Теософия и западный оккультизм

Для тем, подпадающих под вторую цель Теософического Общества - сравнительное изучение религий, наук и философии.
Ответить
Аватара пользователя
djay
постоянный участник
Сообщения: 2250
Зарегистрирован: 24 июн 2017, 21:34
Откуда: Украина, не член РТО
Флаг: Ukraine

Теософия и западный оккультизм

Сообщение djay » 25 ноя 2019, 21:41

Анатолий Семёнов писал(а):
25 ноя 2019, 15:09
То есть предлагаю несколько сузить понимание термина "Западный оккультизм". Он прошёл значительную трансформации за столетия своего существования в Европе, поэтому, думаю, есть смысл выделять его в отдельную группу имеющую многие схожие моменты с более ранним оккультными учениями, но, в то же время, обладающего уникальными чертами, непозволяющие слить их воедино. И вот этот западный оккультизм, по моему мнению, и лёг в основу учения теософии, которую или в силу романтизма, или в силу какой-то иной необходимости, почему-то решено облечь в одежду из восточной философии, при этом полностью пренебрегая основной целью у этой самой восточной философии, которая заключается в стремлении выйти из круга перерождения, акцентируя жизнь на земле как череду непрекращающегося страдания. Причём даже удовольствия и радость есть так же страдание, вернее тем, что обуславливает возможность появления страдания и являющегося лишь иллюзией счастья, по сравнению с блаженство в мокше или в нирване.

В Теософии эта цель никак не выражена. Но зато упоминается некое оккультное слияние с некоей божественной сущностью, именуемой "Отчей-душой", или "личным дхиан-коганом" это есть и упоминается в ТД-1, при желании могу привести цитаты. Причём это не познание Бога, подобно тому, как это представляют себе Кришнаиты, это предстояние "лицом к лицу", имеет больше сходство с западным оккультизмом, чем с восточной философией, да и цель эта выражена настолько неявно, что рассуждать о ней очень сложно, не говоря уже о том, чтобы к ней стремится. Тогда как мы знаем, что идея освобождения красной нитью проходит через всю восточную философию, её идеи и выводы так или иначе вращаются вокруг это цели, что ещё раз показывает западный подход в Теософии к вопросу смысла жизни, который зачем-то решили облечь в восточное одеяние.
Приведите цитаты - есть желание разобрать высказывания с подтверждением. А то ведь "кому что кажется" - мало ли? Что за "предстояние лицом к лицу"? Давайте цитаты, уважаемый. Примерно вот так:

"Ключ к теософии", ЕПБ
ТЕОСОФИЯ И ТЕОСОФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ

Спрашивающий. Каково происхождение этого названия?

Теософ. Оно пришло к нам от александрийских философов, называвшихся "любящими истину", филалетами, от "любящий", и "истина". Слово "теософия" датируется третьим веком нашей эры, и в употребление его ввели Аммоний Сакк и его ученики , положившие начало эклектической теософической системе.

Спрашивающий. Что было целью этой системы?

Теософ. Во-первых, внушить ученикам и всем "любящим истину" некоторые великие нравственные истины. Отсюда и девиз, принятый Теософическим Обществом — "Нет религии выше истины" . Главной целью основателей эклектической теософической школы была одна из трёх целей их современного последователя — Теософического Общества, а именно — примирить все религии, секты и нации общей системой этики, основанной на вечных истинах.

Спрашивающий. Как вы сможете продемонстрировать, что это не является несбыточной мечтой и что все мировые религии действительно основываются на одной и той же истине?

Теософ. Их сравнительным изучением и анализом. "Религия Мудрости" в древности была единой, и тождество изначальной религиозной философии доказывается идентичными доктринами, передаваемыми посвящённым во время мистерий — учреждения, некогда распространенного повсеместно. "Все древние культы указывают на существование предшествовавшей им единственной теософии. Ключ, открывающий одно, должен открывать всё, иначе он не может быть верным ключом" ("Эклектическая философия").
:hi {_n}

#126
Аватара пользователя
djay
постоянный участник
Сообщения: 2250
Зарегистрирован: 24 июн 2017, 21:34
Откуда: Украина, не член РТО
Флаг: Ukraine

Теософия и западный оккультизм

Сообщение djay » 25 ноя 2019, 22:03

А вообще, разброс взглядов в теме поражает эклектичностью - то эрекция, то нирвана... :mrgreen: {_n}

#127
Ольга
постоянный участник
Сообщения: 1222
Зарегистрирован: 23 апр 2017, 00:17

Теософия и западный оккультизм

Сообщение Ольга » 26 ноя 2019, 00:22

И мне, как человеку желающему принести пользу, кажется, что адвайта и буддизм сейчас гораздо более нужнеы людям, чем теософия. Во всяком случае я не вижу у неё потенциала. Может, конечно, она и могла бы принести пользу в своих кругах, но для того, чтобы заниматься ей, надо быть мистиком, а я таковым не являюсь.(А.Семёнов)
Теософия даст ответы на любой вопрос независимо веры, нации, расы. Она - недостающая часть Целого -объединяет все науки, религии, что неминуемо приведет к объединению (пониманию Единства) людей.

#128
Дмитрий Серебряков
постоянный участник
Сообщения: 1357
Зарегистрирован: 02 дек 2014, 01:32
Откуда: Беларусь
Флаг: Belarus

Теософия и западный оккультизм

Сообщение Дмитрий Серебряков » 26 ноя 2019, 09:22

Ольга писал(а):
26 ноя 2019, 00:22
И мне, как человеку желающему принести пользу, кажется, что адвайта и буддизм сейчас гораздо более нужнеы людям, чем теософия. Во всяком случае я не вижу у неё потенциала. Может, конечно, она и могла бы принести пользу в своих кругах, но для того, чтобы заниматься ей, надо быть мистиком, а я таковым не являюсь.(А.Семёнов)
Теософия даст ответы на любой вопрос независимо веры, нации, расы. Она - недостающая часть Целого -объединяет все науки, религии, что неминуемо приведет к объединению (пониманию Единства) людей.
Ольга, тогда почему нет единства в понимании Теософии среди ее последователей? :) {_n}

#129
Анатолий Семёнов
постоянный участник
Сообщения: 472
Зарегистрирован: 26 апр 2015, 23:43
Откуда: Дмитров (МО) не член РТО
Контактная информация:

Теософия и западный оккультизм

Сообщение Анатолий Семёнов » 26 ноя 2019, 10:53

djay писал(а):
25 ноя 2019, 21:41
Приведите цитаты - есть желание разобрать высказывания с подтверждением. А то ведь "кому что кажется" - мало ли? Что за "предстояние лицом к лицу"? Давайте цитаты, уважаемый.
Желание разобраться это всегда хорошо. Только не забудьте высказать свое мнение, мне это очень интересно.

В первом томе "Тайной Доктрины", в комментариях на станцу 7, шлоку 3 мы видим:
"...каждое человеческое существо, так учат нас, имеет своего прототипа в духовных сферах и этот прототип есть высшая сущность его седьмого принципа".
А в том же томе в отделе Х "Элементы и атомы" читаем следующее:
"Звезда, под которой рождается человеческая Особь, говорит Оккультное Учение, навсегда останется ее звездою на протяжении всего цикла ее воплощений в одной Манвантаре. Но это не есть ее астрологическая звезда. ... Ангел этой Звезды или Дхиани-Будда, связанный с нею, будет или руководящим, или просто наблюдающим Ангелом, так сказать, при каждом новом воплощении Монады, которая есть часть его собственной сущности, хотя ее носитель – человек может навсегда остаться в неведении этого факта. Каждый Адепт имеет своего Дхиани-Будду, свою старшую «Душу-Близнеца», и они знают его, называя его «Отчей-Душою» и «Отцом-Огнем». Лишь при последнем и высочайшем Посвящении, стоя лицом к лицу с блистающим «Обликом», они познают его. Насколько был осведомлен об этом мистическом факте Бульвер Литтон, когда он в одну из самых своих вдохновенных минут описывал Занони, стоящего лицом к лицу со своим Авгоейдом?"
В первом томе "Тайной Доктрины" в отделе XV под названием "Эволюция циклов и карма" читаем следующее:
"Чем ближе подход к своему Прототипу в «Небесах», тем лучше для смертного, личность которого была избрана его собственным личным Божеством (Седьмым Принципом), как свое земное обиталище. Ибо с каждым усилием воли к очищению и объединению с этим «Богом в себе» один из низших Лучей пресекается, и духовная сущность человека притягивается выше и выше к Лучу, замещающему первый, до тех пор, пока от Луча к Лучу Внутренний Человек не притянется к единому и высочайшему Лучу Отче-Солнца."
Комментарии к станце 7, шлоке 7 даёт нам такую информацию:
" День, когда Искра вновь станет Пламенем, когда Человек погрузится в своего Дхиан-Когана, и станет «Мною и другими, собою и Мною», как сказано в Станце, означает, что в Паранирване – когда Пралайа приведет не только материальные и психические тела, но даже духовные Эго к их основному принципу – Прошлое, Настоящее и даже Будущее Человечество, как и все сотворенное, будет воедино."
Все остальные цитаты взяты из ТД-1, ОТДЕЛ Х. "ЭЛЕМЕНТЫ И АТОМЫ"

В следующей цитате видно, что этот прототип на небесах не имманентный и трансцендентальных индусский Пуруша или Кришна, а некто вполне активный и способный к коммуникации или общению:
Иисус, Посвященный (или Jehoshua) – прообраз, с которого «исторический» Иисус был скопирован – не был чисто еврейской крови и потому не признавал Иегову; также он не поклонялся ни одному из планетных Богов, кроме как своему «Отцу», которого он знал и с которым он сообщался, как это делает каждый высокий Посвященный, «Дух с Духом и Душа с Душою».
Но и это ещё не все. На этом форуме высказывалась претензия к Бейли, что она, дескать, своими лучами способствует дифференциации общества, в противовес интегрирующему Единству всего сущего у Блаватской и Махатм. Так вот, ничего подобного. Первые идеи о дифференциации всего человечества на семь групп встречается, опять же, в ТД-1. Читаем внимательно.
"Имеются семь главных Групп подобных Дхиан-Коганов, группы, которые будут найдены и узнаны в каждой религии, ибо они суть первичные Семь Лучей. Оккультизм учит нас, что человечество разделяется на определенные семь групп с их подразделениями, умственными, духовными и физическими. Следовательно, существуют семь главных планет, сферы, в которых обитают Семь Духов, под воздействием каждого из них рождается одна из человеческих групп, которая вследствие этого находится под его влиянием и руководством. Существует лишь семь планет, особенно связанных с Землею, и двенадцать домов, но возможные комбинации их аспектов неисчислимы. Так как каждая планета может стоять по отношению к другой в двенадцати различных аспектах, то их комбинации должны быть почти бесконечны; в действительности, они так же бесконечны, как и духовные, умственные и физические 627] способности в бесчисленных разновидностях genus homo, и каждая из этих разновидностей рождается под одною из семи планет, в связи с одною из сказанных бесчисленных планетных комбинаций.
...

