяснить вдове, что совершенно достаточно, если она оставит в целости своим сыновьям или сыну недвижимое имущество, а собранные ею наличные суммы передаст в Общество в качестве вклада за себя. Случается, что некоторые вдовы, очень преданные нашему Обществу, назначают доходы какого-нибудь имения для благотворительной цели. Таковых надо убеждать, чтобы они совершенно отдавали свои имения нашим коллегиям, а сами мнжду тем довольствовались бы получением годового содержания, дабы удоьнее служить Богу, избавившись от попечения о мирских делах.
10. о необходимости выставлять на вид строгость дисциплины в обществе.
Строгость дисциплины должна доказываться правом Общества изгонять из своей среды во всякое время кого бы то ни было и какого бы он ни был состояния, не обращая внимания на то, юноша он или старик, соединяет ли он в себе молодость и силу, расслаблен ли он болезнью или чем иным, хотя бы он подвергся этому даже после вступления в Общество.
Поводы к изгнанию (не говоря о случаях особенных, при которых, кроме случая осквернения и без того позволительно исключение) следующие:
Если кто посоветует преданным нам женщинам или друзьям нашего Общества вступить в другие монашеские ордена или если подстрекает родителей их или лиц, от которых они находятся в зависимости, к тому, чтобы помешать им вступить в Общество.
Если кто, при отречении от своего имущества выкажет расположение к родственникам и не отдаст всего Обществу.
До изгнания надо, однако, подобных лиц подвергать в течение нескольких лет унижениям. Братьев надо отдавать в самые низкие должности, оставлять их в низших школах, чтобы они там преподавали, но не допускать их до высших наук, особенно же до слушания четвёртого курса богословия, как можно чаще заставлять их читать во время стола. Отцов же надо лишать права исповеди, удалять от беседы с посторонними, устранить из их комнаты ценные вещи и часто налагать на них публичные эпитимьи. Отсюда не труден путь к совершенному изгнанию.
Если подобные лица, замеченные в вышеупомянутых пороках, вздумают жадоваться провинциалам на невоздержанность начальников или официалов, то не должно легко верить им. Факт, ими приводимый, надо стараться объяснить в лучшем смысле и говорить, что они обязаны во всем, что не есть греховно, повиноваться начальнику.
Начальствующие лица не должны быть слишком совестливы в деле исключения, ибо, так как наш Орден носит название Общества и состоит из сочленов, то не удивительно, что ему, как Обществу, принадлежит право исключения из своей среды; ибо узы, связывающее Общество с сочленами оного, очень легко могут быть расторгнуты и вовсе не суть важны.
Право изгнания из своей среды принадлежит Обществу АО самому его основанию, и это явствует из того, что в Обществе существуют только простые обеты для поступающих в него, и эти обеты не составляют обоюдного обязательства, такие, например, что лица, с которыми Общество вступило быв обязательство, должны бы оставаться в нём навсегда. Но этого никогда быть не может. Обет связывает только лицо, давшее его, но не Общество, которое во всякое время может прогнать кого бы то ни было с его обетами. Хотя бы в Обществе были лица, произнесшие все четыре или три торжественные обета, по обычаю других монахов, однако и таковые могут быть Обществом отосланы.
11. каким образом единодушно действовать против исключенных.
