Ориген о метемпсихозе

Все теоретические, философские и доктринальные аспекты теософического учения
Ответить
Аватара пользователя
Николя
постоянный участник
Сообщения: 257
Зарегистрирован: 07 мар 2015, 00:05
Откуда: Оренбург

Ориген о метемпсихозе

Сообщение Николя » 01 окт 2015, 21:59

Нашёл в комментариях Елены Рерих к "Письмам махатм" один комментарий по поводу Оригена, который, как известно, составил Гексаплу - "синоптический свод шести (отсюда название) различных текстов Ветхого Завета, явившийся первым в истории образцом библейской критики", не имеющий себе аналогов в библеистике крандиозный проект, занявший 50 томов текста с комментарием. Несмотря на сие ревностные труды на поприще христианской теологии, Ориген некоторое время много говорил о переселении душ и апокатастасисе (идеи конечного спасения всего сущего), за что и был подвержен критике и анафеме. Сопоставляя отрывки, становится интересно, что заставило Оригена изменить своё мнение касательно метемпсихоза? Ведь, как говорилось в Писании, "кто отречётся от Слова, от того и Слово отречётся".

"...Сознание масс всегда требует Личности для почитания и творит Образ Высший по подобию своему, тогда как Высшие стремятся во всех проявлениях к Принципу».
Тот же Ориген далее утверждает: «Итак, Бога нельзя считать каким-либо телом или пребывающим в теле, но Он есть простая Духовная Природа, не допускающая в себе никакой сложности. Он есть ум и, в то же время, Источник, от которого получает начало всякая разумная природа и ум. Бога, который служит началом всего, не должно считать сложным, иначе окажется, что элементы, из которых слагается всё то, что называется сложным, существовали раньше самого начала» (Ориген «О Началах»). Вот истинно философское мышление. Близкое и, я сказала бы, тождественное всем древним философиям! Истинно, если бы наши отцы церкви последовали примеру западного духовенства и принялись бы за изучение трудов Великого Оригена, этого истинного Светоча Христианства, много света пролилось бы на символы и таинства христианства, и догмы церковные отпали бы, как оковы и скопы железные, и церковь, тело Христово, истинно, восстало бы из гроба. Ведь малые дети начинают думать логичнее наших седовласых наставников.
Да, отцы западной церкви поняли, что сознание их духовной паствы требует иной пищи и не может примириться с наивными утверждениями, которые, может быть, в своё время, и были нужны для обуздания полудиких племён, которые принимали христианство. Чтобы не утратить своего влияния, некоторые из представителей духовенства запада спешат отрешиться от невежества и пополнить своё знание. Ведь только подумать, сколько ясных указаний о законе перевоплощения и законе кармы имеются в Евангелии, именно, в словах самого Христа! Но духовные отцы тщательно умалчивают об этом. Ведь не могут же они не знать, что закон перевоплощения был отменён лишь в шестом веке на Константинопольском Соборе! Неужели сознание их с тех пор не продвинулось! Ведь на одном из таких соборов обсуждался также вопрос, имеется ли душа у женщины! Много подобных перлов можно найти, читая эти исторические рекорды тьмы невежества. И сейчас, в виду переживаемого всем миром страшного духовного кризиса, ужасающего, всеразъедающего безбожия, порождённого узким и мертвящим догматизмом и удушающим сектантством, также и падением нравственности среди церковных служителей, именно все духовные пастыри должны ополчиться против всякой нетерпимости, невежества и безнравственности, должны стать истинными водителями духа и идти с нуждами века, а не плестись позади, закованные в цепи мрачного невежества. Как сказано в Учении: «После Оригена начала ложная вера христианства расти. Ужас берёт перед видением религиозного суеверия того времени. Ориген ходил по ещё горячим угольям старого мира. Зная заветы Иисуса, он болел, видя непонимание толпы. Зная таинства древних мистерий, он болел, видя непонимание Источника. Зная простоту Учения Иисуса, он болел, видя создание церквей. Будучи ревнителем знания, он возмущался падением знания среди служителей..."


Е. Рерих, 1.2.35.

"Учение о метемпсихозе, переселении душ, лежит краеугольным камнем во всех религиозных системах мира. Не говоря уже об Индии и Египте, мы видим, что оно также имеет место в Семитическом Откровении и христианстве. Это учение, будучи весьма сложным и труднодоступным широким массам, большинством Учителей скрывалось от толпы и сохранялось лишь как эзотерическое среди немногих избранных. Так, в Евангелии мы видим лишь немногие указания на него, как например в притче «о слепорожденном».

«Переселение душ, если верить св. Иерониму, долгое время сохранялось первыми христианами как традиционная эзотерическая доктрина, которая не должна была быть сообщена иначе как небольшому числу избранных: abscondite quasi in foveis viperarum versari, et quasi haereditario malo serpere in paucis. Ориген рассматривает эту доктрину как единственный способ объяснить некоторые библейские рассказы, как, например, борьба Иакова и Исава до их рождения, призвание Иеремии, когда он был еще в утробе своей матери, и массу других фактов, которые бы сделали Небеса несправедливыми, если бы они не проистекали из действий добрых или злых в жизни предшествовавшей той. Более того, чтобы не оставить никакого сомнения в происхождении и характере этого верования, александрийский священник находит нужным сказать, что он не подразумевает здесь метемпсихоз Платона, но другую теорию, совсем отличную и совершенно иначе утвержденную».