Правители Сфер, планет, творят Монады или Души из своей собственной сущности, из «слез своих глаз и пота своих страданий», одаряя Монады искрою своей субстанции, которая есть Божественный Свет.
...

Потому Монада, рассматриваемая, как Единая, стоит выше седьмого принципа в Космосе и человеке; а, как Триада, она непосредственное, лученосное порождение указанной сложной Единицы,
....

«Триады», рожденные под одной и той же Планетою или, вернее, под излучениями одного и того же Планетарного Духа или Дхиани-Будды, являются во всех своих последующих жизнях и новых рождениях душами-«близнецами» или душами-сестрами на этой Земле. Это было известно каждому высокому Посвященному во все века и во всех странах: «Я и Отец едины», говорил Иисус. Когда в другом случае Он говорит: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему», это означает то, что было только что сказано. Тождество и в то же время иллюзорная дифференциация Ангела-Монады и Человеческой-Монады показаны в словах: «Мой Отец более Меня». «Прославляйте Отца вашего, который на Небесах». «Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их», (не Отца нашего). Также 628] и Апостол Павел спрашивает: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?». Все это просто имело целью показать, что группа учеников и последователей, привлеченных к нему, принадлежала тому же Дхиани-Будде, Звезде или Отцу и что этот, в свою очередь, принадлежал к тому же планетному царству и подразделению, что и он. Именно знание этой Оккультной Доктрины нашло свое выражение в отзыве о книге «The Idyll of the White Lotus», где Т. Субба Роу писал:
«Каждый Будда встречает при своем последнем Посвящении всех великих Адептов, достигших состояния Будды в течение Предыдущих веков... каждая категория Адептов обладает своими особыми узами духовного общения, которые связывают их вместе... Единственный возможный и верный путь для поступления в подобное Братство... состоит в том, чтоб привести себя под влияние Духовного Света, который излучается из нашего собственного Логоса. Я мог бы дальше указать здесь... что подобное общение возможно лишь между лицами, души которых получают свою жизнь и поддержку от того же самого божественного Луча, и, так как семь различных Лучей излучаются от «Центрального Духовного Солнца», то все Адепты и Дхиан-Коганы подразделяются на семь категорий, из которых каждая направляется и контролируется и осеняется одною из семи форм или проявлений Божественной Мудрости»
...

Следовательно, эти Семь Сынов Света – именуемые по их планетам и часто отождествляемые толпою с ними, именно, Сатурн, Юпитер, Меркурий, Марс, Венера и, вероятно, Солнце и Луна для современных критиков, не углубляющихся далее поверхностного изучения древних религий, – которые по Оккультным Учениям являются нашими небесными Родителями или нашим синтетическим «Отцом»
Итак, вполне очевидно, что никакое человечество не единое, нас семь групп, и каждый сверчок должен занять свое шесток. На первый, второй, третий,.. седьмой, расчитайсь. Мой "Отец на небесах" это не Ваш "Отец на небесах", кроме моих братьев и сестёр "близнецов", чьи монады "рождены" под той же планетой что и моя.

Но и это ещё не все, оказывается и каждая нация имеет свою планету охранителя:
"Каждый народ, каждая нация, как мы уже говорили, имеет своего непосредственного Держателя и Хранителя, Отца на Небесах – Планетарного Духа. Мы охотно оставляем потомкам Израиля, поклонникам Саваофа или Сатурна, их собственного национального Бога, Иегову; ибо, истинно, монады народа, избранного им, являются его собственными, и Библия никогда не скрывала этого..
...

Народы, рожденные под Сатурном, – например, евреи, у которых он стал Иеговою, после того как на него стали смотреть, как на сына Сатурна или Ильда-Баоф'а в среде офитов и в Книге «Jasher», – постоянно враждовали с народами, рожденными под Юпитером, Меркурием или какой-либо другой планетою, только не под Сатурном-Иеговою"
Так, что можно смело молится Богу-охранителю своей нации, чтобы он её хранил лучше. И вот эта религия прошлого хочет встать на научные рельсы и стать религией будущего.(
Что думаете по этому поводу, Джай?
"..долг каждого человека, способного на лишенное эгоизма побуждение, сделать что-либо хотя бы самое малое для Общего Блага"

#130
Анатолий Семёнов
постоянный участник
Сообщения: 472
Зарегистрирован: 26 апр 2015, 23:43
Откуда: Дмитров (МО) не член РТО
Контактная информация:

Теософия и западный оккультизм

Сообщение Анатолий Семёнов » 26 ноя 2019, 10:54

Ольга писал(а):
26 ноя 2019, 00:22
Теософия даст ответы на любой вопрос независимо веры, нации, расы. Она - недостающая часть Целого -объединяет все науки, религии, что неминуемо приведет к объединению (пониманию Единства) людей.
Это легче сказать, чем сделать.
"..долг каждого человека, способного на лишенное эгоизма побуждение, сделать что-либо хотя бы самое малое для Общего Блага"

#131
Аватара пользователя
Эдвард Романов
администратор
Сообщения: 3341
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 19:52
Флаг: Russia

Теософия и западный оккультизм

Сообщение Эдвард Романов » 26 ноя 2019, 14:44

Анатолий Семёнов писал(а):
25 ноя 2019, 15:09
Эдвард Романов писал(а):
13 ноя 2019, 22:03
Но можно иметь ввиду и кашмирских тантрических йогинов Трика - системы, которая вместила в себя и Ати-йогу (Дзогчен) и Аннутарайога-тантры - вот уж где кульминация "Практического оккультизма" Елены Блаватской.
Давайте тогда поступим следующим образом, Вы изложите эту точку зрения на форуме посвящённому Дзогчену и посмотрим, что из этого выйдет. Делаю ставку, что если пытаться достаточно активно доказывать, что их учение это кульминация практического оккультизма от Блаватской и не имеет никакого противоречия с буддизмом, то через пять дней Вас там забанят. Но здесь Вы можете говорить все, что угодно. Если не хотите сами там участвовать, то давайте я это сделаю, Вы мне скажете, что писать, а я от своего имени буду вещать эту Истину. Пара десятов тухлых яиц в мою сторону будет мелочью, но зато Вы поймёте, что сказали глупость. Или может быть я не прав и несу ерунду, попробуем? Пока же, моё предположение, что нас там вообще слушать не будут. И о каком же синтез религий мы можем вести тогда речь?
Анатолий, обратите внимание, мною написано в цитате которую приводите:
...кашмирских тантрических йогинов Трика - системы которая...
Поэтому Вам нужно было бы сослаться не на форум посвященный Дзогчен, но на форум, посвященный кашмирскому адвайта-шиваизму - Учению Трика. Тот факт, что Вы игнорируете написанное означает, что это для вас пустой звук. То есть нет достаточных знаний для правильной идентификации написанного. Это первое.
Далее, что касается Вашего высказывания:
...активно доказывать, что их учение это кульминация практического оккультизма от Блаватской...
- это не моя мысль. Моя мысль заключается в том, что "Практический оккультизм" Блаватской является ее интерпретацией восточных практик в купе с ее европейским подходом к этим восточным системам. И если не рассматривать академические исследования и соответсвующие лекции в ученой среде, то она была первой, кто ввела эти духовные практики в массовое сознание европейцев. Кульминацию теософской оккультной практики в версии Елены Блаватской следовало бы искать в первоисточнике, откуда черпала информацию Елена Блаватская и что для нее было образцом для подражания. Она указывала, что Эзотерическая Философия, котороя лежит в основе ее теософской Тайной Доктрины - это смежная территория буддийских йогачаров и адвайта-ведантистов, также сюда входят гностики, особенно в лице неоплатоников. Как одно, так второе и третье - синхронны в развитии теорий с кашмирским адвайта-шиваизмом и отчасти даже с более поздними - христианскими православными исихастами, оказавшими столь больше влияние на русскую философию. Возможно все это потому что таков плод исторического развития мысли. Не факт что западные гностики имели физическое пересечение с восточными философами. Скорее просто таков универсальный онтологический ответ, к которому пришли самостоятельно как те так и другие мыслители.

Я упомянул Дзогчен в связи с системой Трика, потому что восточные философии взаимопроникающи хотя по внешней структуре даже могут быть антагоничны друг другу. В свое время тантрический шиваизм повлиял на становление тантрический буддизма, после были обратные течения: влияние буддизма через посредничество веданты или же напрямую - на кашмирский шиваизм. Благо географически эти системы имели хождение недалеко друг от друга.