Так как подобные лица могут сильно вредить Обществу, то надо следующим образом связать их прежде, нежели они будут совершенно исключены. Должно брать с них обещание, подкрепленное вещественным доказательством, в том, что они ничего дурного не будут говорить об Обществе. Преграждать исключенному доступ к духовным и светским сановникам, расположение коих он мог себе приобрести и получить у них место. Для сего рассказывать его дурные наклонности, пороки и недостатки, о которых он прежде, открывая свою совесть, сообщал начальникам и сообразно с которыми его в Обществе руководили. Если же эти сановники не расположены к нам, то надо стараться через иных влиятельных и преданных противодействовать их благосклонности к исключенному. Если же не успеют они в этом, то, по крайней мере, следует хлопотать о том, чтобы они нам во всём содействовали. В то же время надо сообщать во все коллегии за что такой-то удалён и всячески преувеличивать причины его изгнания. В поучениях же надо разглашать, что изгнанный горячо желает вторичного принятия в Общество. Посторонних же лиц надо уверять, что причиною изгнания послужило то самое, в чем нас самих обвиняет чернь (толпа). Таким способом можно оправдать изгнание кого бы то ни было. Если бы случилось, что изгнанный снискивал себе доверие, говоря против нас, то в таком случае надо этому противодействовать через наших влиятельных людей, которые должны будут опровергать россказни исключенного, противопоставляя им влияние Общества, репутацию его, пользу, приносимую церкви Божьей, хорошую репутацию и чистое учение его членов, за что они призываются быть духовниками и проповедниками при государях и сановниках. К тому же они должны объяснять нашу любовь к ближним, а в особенности же к каждому члену нашего Общества. Лиц, на которых изгнанный имел бы влияние, должно приглашать на пиры, убеждать их, чтобы они не помогали ему и стараться расположить их в пользу Ордена. В это время (т.е. пира) излагать им причины изгнания, доказывая всю основательность сего чрез подробное указание недостатков изгнанного, хотя бы и не все они были достоверны. Всячески избегать назначения изгнанного на какие-нибудь духовные бенефиции, если только он не пожертвует немалую сумму или не переведет на имя Общества своё имущество, или особенным образом не докажет своё расположение к Обществу. То же самое должны духовники внушать своим государям и сановникам, дабы они не иначе давали бы повышения кому бы то ни было, как только удостовериться в его качествах и в его щедрости и любви к нашему Обществу, доказанных устройством для него коллегий или оказанием ему какой-нибудь иной услуги. Если посчастливится исключенным в приобретении общего расположения, то надо тщательно следить за их образом жизни и разглашать их пороки и недостатки через наших друзей и через преданных нам женщин низшего разряда. Но, дабы эти последние не вздумали оказывать расположение к исключенным или держать их у себя, то надо запугивать их эпитимиями, в случае же упорства, отказывать им в отпущении грехов. Репутацию изгнанного надо стараться подрывать колкими и двусмысленными выражениями о нём, дабы таким образом отвратить от него расположение людей и уменьшить то доверие, которым он пользуется. Несчастие, которое случилось бы с исключенным, надо разглашать в проповедях с видом величайшего о нём соболезнования, дабы прочие устрашались бы и оставались в Обществе, хотя бы против воли.
12. о расположении юношей к Обществу и о средствах удержать их.
Должно употреблять в дело всё искусство и все усилия, чтобы привлекать юношей благонравных, красивой наружности, принадлежащих к хорошим семействам и с хорошим состоянием. Дабы заманивать таких, префекты училищ должны оказывать им особенное расположение, не позволять преподавателям оскорблять их, как можно чаще хвалить их и давать им маленькие подарки, допускать их в сад и угощать там плодами, в торжественных же случаях приглашать их к общему столу. С прочими же должно доходить и до розог, обвинять их в различных проступках на основании одних догадок, показывать им всегда строгий вид, строжайше принуждать их к занятиям и наказывать. Наконец, надо указывать им на то, что юношеский возраст склонен увлекаться всем дурным и пугать их тем, что они совершенно погибнут, если не поступят в Орден. Когда же станут просить они о принятии в Общество, то допускать их не сразу и с отсрочкою. Между тем, надо их поощрять и в разговорах восхвалять благодатное учреждение Ордена. Вследствие сего желание их станет ещё сильнее, и они с ревностью будут просить о принятии. Впоследствии, если кто-нибудь из них надумал бы выйти, можно будет припомнить ему то пылкое желание, с которым он том хотел принятия в Орден.