Франк"


Владимир Шмаков. "Великие арканы ТАРО. Абсолютные начала синтетической философии эзотеризма" ("О метемпсихозе")

Если в более ранней книге Оригена «О началах» (230 г.) и присутствуют «реинкарнационные фрагменты», то в последующих своих произведениях («Толкование на Послание к Римлянам» (ок. 243 г.), «Толкование на Евангелие от Матфея» (249 г.), книга «Против Цельса» (249 г.)) Ориген выступает с резкой критикой доктрины реинкарнации:
"Допущение метемпсихозы или перевоплощения душ несовместно с кончиной мира, которую ясно утверждает Писание. Ибо если предположим, что всякая душа в течение нынешнего порядка вещей от начала и до конца мира воплощается не более как два раза, спрашивается: зачем она воплощается во второй раз? Затем ли, чтобы понести наказание за грехи первой жизни во плоти? Но если нет другого способа наказания души кроме послания её в тело, то очевидно ей пришлось бы воплощаться не два или три, а бесконечное число раз, и тогда уверению св. Писания, что небо и земля мимо идут, нет никакой возможности получить свое исполнение. Но допустим и противное, то есть что души посредством воплощений будут все более и более усовершаться и очищаться, и что постепенно все более будет возрастать число душ, не нуждающихся уже больше в телах, чем само собой приблизится наконец то время, когда живущих во плоти душ или вовсе не будет, или будет очень мало; но в таком случае как же получат свое исполнение слова Писания, которое говорит, что суд Божий застанет в живых множество грешников, и что пред кончиной мира возрастет и переполнится мера беззаконий на земле? Затем, грехи тех, которых застанет кончина мира, будут наказаны по Писанию, не перемещением из тела в тело, а совершенно иным образом. Итак, если защитники перевоплощения допускают кроме описываемых в слове Божием наказаний ещё наказание переселением в новые тела, — то пусть покажут нам причины этого двойного наказания Или же, что вернее, грешившие в телах будут нести наказание вне своих тел сами в себе в глубине собственной души своей"
(«Толкование на Матфея» 13.1)

Аналогичные размышления есть и в оригеновых толкованиях на Песнь Песней:
"Далее, некоторые изыскивают здесь: облачается ли душа в тело единожды, и после того как она покинет его, не ищет его более, или же, однажды получив и покинув его, воспринимает его снова? И если она воспринимает его вторично, воспринимает ли она его навсегда или однажды снова придет день, когда она его снова отбросит? Но если, согласно авторитету Писания конец мира близок, и если сие тленное состояние сменится нетленным, то не кажется сомнительным, что в состоянии нынешней жизни она не может войти в тело во второй или в третий раз. Ибо, если это допустить, то необходимо воспоследует, что вследствие продолжительного такого рода последствий мир не будет иметь конца"
(«Беседы на Песнь песней». 2,5,24).

Также А. В. Кураев подчёркивает, что в своём труде «О началах», в котором Ориген изложил свою теорию, он ясно провёл грань между учением Церкви и своими гипотезами: «впрочем, сам читатель пусть тщательно обсудит и исследует то, что сказали мы относительно обращения ума в душу и прочее, что, по-видимому, относится к этому вопросу; а мы, со своей стороны, высказали это не в качестве догматов, но в виде рассуждения и изысканий». «Мы скорее предложили читателю мысли для обсуждения, нежели дали положительное и определённое учение». «Что касается нас, то это — не догматы; сказано же ради рассуждения, и нами отвергается: сказано это только затем, чтобы кому-нибудь не показалось, что возбуждённый вопрос не подвергнут обсуждению»
Нам не дано познать Сущности Зиждителя, но мы можем петь Его Божественность. (Саади)

#1
Дмитрий Серебряков
постоянный участник
Сообщения: 424
Зарегистрирован: 02 дек 2014, 01:32
Откуда: Беларусь
Флаг: Belarus

Ориген о метемпсихозе

Сообщение Дмитрий Серебряков » 11 дек 2015, 13:28

Николя писал(а): Несмотря на сие ревностные труды на поприще христианской теологии, Ориген некоторое время много говорил о переселении душ и апокатастасисе (идеи конечного спасения всего сущего), за что и был подвержен критике и анафеме. Сопоставляя отрывки, становится интересно, что заставило Оригена изменить своё мнение касательно метемпсихоза?
Существует предположение подтвержденное некоторыми письменными источниками, что Ориген не изменял своего мнения относительно "переселения душ", просто в предоставленных Вами отрывках некоторые теологи подкорректировали (исказили) оригинальные мысли Оригена.

#2
Аватара пользователя
Николя
постоянный участник
Сообщения: 257
Зарегистрирован: 07 мар 2015, 00:05
Откуда: Оренбург

Ориген о метемпсихозе

Сообщение Николя » 14 дек 2015, 16:29

Дмитрий, спасибо!
Не могли бы вы подсказать, что это за источники, если вам не сложно, конечно?
Нам не дано познать Сущности Зиждителя, но мы можем петь Его Божественность. (Саади)

#3
Дмитрий Серебряков
постоянный участник
Сообщения: 424
Зарегистрирован: 02 дек 2014, 01:32
Откуда: Беларусь
Флаг: Belarus

Ориген о метемпсихозе

Сообщение Дмитрий Серебряков » 15 дек 2015, 17:36

Если мне не изменяет память св. Иреней Лионский и Руфин внесли поправки в некоторые сочинения Оригена и в чем сами в своих же писаниях признались.

#4
Аватара пользователя
Николя
постоянный участник
Сообщения: 257
Зарегистрирован: 07 мар 2015, 00:05
Откуда: Оренбург

Ориген о метемпсихозе

Сообщение Николя » 15 дек 2015, 22:13

Спасибо большое, Дмитрий!
Нам не дано познать Сущности Зиждителя, но мы можем петь Его Божественность. (Саади)

#5
Ответить