Вот и подумайте теперь о своих словах:
Анатолий Семёнов писал(а):
25 ноя 2019, 15:09
...зато Вы поймёте, что сказали глупость. Или может быть я не прав и несу ерунду, попробуем?
Вы говорите о чем-то своем не заметив даже ошибки в восприятии моих слов. Я не собирался с Вами вступать в полемику. Как мне казалось что Вы опираетесь в своих высказываниях на работы европейского ученого-исследователя теософской тематики и оккультизма Джоселинна Годвина, потому даже в чем-то поддерживал Ваши рассуждения. Или Вы не знакомы с его работами?

#132
Аватара пользователя
Эдвард Романов
администратор
Сообщения: 3341
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 19:52
Флаг: Russia

Теософия и западный оккультизм

Сообщение Эдвард Романов » 26 ноя 2019, 14:55

Анатолий Семёнов писал(а):
26 ноя 2019, 10:53
Итак, вполне очевидно, что никакое человечество не единое, нас семь групп, и каждый сверчок должен занять свое шесток. На первый, второй, третий,.. седьмой, расчитайсь. Мой "Отец на небесах" это не Ваш "Отец на небесах", кроме моих братьев и сестёр "близнецов", чьи монады "рождены" под той же планетой что и моя.

Но и это ещё не все, оказывается и каждая нация имеет свою планету охранителя...
....
Так, что можно смело молится Богу-охранителю своей нации, чтобы он её хранил лучше. И вот эта религия прошлого хочет встать на научные рельсы и стать религией будущего.(
Что думаете по этому поводу, Джай?
Похоже вопрос принципиальной возможности или невозможности построения "всемирного братства" теософов как некоей единой структуры снова на повестке.

#133
Анатолий Семёнов
постоянный участник
Сообщения: 472
Зарегистрирован: 26 апр 2015, 23:43
Откуда: Дмитров (МО) не член РТО
Контактная информация:

Теософия и западный оккультизм

Сообщение Анатолий Семёнов » 26 ноя 2019, 15:59

Эдвард Романов писал(а):
26 ноя 2019, 14:44
Вы говорите о чем-то своем не заметив даже ошибки в восприятии моих слов. Я не собирался с Вами вступать в полемику. Как мне казалось что Вы опираетесь в своих высказываниях на работы европейского ученого-исследователя теософской тематики и оккультизма Джоселинна Годвина, потому даже в чем-то поддерживал Ваши рассуждения. Или Вы не знакомы с его работами?
Да, прошу прощения, я был не внимателен. Упустил учение трика потому как решил, что кашмирский шиваизм это своего рода разновидность адвайты, которую уже давно соотносят с дзогченом.
Я нашёл сайт https://trikayoga.ru/ если это то о чем Вы говорили, то восполню свой пробел. Пока же, в первом приближении, это не оккультизм, это йога.

Из книги Годвина я перевёл только содержание, поэтому на неё не могу опираться, потому что не знаю и английским не владею.

Что касается "повестки дня", то далее по тексту есть фразы, что коллективно все эти Дхиан Коганы надо рассматривать коллективно, так как на более высшем плане они сливается в единого Логоса. Вся эта дифференциация на семь групп, опять же, имеет отношение к силам, скрытыми потенциально внутри человека. Каждая группа оказывается более способной в развитии определённого типа сил. То есть рассматривать эту информацию вне контекста оккультизма не имеет практического смысла.

Меня больше интересует вопрос, что с теософией делать дальше. Мне симпатизируют три её цели, но опираясь на книги и статьи Блаватской и письма Махатм, их реализовать невозможно. Если раньше я считал, что теософия в тупике, то сейчас я вынужден признать, что она сделала свое дело и, вместе со снижением интереса к оккультизму упала и её актуальность. Она оказала влияние на мировоззрение европейских мистиков, идея эволюции признается, наверное, всеми. Но сейчас другое время и другие интересы, нам нужен иной путь, но какой?
"..долг каждого человека, способного на лишенное эгоизма побуждение, сделать что-либо хотя бы самое малое для Общего Блага"

#134
Аватара пользователя
Владимир
постоянный участник
Сообщения: 3516
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 16:25
Откуда: Смоленск. Не член ТО
Флаг: Russia

Теософия и западный оккультизм

Сообщение Владимир » 26 ноя 2019, 17:23

Анатолий Семёнов писал(а):
26 ноя 2019, 15:59
Меня больше интересует вопрос, что с теософией делать дальше. Мне симпатизируют три её цели, но опираясь на книги и статьи Блаватской и письма Махатм, их реализовать невозможно. Если раньше я считал, что теософия в тупике, то сейчас я вынужден признать, что она сделала свое дело и, вместе со снижением интереса к оккультизму упала и её актуальность. Она оказала влияние на мировоззрение европейских мистиков, идея эволюции признается, наверное, всеми. Но сейчас другое время и другие интересы, нам нужен иной путь, но какой?
Какой в высшей степени престранный вывод. Теософия в тупике?!ИзображениеПрэлестно! Такие рассуждения, такой полёт мысли, и на тебе - тупик. Можно понять, когда альпинист взобрался на все пятитысячники, потом на семитысячники, а потом стал думать, куда-бы ещё забраться. Может быть кто-то здесь знает тех, кого можно назвать Теософом на все 100, и кто прошёл весь путь и познал оккультизм до самых его высот? Можете даже не отвечать, т.к. таких здесь нет и никто их не знает. Тогда о каком тупике речь? Конечно же не о теософии и оккультизме, которые существовали и будут существовать независимо от тупиковых путей европейских мистиков.
В глубоком тупике не мудрость, а люди, не нашедшие пути к ней.
Но правда и то, что никто не запретит им искать иной путь.
Ваш Люцифер △

#135
Анатолий Семёнов
постоянный участник
Сообщения: 472
Зарегистрирован: 26 апр 2015, 23:43
Откуда: Дмитров (МО) не член РТО
Контактная информация:

Теософия и западный оккультизм

Сообщение Анатолий Семёнов » 26 ноя 2019, 18:09

Владимир писал(а):
26 ноя 2019, 17:23
Тогда о каком тупике речь? Конечно же не о теософии и оккультизме, которые существовали и будут существовать независимо от тупиковых путей европейских мистиков.
В глубоком тупике не мудрость, а люди, не нашедшие пути к ней.
Но правда и то, что никто не запретит им искать иной путь.
Рад, что Вас повеселило моё сообщение, но речь шла о деятельности ТО, вернее о трех целях. Я не оккультист, поэтому путь к этой мудрости не ищу.
"..долг каждого человека, способного на лишенное эгоизма побуждение, сделать что-либо хотя бы самое малое для Общего Блага"

#136
Аватара пользователя
кшатрий
постоянный участник
Сообщения: 6136
Зарегистрирован: 23 дек 2016, 23:39
Флаг: Russia

Теософия и западный оккультизм

Сообщение кшатрий » 26 ноя 2019, 18:29

Анатолий Семёнов писал(а):
26 ноя 2019, 15:59
Меня больше интересует вопрос, что с теософией делать дальше. Мне симпатизируют три её цели, но опираясь на книги и статьи Блаватской и письма Махатм, их реализовать невозможно. Если раньше я считал, что теософия в тупике, то сейчас я вынужден признать, что она сделала свое дело и, вместе со снижением интереса к оккультизму упала и её актуальность. Она оказала влияние на мировоззрение европейских мистиков, идея эволюции признается, наверное, всеми. Но сейчас другое время и другие интересы, нам нужен иной путь, но какой?
Думаю, для начала всё же нужно отличать Тео-Софию("как вечную, Божественную Мудрость", существовавшую во все времена и в разных формах среди людей) и деятельность ТО и "теософов", как одну из форм выражения этой Мудрости. Эта Мудрость никак не может быть "в тупике", а вот люди-могут, особенно, когда сами ограничивают себя рамками своего мышления и целей. И не случайно вторая цель ТО-способствовать изучению древней арийской(индийской) религиозной литературы и философии. Потому что, в ней содержится всё та же Тео-София, "Божественная Мудрость". Т.е., теософия не ограничена только книгами Елены Петровны и деятельностью ТО. И в тупике как раз те, кто думает, что ограничена. Например, из "арийской" философии-книга аватара(считающегося воплощением "тримурти"-Брахмы, Вишну и Шивы) Даттатрейи "Трипура Рахасья":
ГЛАВА XI
ТОТ КОСМОС – НИ ЧТО ИНОЕ, КАК РАЗУМ

1. Выслушав эту возвышенную историю о Хемачуде, Бхаргава, пребывая в недоумении, спросил:

2-5. "Господь, мой Учитель! То, что Ты рассказал мне как дивное учение, кажется мне противоречащим опыту всех людей во всех отношениях. Как может эта величественная материальная (объективная) вселенная быть ни чем иным, как призрачным сознанием, которое не является видимым, но только выведенным через логическое заключение? Чистый разум, лишённый познаваемых объектов, не может быть представлен, и поэтому он не может быть постулирован. И поэтому вся концепция, основанная на этом, совершенно не ясна мне. Я милостиво прошу Тебя разъяснить этот вопрос так, чтобы я смог понять его". Будучи спрошенным об этом, Даттатрея продолжил:

6-30. "Сейчас Я сообщу тебе истину об этом объективном мире, как она есть. То, что наблюдаемо – ни в коей мере не больше, чем вид. Сейчас Я приведу тебе доказательства этого утверждения. Слушай внимательно. Всё, что наблюдаемо, имеет происхождение, и поэтому должно иметь предшествующую причину для своего появления. Что такое происхождение, кроме того, что появляется новая вещь? Мир меняется каждое мгновение, его вид обновляется каждое мгновение, и поэтому он рождается каждое мгновение. Некоторые говорят, что рождение вселенной бесконечно и вечно каждое мгновение. Некоторые могут оспаривать эту точку зрения, говоря, что это утверждение является истинным для определённого объекта или объектов, но не для мира, который является совокупностью всего, что наблюдаемо. Схолиасты (комментаторы древних учений) Виджнаны отвечают им следующим образом: внешние явления – всего лишь кратковременные проецирования воспоминаний непрекращающейся связи, а именно, предметов и мирских действий, основанных на них. Но разум, который сопоставляет время, место и явления, бесконечен и вечен в каждый момент их появления, и они называют его Виджнана. Другие говорят, что вселенная – совокупность материи, как движущейся, так и незыблемой (или, другими словами, непроявленной). (Атомисты утверждают, что вселенная составлена из пяти элементов – земли, воздуха, огня, воды и эфира, которые являются вечными и образуют вещи подобно горшку, ткани и т.д., которые являются временными. Но, всё же, они не способны доказать внешнее видимое существование мира, потому что они признают, что события в жизни подразумевают их умозрительную природу. Из этого следует, что объекты, не вовлечённые в такие события, бесполезны.)