Поелику величайшее затруднение состоит в принятии детей сенаторов и богатых людей, то таковых, если они имеются, должно посылать в Рим, в новициат, предупредить однако наперед генерала или Римского провинциала. Если же бы случилось им придти в Германию, Галлию или Италию, и там сойтись с Обществом, то в таких странах, где государь предан Обшеству, можно смело принимать его в Орден. При таком властителе подобные вещи можно совершать, так как подданные его, нуждаясь в нашей помощи, не легко оешатся восстать против нас, если же и восстанут, то не будут в прибыли. Не должно упускать случаев завлекать сыновей таких лиц (т.е. сенаторов и богачей), которые ради занятий поступают в наши гимназии из других стран, особенно же с то время, когда они намерены тратить деньги и тогда легко даются на приманку, вследствие того, что отчасти стыдятся своих растрат, отчасти же опасаются наказаний со стороны родителей или ближних. Этот способ имел хорошие успехи между Германцами и Поляками. Непостоянству же долно противодействовать, смотря по значительности лица, смотря по значительности лица, увещеваниями о плохом успехе исключенных. Для того, чтобы удовлетворить родителей и родственников поступающих к нам, надо превозносить в их глазах почести нашего учреждения и указывать на сочувствие к нему всего мира и на почет, которым осыпают его государи. Если же того требуют обстоятельства и значение этих лиц (т.е. родственников и родителей), то надо стараться добиться их интимности и как-нибудь да удовлетворить и успокоить их.
13. о монахинях.
Наши духовники должны всячески остерегаться оскорблять монахинь, так как между ними было столько благодетельниц (для нас), что некоторые даже помогали устройству коллегий, а очень многие, с согласия своего монастыря и игуменьи, отдавали нам половину своего приданого. Посему не должно затрагивать вопроса о затворничестве и оставлять это дело на усмотрение епископов. Надо скорее заискивать расположение монахинь, чтобы они не стали искать с нас эти половинные придания, и не порекали себя за то, что отдали их нам.
14. об исключительных случаях и о причинах изгнания из Общества.
Кроме случаев, изложенных в инструкции, в которых разрешать может только супериор или обыкновенный духовник по данному ему праву, пусть знают, что есть ещё причины (именно: содомии, блуда, прелюбодеяния, распутства, нескромных прикосновений мужчины и женщины или если кто-нибудь затеет против Общества с какой либо целью) исключения из Общества, и что не прежде можно разрешить согрешивших в таком роде, пока они не дадут вне исповеди обещания: объявить об этом супериору или лично или через посредство духовника. Если же духовник узнает, что преступление сделано в сообществе, или что оно несет большой вред для Общества, то он не должен давать разрешения, пока не получит от кающегося обещания, что он либо сам напишет об этом генералу, либо даст право написать духовнику или супериору. Иначе же ни под каким видом не должен он разрешать кающегося. Когда же генерал получит извещение о проступке кающегося, то он должен разобрать дело с секретарем и положить решение, согласное с интересом Общества с условием, что разрешение никогда не получит законной силы, если он на удаление не согласится. Так поступать в исключительных случаях решились мы по указанию наших богословов, и с согласия апостольской кафедры, несмотря на пустые возражения некоторых. Духовник, однако, должен скрывать от кающегося, что его за это исключат. Когда же он принесёт покаяние вне исповеди, тогда исключить его. Если же он не признается, то поступать с ним на основании положения о ложной исповеди. Между тем, пока он не признается в своей вине на исповеди, до тех пор не давать ему разрешения. Если кто-нибудь из наших духовников услышит, что постороннее лицо, какого бы ни было пола, вступило в непозволительные отношения с членом нашего Общества, не прежде может он дать этому лицу разрешение, пока не сделает он признание вне исповеди. Когда же это признание будет сделано, то признавшемуся преподать разрешение, а нашего исключить из Общества.
Если двое из наших совершат содомию, то не признавшего исключать, того же, который первый сознается, должно оставить в Обществе, но с тем, чтобы чрез постоянные унижения и оскорбления , вскоре довести его до добровольного удаления. Общество может, впрочем, несмотря на вышеизложенные причины, избавлять себя от тех лиц, которые в течение времени оказались бы вообще невоздержанными в жизни и в речах. Супериоры могут даже, уведомивши о том генерала, исключить кого бы то ни было, по какой бы то ни было причине. Для того, чтобы скорее выжить этих лиц, надо подвергать их оскорблениям, делать им все возможные неприятности, отказывать в их просьбах, и если этого мало, то лишать их всяких серьезных занятий и отдавать их под управление таких начальников, которыми они были бы недовольны.