"Но все согласны с тем, что вселенная имеет происхождение, свой источник. Однако говорить, что творение обусловлено природой, означает распространять на него воображение, что является необоснованным. Чарваки – нигилисты – доказывают, что некоторые эффекты не прослеживаются к их действенным причинам, утверждая, что некоторые события происходят без какой бы то ни было предшествующей причины; так же, как причина не всегда предшествует событию, так и у события не всегда имеется причина; из этого следует заключение, что мироздание – случайность.

"Если вещь может появляться без причины, тогда нет никакого отношения между причиной и следствием, и в мире не может быть никакой гармонии. Но тогда работа гончара могла бы порождать изделия ткача, и наоборот, что абсурдно. Взаимозависимость причины и следствия установлена их логической последовательностью и доказана её ролью в практической жизни. Как тогда вселенная может быть случайностью?

"Они подразумевают причину там, где это не очевидно, и прослеживают причину от следствия. Это соответствует распространённой практике. Каждое событие должно иметь свою причину; таково правило. Даже если причина не очевидна, она должна подразумеваться; иначе деятельность в мире была бы напрасной, что абсурдно. Из этого можно сделать вывод, что каждое событие – порождение определённого условия или условий; и этот факт позволяет людям заниматься целенаправленной деятельностью. Так обстоит дело в практическом мире. Поэтому теория случайности мироздания недопустима.

"Атомисты исходят из предположения о материальной причине творения, и называют её "неуловимые атомы". Согласно им, неуловимые атомы порождают материальный мир, который не существовал до творения и не будет оставаться после растворения. (Существование мира до или после – всего лишь нечто воображаемое и неистинное, подобно миражу, говорят они.) Как одна и та же вещь может быть истинной в одно время и неистинной в другое? Опять же, если первичные атомы неуловимы, не имеют размера и к тому же вечны, как они могут порождать материальные и преходящие производные вещи, наделённые размерами?"

"Как одна и та же вещь может быть жёлтой и не жёлтой, светлой и тёмной, в одно и то же время? Эти качества не находятся в гармонии; вся эта теория заходит в тупик, как если бы кто-то попытался смешать несмешиваемые вещи. Опять же, как исконные атомы начали объединяться, чтобы производить двухатомные или трёхатомные соединения? Было ли это по их собственной воле (что невозможно, потому что они – неодушевлённые)? Или же это было в соответствии с желанием Бога?

"Также абсурдно говорить, что неодушевлённые атомы материи начали творить мироздание, когда было нарушено равновесие трёх сил (качеств) сатвы, раджаса и тамаса. (Одна из систем философии полагает, что три качества яркости, деятельности и темноты всегда находятся в равновесии. Когда же оно нарушено, начинается творение; когда они возвращаются к равновесию, вселенная растворяется.) Но как было вызвано это изменение в состоянии равновесия? Изменение невозможно без одушевлённой причины. Так что ни одна из систем не может удовлетворительно истолковать творение. Священные писания – единственное руководство для постижения метафизического и запредельного. Остальные писания не являются авторитетными из-за ограниченности написавших их индивидуумов, отсутствия надёжных способов, с помощью которых можно было бы проверить их точность и правильность, и постоянных неудач тех попыток объяснения творения, в которых игнорируется Бог. У вселенной должен быть Творец, и Он должен быть разумным принципом, но Он не может быть чем-либо известным из-за необъятности творения. Его власть – за пределами всякого понимания, и она описывается в священных писаниях, чей авторитет неопровержим. В них говорится о едином Творце, Господе, который существовал до творения, будучи самоцельным. Он создал вселенную посредством Своего собственного могущества. Эта вселенная, во всей своей полноте и всех её деталях, – лишь картина на экране Его Высшей Сущности, подобно миру сновидений на экране индивидуального сознания. Индивидуум охватывает своё собственное творение своим эго ("я"); подобным образом и Господь играет со вселенной. Так же, как видящую сновидение личность нельзя путать со сновидением, так же и Господа нельзя путать с творением. Подобно тому, как человек живёт и после того, как его сон завершился, так же и Господь существует и после растворения Его творения. Подобно тому, как ты всегда пребываешь как чистое сознание, отличное от тела и т.д., так же и Господь – неограниченное сознание, отличное от вселенной и т.д. Разве, в конце концов, всё это не является всего лишь картиной, нарисованной Им на Своей собственной Сущности? Как это единственное в своём роде творение может быть отличным от Него? Воистину нет ничего, кроме сознания. Назови Мне любое место, где бы не было сознания; нет такого места, которое было бы за пределами сознания. Разве может кто-то так или иначе доказать, что что-либо находится за пределами сознания? Невозможно избежать сознания.

31-32. "Кроме того, это сознание – единственное существование, охватывающее всю вселенную, и совершенное во всех отношениях. Так же, как волнорезы не могут существовать отдельно от океана, а свет – без Солнца, так же и вселенная не может быть представлена без сознания. Таким образом, Всевышний Бог – воплощение чистого Сознания.

33-34. "Вся эта вселенная, состоящая из подвижного (или проявленного) и неподвижного (или непроявленного), возникает из Него, пребывает в Нём и растворяется в Нём. Это – окончательное и хорошо известное заключение священных писаний; а священные писания никогда не ошибаются. Одни только священные писания могут быть тем руководством, с помощью которых становится возможным постижение метафизических и запредельных вопросов.
Авадхута Даттатрейя. ТРИПУРА-РАХАСЬЯ
ИЛИ

МИСТЕРИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТРОИЦЫ
ГЛАВА XIV

ПОЧЕМУ ВСЕЛЕННАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВСЕГО ЛИШЬ ПРОСТЫМ ВООБРАЖЕНИЕМ; КАК ОБРЕСТИ ТУ СИЛЬНУЮ ВОЛЮ, КОТОРАЯ МОЖЕТ СОТВОРИТЬ ЕЁ; И КАК ОБРЕСТИ НАИВЫСШУЮ ИСТИНУ

1-6. Выслушав сына мудреца, Махасена стал размышлять со всей ясностью и серьёзностью; он пришёл к заключению, что этот мир похож на сон, и избавился от своей печали. В то время как его осмысление становилось всё глубже и всё сильнее, покой его ума не нарушался. Затем он спросил своего спутника: "Великий и мудрый святой! Ты знаешь и этот мир, и тот, что за пределами этого. Я не верю в то, что есть что-либо, чего ты не знаешь. Пожалуйста, ответь мне сейчас: "Как ты можешь говорить, что всё – чистое воображение? Сколько бы я ни воображал, моё воображение не материализуется. Но ты создал вселенную силой своей воли. И всё же, каким образом время и пространство отличаются в этих творениях? Пожалуйста, скажи мне". Будучи спрошенным об этом, сын мудреца ответил:

7. "Воля замышляет результативно или безрезультатно согласно тому, насколько она однородна или прерываема нерешительностью.

8. "Разве ты не знаешь, что этот мир – результат желания Брахмы? Он выглядит реальным и постоянным, потому что изначальное желание столь могущественно.

9. "В то время как мир, порождаемый тобой, никто не принимает всерьёз, и твоё собственное недоверие делает его тщетным.

10-15. "Концепции осуществляются (материализуются) по следующим различным причинам: на основании естественной деятельности, как в случае с Брахмой, Творцом; благодаря владению живыми драгоценными камнями, как в случае с якшами и ракшасами (соответственно гномами и демоническими монстрами – разновидностями магических существ); при помощи трав, как в случае с богами (нектар считается содержащим экстракты чудесных трав); через практику йоги, как в случае с йогами; чудесной властью заклинаний, как в случае с отдельными сиддхами; силой тапаса (аскезы), как в случае с некоторыми мудрецами; и на основании дарованных благ, как в случае с Архитектором Вселенной (Вишвакармой).

"Чтобы сделать новую концепцию эффективной, необходимо забыть старые ассоциации, и новая концепция будет продолжаться только до тех пор, пока она не будет заблокирована старыми. Концепция сильна, если ей не препятствует какая-либо предшествующая концепция, которая, в противном случае, разрушает её. Она действенна только тогда, когда сильна и полна воли; таким способом становятся достижимыми даже великие вещи.

16. "Твои концепции не осуществляются по вышеупомянутой причине. Поэтому ты должен практиковать сосредоточение мысли, если ты желаешь, чтобы твои собственные творения имели место.

17-23. "Сейчас я расскажу тебе о различиях во времени и пространстве. Ты не сведущ в делах этого мира, и поэтому ты заинтригован всем этим. Сейчас я разъясню появление этих различий. Солнце помогает всем видеть, но ослепляет сов; вода – местожительство рыб, но человек в ней тонет; огонь сжигает человека, но является пищей для птиц титтири; огонь обычно тушится водой, но он властвует посреди океана во время растворения мира. Подобные несоответствия наблюдаемы повсеместно. Люди и животные участвуют в действиях с помощью своих членов и органов чувств, в то время как духи делают это с помощью тел других существ. Подобные случаи неисчислимы. Их объяснение заключается в следующем:

24-25. "Зрение свойственно глазу, и оно не может существовать без него. Глаз жёлтого цвета видит всё жёлтым, а повреждённый глаз создаёт двойственное изображение единственного объекта.

26-32. "Таким образом, неправильное видение – прямой результат ненормальных глаз. Говорят, что карандаки, живущие на восточном острове, видят всё красным; так же и жители острова Раманака видят всё вверх ногами. Можно услышать намного более странные истории подобного рода, которые обусловлены ненормальным зрением. Все эти искажения зрения могут быть исправлены соответствующим лечением. То же самое применимо и к другим чувствам, включая ум. Отношение между пространством и объектами и между временем и событиями соответствует тому, как ты сам их оцениваешь; между ними нет никаких свойственных им самим внутренних отношений.

33. "(До сих пор приводив доказательства того, что объекты и события происходят только внутри, он переходит к доказательству того, что нет ничего "внешнего" для высшей сущности). То, что обозначено людьми как внешнее, – это просто источник и опора вселенной, подобно экрану с его отношением к картине, показываемой на нём.

34-40. "Не могло быть ничего внешнего для той "внешности", кроме своего собственного тела. Как оно может быть сделано внешним от "внешности"? Например, когда ты говоришь "за пределами холма", то холм отстраняется от окружающего его пространства; он не включается в него. Но тело наблюдаемо в пространстве так же, как и горшок.

"Поэтому тело должно быть внешним для наблюдателя. То, что наблюдаемо, находится в пределах диапазона освещения: если же оно вне этих пределов, то его невозможно увидеть. Поэтому освещаемые объекты должны быть в пределах поля зрения источника света. Тело и т.д. являются освещаемыми, потому что они сами объективизированы (являются предметами рассмотрения). Освещаемое и источник света не могут быть одним и тем же.

"Опять же, источник света не может быть объективизирован; ибо разве есть наблюдатель, отличный от него самого? И как может освещение, посредством которого он видит, существовать отдельно от него самого? Невозможно поддерживать точку зрения, что источник света предоставляет свет и служит как объект, существующий отдельно от наблюдателя. Поэтому источник света не может допускать в себе никакой внешней примеси, и он есть освещение в совершенстве – только один, будучи сущностью всех и вся.

41. "Он простирается как время и пространство; они бесконечны и совершенны, будучи вовлечёнными как источник света, освещение и освещаемое.

42. "Что касается внутреннего или внешнего, то всё заключено в освещении. Как тогда что-то может быть "внешним", если только оно не похоже на вершину горы?

43. "Таким образом, вся вселенная пребывает в освещении, которое сияет самостоятельно, само по себе, всюду и всегда. Авадхута

44-45. "Это освещение – Её Запредельное Величество Трипура, Всевышняя. В Ведах Она называется Брахман, вайшнавы называют её Вишну, шиваиты – Шива, а шактисты – Шакти. Воистину, нет ничего, кроме Неё.

46. "Она поддерживает всё Своим совершенством, как зеркало удерживает образы в себе. Она – источник света по отношению к освещаемому.

47-49. "Объект погружён в освещение подобно образу города в зеркале. Так же, как город не является чем-то отдельным от зеркала, так же и вселенная не отделена от сознания. Так же, как образ – неотъемлемая часть чистого, гладкого, однородного и единого зеркала, так же и вселенная – неотъемлемая часть совершенного, цельного, однородного и единого сознания, а именно – высшей Сущности.

50. "Мир не может быть наглядно выявлен со всей очевидностью. Пространство – это просто пустота, служащая для размещения материалов.

51. "Вселенная всегда и во всём – проявление Высшей Сущности. Тогда возникает вопрос о том, как сознание, будучи пустотой, в то же самое время является плотным.

52. "Так же, как зеркало, хотя оно плотное и непроницаемое, содержит образ, так же и чистое сознание является плотным и непроницаемым, и всё же оно показывает вселенную в силу своей самодостаточности.

53. "Хотя сознание является всепронизывающим, плотным и единственным, оно всё же удерживает внутри себя движущееся и незыблемое творение, чудесное в своём разнообразии, без всякой непосредственной или изначальной причины для этого.

54-55. "Так же, как зеркало остаётся незатронутым прохождением различных образов в нём, и продолжает отражать так же ясно, как и прежде, так же одно сознание освещает состояния как бодрствования, так и сна, что может быть проверено надлежащей медитацией.

56. "О царевич! Исследуй снова твои грёзы и мысленные представления. Хоть они и совершенны во всех отношениях, всё же они – всего лишь мысли.

57. "Сознание, пронизывающее их, совершенно очевидно остаётся незапятнанным перед сотворением мира или после его растворения; даже во время существования мира оно остаётся незатронутым, как зеркало остаётся незатронутым образами.

58. "Хотя абсолютное сознание является невозмутимым, незапятнанным, заполненным, плотным и единым, будучи самодостаточным, всё же оно проявляет внутри себя то, что выглядит как "внешнее", точно так же, как зеркало отражает в себе пространство как нечто внешнее по отношению к себе.

59. "Это – начало творения; это первое проявление называется неведением, или темнотой. Возникая как бесконечно малая доля целого, оно проявляет себя так, как если бы оно было внешним по отношению к тому целому, из которого оно возникло, и обладает свойством чувства эго.

60. "Когда в процессе последовательного проявления Высшее Существо прекращает пребывать во всей Своей Полноте в Запредельном Сознании,тогда появляется тот аспект Реальности, который лишён полноты Самоосознания. Этот аспект называется "авьякта", или непроявленное, и он также описывается как "джадашакти", или инертная энергия. Это проявление обусловлено скрытыми тенденциями, которые будут проявлены позже.

Примечание: прямо перед моментом творения абсолютное сознание выступает под именем майя, а позже, с проявлением эго, оно называется авидья (или невежество). Тонкое скрытое волнение в тишине обусловлено тонким временем, приводящим к раскрытию тех скрытых тенденций эго, которые не растворились окончательно в исконном состоянии во время последнего растворения (пралайи) Вселенной.

61. "То сознание, которое освещает "внешнее", называется Шива-таттва, в то время как индивидуум, испытывающий чувство "я", – это Шакти-таттва.

Примечание: Шива – это осознавание "внешнего"; Шакти – динамическая сила, использующая потенциальные тенденции индивидуального "я".

62. "Когда осознавание "внешнего", объединённое с чувством "я", охватывает полное постигаемое пространство как "Я", это называется Сада-Шива-таттва.

63. "Когда позже при отбрасывании отвлечённой отделённости высшей Сущности от внешнего наступает её ясная тождественность неодушевлённому пространству, то это называется Ишвара-таттва. Исследование последних двух шагов – это чистая видья (знание).

64. "Все эти пять таттв чисты, потому что они относятся к пока ещё недифференцированному (единообразному) состоянию, подобно непроявленной силе роста в не проросшем семени.

65. "После того, как силой воли разделение делается проявленным, неодушевлённая часть преобладает над одушевлённой, что противоположно по отношению к прежнему состоянию.

66. "После того, как разделение (дифференциация) чётко установлено, это неодушевлённое превосходство называется майя-шакти; оно подобно ростку, проросшему из семени.

67. "Сознание, сокрытое проявляемой множественностью, с его природой, ограниченной и сокрытой пятью оболочками-аспектами (каньчуками), теперь получает название Пуруша (или Душа).

68-69. "Эти пять оболочек, или аспектов, таковы: кала (калаа, личностное творчество), видья (личностное знание), рага (раага, желание), кала (каала, время) и нияти (установленный ход событий, судьба). Пуруша наделён этими аспектами.

70. "Память индивидуумов, составленная из склонностей, приобретённых в результате участия в разнообразных действиях в предыдущих рождениях, теперь поддерживается разумом и пребывает в виде пракрити (природы).

71. "Эта пракрити тройственна, потому что плоды действий бывают трёх видов; Она проявляется как три состояния жизни – бодрствование, сон со сновидениями и глубокий сон без сновидений; затем Она принимает имя – читта (субстанция ума).

72. "Эта память называется пракрити в глубоком сне без сновидений, и читта в остальных двух состояниях. Она всегда заключает в себе неодушевлённый аспект склонностей ума и одушевлённый аспект разума.

73(-74). "Когда склонности всё ещё остаются во временном бездействии без того, чтобы исчерпаться, то вся их совокупность называется авьякта (непроявленным); различия возникают только в читте, а в глубоком сне нет никаких различий среди индивидуумов, так что это – пракрити, которая известна как читта при проявлении различий.

75. "Поэтому ум (читта) – это пуруша (индивидуум), когда наступает черёд одушевлённого аспекта, и тот же самый ум – авьякта (непроявленное), когда утверждается в своих правах пракрити (природа), неодушевлённый аспект.

76. "Эта читта трёхгранна, согласно её функциям, а именно: эго, разум и ум.

77. "Когда она находится под влиянием трёх качеств, она проявляется в величайшем разнообразии следующим образом: под влиянием качества сатвы (сияния) она становится пятью чувствами: слух, зрение, осязание, вкус и запах; раджаса (деятельности) – пятью органами: речь, руки, ноги, органы выделения и размножения; тамаса (темноты) – пятью элементами: земля, воздух, огонь, вода и эфир.