В Обществе также не следует терпеть таких лиц, которые вздумали бы, в случае оскорбления со стороны начальников, восставать против них, жаловаться на них в присутствии остальной братии, выражать своё неудовольствие на то, что в Обществе делается относительно вдов и управления общественными делами, или вздумали бы хвалить Венецианцев, изгнавших от себя Общество. Перед самым изгнанием из Общества, исключаемого надо всячески тормошить, удалять его от обычной должности, посылать по разным делам, то туда, то сюда, и постоянно упрекать его за плохое исполнение возложенного на него поручения.
За малейшие проступки подвергать его строжайшим наказаниям, за обедом во всеуслышание рассказывать все его недостатки и тем приводить его в совершенное смущение, дабы в ту минуту, когда он начнет при всех высказывать явное нетерпение, иметь возможность удалить его под видом того, что он служит соблазном для других. Подвергнуть прежде всего осмотру его вещи, должно за тем дать ему приказание идти куда-нибудь, либо в сад, либо в ближайшую коллегию, и объявить ему исключение в том месте, где он менее всего ожидать бы этого.
15. кого из членов Общества следует сохранять и поощрять?
Между ними первое место занимают те мощные деятели, которые приобретают Обществу не только духовные, но и временные блага, таковы, например, духовники богатых вдов.
Когда таковые достигнут дряхлой старости, следует их от вдов удалять и подставлять других, свежих силами и молодостью, отставным же надо давать все, чего бы они не пожелали, относительно пищи, одежды и всего остального. Не должно позволять духовникам притеснять их, а супериоры не должны быть легковерны на их счет.
Не должно забывать и тех, которые сообщают начальнику малейшие проступки, замеченные ими в других или тех, которые занимая какую-нибудь должность, умеют унижать других, не по природной наклонности к этому, а из преданности к Орденской дисциплине. Следует поощрять и юношей, находящихся в родстве с нашими благотворителями и закладчиками; по сему посылать их для занятий в Рим. Если же они занимаются в провинции, то давать им всё, чем можно их поощрить.
Должно оказывать снисходительность даже и тем юношам, которые еще не успели пожертвовать свои имущества Обществу; по совершению же сего акта, можно их будет «кормить уже не молоком, а хлебом» (пословица, означающая перемену в обращении).
Да не занимают последнего места и те, которые умеют привлекать в Общество многих избранных юношей, как лица вполне преданные институту Общества.
16. о презрении к богатствам.
Чтобы избавиться от упрека в излишней любви к богатствам, полезно будет не принимать мелких подаяний за обыкновенные требы, исполняемые нами; не давать мест для погребения в наших храмах; резко обращаться с вдовами, истощившими своё состояние пожертвованиями для нас; так же точно следует поступать и с теми из наших членов, которые уже сделали отречение в нашу пользу.
В случаях же исключения их не следует ничего им возвращать, или по крайней мере, вычитывать с них хорошую сумму за расходы, сделанные для них Обществом.
Супериоры должны тщательно сохранять при себе сии Тайные Наставления и открывать их лишь немногим, и то, надежным отцам. Остальных же должны они наставлять, на основании сего, тому, как служить на пользу Общества. Притом же сообщать их другим могут они только под видом результатов, извлеченных из собственной опытности, а не как чужое произведение. Если же эти увещания попали бы (чего да не будет!) в руки посторонних лиц, которые будут объяснять их с дурной стороны, то в таком случае надо отрицать, чтобы они были согласны с духом Общества, подтверждая сиё уверение тех из наших членов, которым происхождение оных совершенно не известно. Надо противупоставлять этим Тайным наставлениям противуположные им, рукописные или печатные, общие наставления и распоряжения. За тем должно сделать дознание, не огалашены ли они кем либо из наших (да не будет кто либо из начальствующих столь небрежен в сохранении таких важных тайн Общества). Если же возникнут малейшие на кого-нибудь подозрения, то зачесть сиё ему в вину и исключить его из Общества.
==============