78. "Всевышний разум играет со вселенной подобным же образом, всё время оставаясь незатронутым свидетелем своего собственного творения.

79. "Существующее творение – умственное порождение Брахмы или Хираньягарбхи, творца, назначенного силой воли Изначального Существа, Шри Трипуры.

80. "Принцип осознания "ты" и "я" – сущность сотворения любого вида; такое осознание – проявление запредельного сознания; в нём самом не может быть никаких различий (так же, как нет никаких различий между тем пространством, что заключено в горшке, и тем, что снаружи него).

81. "Многообразие, проявляющееся в творении, обусловлено исключительно определённостями или разграниченностями, ограничивающими сознание; эти определённости или ограниченности (такие как тело, ограничение (в смысле разграничение) возраста) – это умственные образы творца (согласующиеся с прошлыми качествами индивидуума); когда созидательная волевая сила истекает, то наступает распад и полное отсутствие разграниченности и многообразия.

82. "Что касается твоей силы воли, то она подавляется творцом, но когда это препятствие преодолевается вышеупомянутыми методами, то твоя сила воли также станет действенной.

Даттатрейя. ТРИПУРА-РАХАСЬЯ
ИЛИ

МИСТЕРИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТРОИЦЫ
Не напоминает "западный оккультизм" с его признанием могущества воли и воображения человека и их тождественности Воле и Воображению "Творца" Вселенной(Всеобщего Разума)?) Даттатрейя издавна довольно почитаемый мудрец(аватар) в Индии и Эдвард уже цитировал тут другое произведение, приписываемое ему-Авадхута Гита. Причём, если в Авадхута Гите Даттатрейя излагает основы Адвайты, то в Трипура Рахасье-основы Тантры(включая "кашмирский шиваизм"), как в приведённых цитатах, например. И многое довольно созвучно тому, о чём писала Елена Петровна и что свойственно и "европейскому оккультизму". Причём, в ней же где-то пишется об эволюции, но я не могу пока вспомнить-где.
"Состояние сознания-это состояние жизни"(с)Ян ван Рэйкенборг.

#137
Дмитрий Серебряков
постоянный участник
Сообщения: 1357
Зарегистрирован: 02 дек 2014, 01:32
Откуда: Беларусь
Флаг: Belarus

Теософия и западный оккультизм

Сообщение Дмитрий Серебряков » 26 ноя 2019, 20:51

Анатолий Семёнов писал(а):
26 ноя 2019, 15:59
Меня больше интересует вопрос, что с теософией делать дальше. Мне симпатизируют три её цели, но опираясь на книги и статьи Блаватской и письма Махатм, их реализовать невозможно. Если раньше я считал, что теософия в тупике, то сейчас я вынужден признать, что она сделала свое дело и, вместе со снижением интереса к оккультизму упала и её актуальность. Она оказала влияние на мировоззрение европейских мистиков, идея эволюции признается, наверное, всеми. Но сейчас другое время и другие интересы, нам нужен иной путь, но какой?
Анатолий, поясните какое такое "свое дело сделала теософия"? Что значит "сейчас другое время и другие интересы" и что значит "нам нужен иной путь"? Право, заинтриговали.....

#138
Аватара пользователя
Александр Дущенко-dusik_ie
постоянный участник
Сообщения: 6440
Зарегистрирован: 12 сен 2015, 08:12
Откуда: Украина. Не член РТО
Флаг: Ukraine

Теософия и западный оккультизм

Сообщение Александр Дущенко-dusik_ie » 26 ноя 2019, 21:16

Анатолий Семёнов писал(а):
26 ноя 2019, 15:59
кашмирский шиваизм это своего рода разновидность адвайты, которую уже давно соотносят с дзогченом.
Хм. Лучше не говорить о том, о чем нет даже поверхностных представлений - никакого родства нет между шиваизмом, адвайтой и дзогчен
Анатолий Семёнов писал(а):
26 ноя 2019, 15:59
Пока же, в первом приближении, это не оккультизм, это йога.
Слово "йога" - это восточный вариант слова "оккультизм". Единственная разница, что по этимологии, йога - наука объединения, а оккультизм - исследование сокрытого, не явного. Но это две стороны одного и того же - без открытия (внутреннего мира) не может быть объединения, а без концентрации (объединения наявных сил) не может быть открытия скрытой стороны жизни.

Также, то что обычно называют йогой - это хатха-йога. Для теософа, это не йога, а ее профанация.
Анатолий Семёнов писал(а):
26 ноя 2019, 15:59
коллективно все эти Дхиан Коганы надо рассматривать коллективно, так как на более высшем плане они сливается в единого Логоса. Вся эта дифференциация на семь групп, опять же, имеет отношение к силам, скрытыми потенциально внутри человека. Каждая группа оказывается более способной в развитии определённого типа сил. То есть рассматривать эту информацию вне контекста оккультизма не имеет практического смысла.
Сливается в единого Логоса - очень не определенная фраза. Эканека-рупа (едино-множественность) - это то состояние - оно не представимо (но абстрактное представление - правильную ориентацию, может дать), и это хорошо, потому как, человек не может правильно представлять то, что выше его уровня сознания.
Анатолий Семёнов писал(а):
26 ноя 2019, 15:59
Меня больше интересует вопрос, что с теософией делать дальше. Мне симпатизируют три её цели, но опираясь на книги и статьи Блаватской и письма Махатм, их реализовать невозможно. Если раньше я считал, что теософия в тупике, то сейчас я вынужден признать, что она сделала свое дело и, вместе со снижением интереса к оккультизму упала и её актуальность. Она оказала влияние на мировоззрение европейских мистиков, идея эволюции признается, наверное, всеми. Но сейчас другое время и другие интересы, нам нужен иной путь, но какой?
Думайте не традиционными штампами, смотрите шире и обрящете. Мне в чем-то жаль тех, кто задает подобные вопросы (а они есть даже в руководстве Адьяра) - их явно, по жизни, прибило не к тому берегу.

#139
Ольга
постоянный участник
Сообщения: 1222
Зарегистрирован: 23 апр 2017, 00:17

Теософия и западный оккультизм

Сообщение Ольга » 26 ноя 2019, 21:23

Дмитрий Серебряков писал(а):
26 ноя 2019, 09:22
Ольга, тогда почему нет единства в понимании Теософии среди ее последователей? :) {_n}
Это же очевидно - разная степень развитости сознания. Тайную Доктрину нужно изучать, как говорил В.А. Баканов. Для кого то это темный лес, для кого то приподнимаются полы Занавеса, а кто-то уже может проникнуть далее и далее. Эта книга не просто книга. Там много уровней, как сказал один человек: как в компьютерной игре - прошел один уровень, а за ним оказывается следующий, и далее и далее. Но в отношении понимания Единства всего сущего, думаю, среди теософов разночтений нет: нет ничего независимого от другого.
Последний раз редактировалось Ольга 26 ноя 2019, 21:29, всего редактировалось 3 раза.

#140
Ольга
постоянный участник
Сообщения: 1222
Зарегистрирован: 23 апр 2017, 00:17

Теософия и западный оккультизм

Сообщение Ольга » 26 ноя 2019, 21:25

Анатолий Семёнов писал(а):
26 ноя 2019, 10:54
Это легче сказать, чем сделать.
Всему свое время.

#141
Аватара пользователя
djay
постоянный участник
Сообщения: 2250
Зарегистрирован: 24 июн 2017, 21:34
Откуда: Украина, не член РТО
Флаг: Ukraine

Теософия и западный оккультизм

Сообщение djay » 26 ноя 2019, 22:40

Анатолий Семёнов писал(а):
26 ноя 2019, 10:53
djay писал(а):
25 ноя 2019, 21:41
Приведите цитаты - есть желание разобрать высказывания с подтверждением. А то ведь "кому что кажется" - мало ли? Что за "предстояние лицом к лицу"? Давайте цитаты, уважаемый.
Желание разобраться это всегда хорошо. Только не забудьте высказать свое мнение, мне это очень интересно.
Спасибо, но Вы так много написали на один мой вопрос, что вряд ли имеет смысл отвечать на "все списком". Давайте по порядку - будет меньше путаницы. Поэтому из всего Вашего сообщения я отвечу пока только на то, о чем спросила. Мне совершенно не нравится писать километровые сообщения по каждому вопросу, который у некоторых авторов как-то цепляется один за другой. ;)

Итак, на мое предложение прицитировать ТД на предмет подтверждения Ваших слов:
И вот этот западный оккультизм, по моему мнению, и лёг в основу учения теософии, которую или в силу романтизма, или в силу какой-то иной необходимости, почему-то решено облечь в одежду из восточной философии, при этом полностью пренебрегая основной целью у этой самой восточной философии, которая заключается в стремлении выйти из круга перерождения, акцентируя жизнь на земле как череду непрекращающегося страдания. Причём даже удовольствия и радость есть так же страдание, вернее тем, что обуславливает возможность появления страдания и являющегося лишь иллюзией счастья, по сравнению с блаженство в мокше или в нирване.


В Теософии эта цель никак не выражена. Но зато упоминается некое оккультное слияние с некоей божественной сущностью, именуемой "Отчей-душой", или "личным дхиан-коганом" это есть и упоминается в ТД-1, при желании могу привести цитаты. Причём это не познание Бога, подобно тому, как это представляют себе Кришнаиты, это предстояние "лицом к лицу", имеет больше сходство с западным оккультизмом, чем с восточной философией, да и цель эта выражена настолько неявно, что рассуждать о ней очень сложно, не говоря уже о том, чтобы к ней стремится. Тогда как мы знаем, что идея освобождения красной нитью проходит через всю восточную философию, её идеи и выводы так или иначе вращаются вокруг это цели, что ещё раз показывает западный подход в Теософии к вопросу смысла жизни, который зачем-то решили облечь в восточное
Цитат привели изрядно со стороны теософии. С цитатами я вполне согласна - не вижу там никаких противоречий, о которых Вы писали. :) {_n} Если можно более кратко перефразировать Вас - восточная философия имеет целью "выйти из круга перерождения", а вот теософия эту цель никак не заявила - так? Зато есть какое-то слияние , с некой божественной сущностью... трам-пам-пам. Вроде ничего существенного из сути Вашего поста не упустила. {_n} 8-) {_n}
А теперь - что я думаю по всему этому поводу... Что-то Вы так обкорнали восточную философию? Любая философия ищет Истину. Иначе это не философия. Восточная, западная... хоть северная и южная. ;) {_n}

Главное, Вы сказали - "выйти из круга перерождений"? Посмотрим, что сказано в книгах буддийских мудрецов. Несколько цитат, чтобы не отягощать пост.
Взращивание бодхичитты
- из книги Кхенчен Палден Шераб Ринпоче и Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче «СВЕТ ТРЁХ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ»

Лучший способ реализовать Просветление - это развивать бодхичитту. Бодхичитта - это санскритское слово: бодхи означает "Просветление", а читта означает "ум" или "мысль". Развивая просветленную мысль, вы тренируете свой ум, чтобы обрести способность действительно принести благо другим существам. Бодхичитту можно понять как относительную и как абсолютную. Относительная бодхичитта - это реальное проявление любящей доброты и сострадания ко всем существам. Абсолютная "бодхичитта - это осознание пустоты как всеобъемлющей истинной природы реальности

Бодхичитта очень драгоценна и важна; если у вас нет бодхичитты, неважно какие техники вы используете - вы никогда не достигнете просветления. Когда "Будда Шакьямуни давал учения царю нагов, он сказал: "Великий царь нагов, если у тебя будет всего одна вещь, этого будет достаточно, чтобы достичь просветления." Когда царь нагов спросил, что это такое, Будда ответил: "Это бодхичитта."

Цель медитации – преобразить все наше бытие (или жизнь), переведя его с уровня примитивного сознания к самоосознанию и, наконец, на уровень просветленного сознания. Это преображение начинается само собою, когда мы стараемся быть внимательными. Подобно светильнику, озаряющему все своим мягким светом, медитация начинает высвечивать все чудесные качества ума, которые некогда были скрыты покровом противоречивых эмоций и взглядов.

Правда и то, что духовное преображение – это задача огромной важности и потребует от нас величайших усилий. Но, как гласит тибетская поговорка, дела, которые не требуют больших усилий, вряд ли сулят большую выгоду. Часто говорят, что духовное развитие – это то, чему более всего стоит посвятить жизнь
Довольно несложно, полагаю, увидеть в Просветленном сознании - Высшее "Я". А уж не заметить, что "духовное преображение" очень похоже на "встречу с Авгоэйдом", надо еще специально постараться.
АВГОЭЙД (Греч.) Бульвер Литтон называет его "Лучезарным Я" или Высшим Эго. Но в Оккультизме это нечто другое. Это тайна. Авгоэйд есть светящееся божественное излучение Эго, которое, когда воплощено, является лишь своей тенью - все-таки столь же чистой. Это пояснено в "Амшаспендах" и их "Феруэрах".

Теософский словарь
То что "цель" - совсем не та, которую Вы приписали "восточной философии" наверное не стоит акцентировать? Заметно и так. ;) {_n}

"Гиту" еще процитировать? Наверное надо. :)
Бхагавад-Гита глава 13. Природа, наслаждающийся и сознание

Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота; обращение к истинному духовному учителю; чистота, постоянство, самодисциплина; отказ от того, что приносит чувственное наслаждение; отсутствие ложного эго; понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни - это зло; самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и т.д.; невозмутимость в счастье и горе; непоколебимая, безраздельная преданность Мне; стремление жить в уединенном месте, отстраненность от мирских людей, признание важности самоосознания и склонность к философскому поиску Aбсолютной Истины - это Я объявляю знанием, а все прочее называю невежеством.
КОММЕНТAРИЙ: Не слишком разумные люди порой ошибочно считают описанный здесь процесс познания порождением поля деятельности. Однако здесь описан истинный путь познания. Перед тем, кто встал на этот путь, открывается возможность постичь Aбсолютную Истину. Этот процесс познания не является результатом взаимодействия двадцати четырех материальных элементов, перечисленных выше. Напротив, с его помощью живое существо может вырваться из их плена. Обусловленная душа томится в клетке материального тела, построенной из двадцати четырех элементов, а знание, описанное в этих стихах, открывает ей путь к свободе. Из всех составляющих процесса познания самый важный элемент назван в первой строке одиннадцатого стиха. Майи чананйа-йогена бхактир авйабхичарини: конечной целью познания является чистое преданное служение Господу. Поэтому, если человек не захотел или не сумел достичь уровня трансцендентного служения Господу, все остальные девятнадцать составляющих процесса познания практически обесцениваются. Но у того, кто преданно служит Господу в полном сознании Кришны, все остальные девятнадцать качеств развиваются сами собой. Как сказано в «Шримад-Бхагаватам» (5.18.12), йасйасти бхактир бхагаватй акинчана сарваир гунаис татра самасате сурах. У того, кто достиг уровня преданного служения, развиваются все самые лучшие качества, свидетельствующие о том, что он обладает знанием. При этом особенно важную роль играет принцип принятия духовного учителя, упомянутый в восьмом стихе. Принять духовного учителя должен даже тот, кто идет по пути преданного служения. Духовная жизнь начинается тогда, когда человек принимает истинного духовного учителя. Шри Кришна, Верховная Личность Бога, говорит здесь со всей определенностью, что описанный Им процесс познания - единственно верный путь. Все прочие методы самоосознания являются бесполезной выдумкой досужего ума.
Хотелось бы, Анатолий Семенов, чтобы Вы как-то подтвердили - откуда дровишки о такой "порезанной" основной цели восточной философии, которую Вы назвали? :hi {_n}

#142
Ольга
постоянный участник
Сообщения: 1222
Зарегистрирован: 23 апр 2017, 00:17

Теософия и западный оккультизм

Сообщение Ольга » 27 ноя 2019, 00:13

Владимир писал(а):
26 ноя 2019, 17:23
кого можно назвать Теософом на все 100, и кто прошёл весь путь и познал оккультизм до самых его высот?
Каждый оккультист - теософ, но не каждый теософ - оккультист, думаю, так можно сказать.

#143
Анатолий Семёнов
постоянный участник
Сообщения: 472
Зарегистрирован: 26 апр 2015, 23:43
Откуда: Дмитров (МО) не член РТО
Контактная информация:

Теософия и западный оккультизм

Сообщение Анатолий Семёнов » 27 ноя 2019, 08:48

djay писал(а):
26 ноя 2019, 22:40
Хотелось бы, Анатолий Семенов, чтобы Вы как-то подтвердили - откуда дровишки о такой "порезанной" основной цели восточной философии, которую Вы назвали? :hi {_n}
Цитаты всегда хорошо, но ещё лучше было бы если бы они сопровождались выводом, потому что из одних цитат я могу сделать только свой вывод, не Ваш. И я его делаю, и мой ответ - я не знаю, что Вам ответить. Этими цитатами Вы меня просто ввели в недоумение.
"..долг каждого человека, способного на лишенное эгоизма побуждение, сделать что-либо хотя бы самое малое для Общего Блага"

#144
Анатолий Семёнов
постоянный участник
Сообщения: 472
Зарегистрирован: 26 апр 2015, 23:43
Откуда: Дмитров (МО) не член РТО
Контактная информация:

Теософия и западный оккультизм

Сообщение Анатолий Семёнов » 27 ноя 2019, 09:24

кшатрий писал(а):
26 ноя 2019, 18:29
Не напоминает "западный оккультизм" с его признанием могущества воли и воображения человека и их тождественности Воле и Воображению "Творца" Вселенной(Всеобщего Разума)?
Напоминает. Вы второй раз уже выдвигает волю в качестве основополагающего фактора, я правильно понял? Но только воля среди восточной философии не выражена так ярко как в оккультизм, не так ли? Поэтому я не понимаю, что Вы хотите этим сказать?

То, что воля способна творить чудеса известно с самых ранних времен, и в этом отношении западным адептам не переплюнуть джайнских аскетов и тех же факиров, чудовищные издевательства которых, над своим телом, описывала Блаватская в РИ.
Да, так же в буддизме признается, что Будда достиг нирваны силой своей решимости, и после этого, прокомментируйте пожалуйста тот факт, что идя в народ он вдруг даёт учение о срединном пути, основанной на теории струн.
Тот кто истязал себя самыми всевозможными способами, кто развил огромную силу воли в результате этих самоистязаний, вдруг приходит к выводу, что есть другой путь, где воля не играет такого огромного значения! Сильно расслабляться нельзя, чтобы струна не ослабла, но и перетягивать её тоже смысла нет. И многие архаты достигли совершенства не ставя волю на первое место. Чего нельзя сказать про оккультизм, да там воля имеет важное значение и мы видим Блаватскую как волевую и решительную женщину - истинный оккультист. Но это не тот момент на который стоит застрять внимание и пытаться основываясь на нем проводить параллель.
Во всяком случае я так думаю. Если сможете оприраясь на восточную философию показать, что там есть то о чем Вы говорите, то я буду рад. Но, насколько я знаю, буддизм компенсирует волю работой с умом с помощью аналитических и однонаправленных медитаций, а так же с помощью философии. Преданные Бхакти недостаток воли коммпенсируют любовью и так далее. Развитие силы воли это не основополагающих принцип всех религий.
"..долг каждого человека, способного на лишенное эгоизма побуждение, сделать что-либо хотя бы самое малое для Общего Блага"

#145
Аватара пользователя
djay
постоянный участник
Сообщения: 2250
Зарегистрирован: 24 июн 2017, 21:34
Откуда: Украина, не член РТО
Флаг: Ukraine

Теософия и западный оккультизм

Сообщение djay » 27 ноя 2019, 10:05

Анатолий Семёнов писал(а):
27 ноя 2019, 08:48
djay писал(а):
26 ноя 2019, 22:40
Хотелось бы, Анатолий Семенов, чтобы Вы как-то подтвердили - откуда дровишки о такой "порезанной" основной цели восточной философии, которую Вы назвали? :hi {_n}
Цитаты всегда хорошо, но ещё лучше было бы если бы они сопровождались выводом, потому что из одних цитат я могу сделать только свой вывод, не Ваш. И я его делаю, и мой ответ - я не знаю, что Вам ответить. Этими цитатами Вы меня просто ввели в недоумение.
Вы меня не поняли? Ладно, тогда еще раз - Ваша мысль о "главной цели восточной философии" мне представляется очень сильно упрощенной. До "совсем наоборот". Цель любой философии - поиск Истины. Что совершенно согласуется с теософскими доктринами. О чем, собственно, были приведенные мною цитаты. Я доступно изложила? :) {_n}

Жду Ваших ответных шагов в подтверждение того, что "восточная философия имеет целью освобождение от кругов воплощений". А всякие там поиски Истины ... "теософский тупик". %-6 {_n}

:hi {_n}

#146
Аватара пользователя
djay
постоянный участник
Сообщения: 2250
Зарегистрирован: 24 июн 2017, 21:34
Откуда: Украина, не член РТО
Флаг: Ukraine

Теософия и западный оккультизм

Сообщение djay » 27 ноя 2019, 11:05

Анатолий Семёнов писал(а):
27 ноя 2019, 09:24
Но, насколько я знаю, буддизм компенсирует волю работой с умом с помощью аналитических и однонаправленных медитаций, а так же с помощью философии.
С философией таки не мешает разобраться. А то, уважаемый, у Вас мало того, что "телега впереди лошади", так еще и у лошади мешок на голове, и ноги спутаны. Собственно, она почти полностью "деморализована". :| {_n}
Анатолий Семёнов писал(а):
27 ноя 2019, 09:24
Развитие силы воли это не основополагающих принцип всех религий.
А что - основополагающий? 8-) {_n}

#147
Аватара пользователя
кшатрий
постоянный участник
Сообщения: 6136
Зарегистрирован: 23 дек 2016, 23:39
Флаг: Russia

Теософия и западный оккультизм

Сообщение кшатрий » 27 ноя 2019, 11:11

Анатолий Семёнов писал(а):
27 ноя 2019, 09:24
Напоминает. Вы второй раз уже выдвигает волю в качестве основополагающего фактора, я правильно понял? Но только воля среди восточной философии не выражена так ярко как в оккультизм, не так ли? Поэтому я не понимаю, что Вы хотите этим сказать?
Я хочу сказать, что в восточной философии и йогической практике(включая буддийскую) в любом случае присутствует необходимость использования воли, даже если это не ярко выражено в теории, но становится ясным на практике.
Да, так же в буддизме признается, что Будда достиг нирваны силой своей решимости, и после этого, прокомментируйте пожалуйста тот факт, что идя в народ он вдруг даёт учение о срединном пути, основанной на теории струн.
Срединный путь, как невпадение в крайности, не предполагает безволие, нерешительность и пассивность(ведь это такая же крайность, как и их противоположность). В своих поисках Будда был максимально решителен, но не говорил, что его ученики не должны иметь подобной решительности, которая в любом случае предполагает волю, сосредоточенную на одной цели-освобождение от страданий.
Если сможете оприраясь на восточную философию показать, что там есть то о чем Вы говорите, то я буду рад. Но, насколько я знаю, буддизм компенсирует волю работой с умом с помощью аналитических и однонаправленных медитаций, а так же с помощью философии. Преданные Бхакти недостаток воли коммпенсируют любовью и так далее. Развитие силы воли это не основополагающих принцип всех религий.
Буддизм ничего не компенсирует работой с умом и лишь преступив к этой работе можно увидеть-получится ли достичь покоя и однонаправленности ума абсолютно не используя волю, особенно в начале, когда ум(внимание) по привычке "блуждает" и отвлекается от объекта медитации. Для примера-попробуйте думать о чем-то одном хотя бы 5-10 мин, не отвлекаясь на посторонние мысли и впечатления.
В бхакти-йоге любовь и преданность автоматически направляет волю и решимость в сторону объекта любви, т.е, Бога. Но это не делает йога пассивным и безвольным. Ведь он совершает действия исходя из своей любви и ради нее. А любое действие уже предполагает волевой акт. Особенно, в начале любого "духовного пути", когда в человеке существует куча совсем не духовных ментальных и физических привычек, которым что-то должно быть противопоставлено для избавления от них. И это точно не должно быть безволие и нерешительность, особенно на западе, где эти привычки гораздо сильнее, чем на востоке.
"Состояние сознания-это состояние жизни"(с)Ян ван Рэйкенборг.

#148
Анатолий Семёнов
постоянный участник
Сообщения: 472
Зарегистрирован: 26 апр 2015, 23:43
Откуда: Дмитров (МО) не член РТО
Контактная информация:

Теософия и западный оккультизм

Сообщение Анатолий Семёнов » 27 ноя 2019, 11:30

Дмитрий Серебряков писал(а):
26 ноя 2019, 20:51
Анатолий, поясните какое такое "свое дело сделала теософия"? Что значит "сейчас другое время и другие интересы" и что значит "нам нужен иной путь"? Право, заинтриговали.....
А Вы посмотрите на теософию через призму того времени когда она была впервые обнародована. Наше время и 140 лет назад отличаются очень сильно. О буддизме и индуизме в то время мало что знали, но зато очень распространён был спиритизм и прочие оккультных науки, в числе которых труды по магии разных авторов, например Элифаса Леви. Его книги были очень популярны, сейчас же литература подобной тематики наоборот непопулярна. Поэтому и выдавая теософию Блаватская и Махатмы вынуждены были давать знание адаптированное под понимание и представления того времени. Если взглянуть на содержание основных трудов по теософии, то можно заметить, что в РИ, вышедшей первой, гораздо большее значение уделяется мистическими традициям христианства, гностикам, каббалистам египетской религии, герметизму и так далее, буддизм и Индуизм звучат фоном. В Тайной Доктрине уже более пристальное влияние уделяется Индуизму, а если посмотреть на такую книгу как "Голос Безмолвия", то это фактически буддийский текст, где практически нет оккультизма. И семь путей, предлагаемых в этой книге, это шесть буддийских парамит + вайрагья, популярная практика Индуизма. Почему идёт такое смешение акцентов в сторону классических религий Индии? Ответ я могу только предполагать.

Одним из вариантов ответа заключается в том, что необходимо было остановить популярное любительское увлечение оккультизмом и здесь теософия оказала влияние, потому, что популярность оккультизма и спиритуализма стала неуклонно падать. Не уверен, конечно, что это связано с ТО, но все же некоторые покидали это общество и создавали свое или примыкали к другим оккультным организациям, только потому, что внутри ТО было очень сильный акцент на восточные религии, что их не устраивало.

Если же мы посмотрим на письмо Маха Чохана, то и там мы увидим совет распространять буддизм, про оккультизм не сказано ни слова. Правда буддизм необходимо было очистить от суеверий, что под этим подразумевалось сказать сложно, но видимо Махатмы и Блаватская по своему видели в чем заключаются эти суеверия, потому как вышедшая позднее книга Синнетта "Эзотерический буддизм" к буддизм не имела никакого отношения. От этого потом отказалась и Блаватская объявив, что название выбрано неудачно и введя новый термин будхизм.

Так же надо отметить, что как старшие так и младшие Махатмы с самого начала отказывались превращать ТО в салон оккультизма, оно изначально планировалось как теоретическое, а не практическое.

А что касается каков должен быть путь, то тут у меня нет чёткого ответа, необходим анализ, почему все выдано так как есть, зачем было смешивать несмешиваемое. Буддизм и Индуизм никогда не пойдут по пути оккультизма, они достигают более высоких уровней развития, для них оккультизм это детская игрушка.
"..долг каждого человека, способного на лишенное эгоизма побуждение, сделать что-либо хотя бы самое малое для Общего Блага"

#149
holynonsense
постоянный участник
Сообщения: 840
Зарегистрирован: 29 дек 2017, 18:40

Теософия и западный оккультизм

Сообщение holynonsense » 27 ноя 2019, 11:55

afaik только чарваки отвергали сотериологию, индийская философия строго говоря не философия, она смесь религии и философии = сотериологична, это религиозная философия, несвободна от религиозных пресуппозиций; "поиск истины" это не, не про такую "философию"... опять же, строго говоря (в современном понимании) "поиск истины" вообще не про философию, эту цель ставит наука, просто были времена когда ещё не было не то что науки, а и философии, была религия и заключала в себе всего понемножку, религия это была "свалка культурного потока сознания" (c) Eliezer S. Yudkowsky (рекомендую) ...а о целях философии можете посмотреть это, lol, ну типа слева неросийский философ (Калифорнийский университ aka UCLA), справа росийский професорфизик
open your mouth and shut your eyes and see what chohans will send you

#150
Ответить