запахгардении писал(а): ↑04 дек 2019, 05:20
Эдвард, Вы настаиваете на том, что именно Тибету наиболее известно, чем прочим представителям восточной мысли, что именно их философия способна дать прорыв в этике, науке, философии, религии? Даже если это и так, то как-то не принято на своих предшественников, указывать как на ошибочное направление, тем более, что Вам так и не удалось доказать или продемонстрировать действие "ошибок" из ТД.
Нет, я не думаю, что Тибету известно нечто более, чем прочим представителям восточной мысли. Я бы сказал - каждому свое. Объединение восточной и западной мысли в самом деле должно быть весьма перспективным и в этом смысле ЕПБ как одна из родоначальников этого синтеза и пожалуй наиболее выдающийся из деятелей в этом направлении конца 19-го века не может быть подвергнута сомнению. Уровень написания "Тайной Доктрины" Елены Блаватской очень высок, даже на критический взгляд, особенно если рассматривать произведение рассчитанным на широкую публику. Ошибки, на которые я указывал имеют частный характер и значим только для серьезных ученых специалистов, исследующих рассматриваемый вопрос целенаправлено. Цель упоминания мною некоторых ошибок Елены Блаватской лишь одна - препятствовать развитию религиозного фундаментализма в рамках теософского движения. Эти ошибки, о которых я говорю, Вам например, могут быть и не заметны и более того для практического осмысления вопросов Мироздания они не значимы. "Тайная Доктрина" как произведение до сих пор остается уникальной серьезной работой, сохраняющей свое философское влияние на взгляды множества людей, в том числе и известных ученых.
Поэтому я полностью соглашаюсь с Вашим замечанием:
запахгардении писал(а): ↑04 дек 2019, 05:20
ЕПБ ... давала своей мыслью направление новым исследованиям. Нельзя считать ошибкой то, что просто невозможно было сделать иначе в то время, с позиции современных возможностей. Своевременность и соизмеримость для каждого времени будут в основе меры объема и качества выдачи.
Но еще раз хочу подчеркнуть, что философская значимость Тайной Доктрины Елены Блаватской лишь увеличит свое влияние, если мы умерим лишний раз ссылки на Махатм к месту и не к месту. Давайте лучше оставим Их как несказуемое. Вьяса, Капила, Нагарджуна, Асанга, Патанджали, Долпопа, Васугупта, Наропа, Тилопа, Чандракирти, Раманужда, Гаудапада, Шанкарачарья и многие многие другие философы Востока по своему историческому статусу не менее Махатмы, чем те таинственные учителя, на которых ссылается Елена Петровна. Сказанное в Тайной Доктрине - это своего рода экстракты утверждений исторических философов Востока, эклектически объединенные с европейским оккультизмом и выстроенные практически в стройную систему современной Теософской доктрины.
Вне сомнений Еленой Петровной был проделан титанический труд. Следовательно, следующее утверждение:
запахгардении писал(а): ↑04 дек 2019, 05:20
...Либо Махатмы, действительно не те, за кого себя выдают, соответственно все труды ЕПБ - "в корзину".
неправомерно. То, о чем говорю я означает, что вне зависимости от того, что будут говорить о Махатмах, верить в них или нет и прочее прочее, - доктринальные положения "Тайной Доктрины" Елены Блаватской остаются нерушимы. Можно совершенно спокойно следовать пути, обозначенному философией "Тайной Доктрины" зная, что за утверждениями Елены Петровны в "Тайной Доктрине" стоит колоссальный опыт восточной мудрости проверенной йогами-практиками в течении нескольких тысячелетий.
запахгардении писал(а): ↑04 дек 2019, 05:20
Эдвард, Вы не понимаете меру свой ответственности в перспективе.
Мое предложение - это добавить к той свободе, что Вы и другие обрели изучая Агни Йогу и "Тайную Доктрину" хотя бы еще одну степень - как новое измерение в системе координат. Будьте уверены, что теософия ЕПБ останется непоколебимой, даже если Вы будет подвергать сомнению какие-то частности в утверждениях ЕПБ и Писем Махатм. Добавив себе еще одну степень свободы Вы обнаружите, что Тайная Доктрина Блаватской продолжает сохранять актуальность.
Свобода размышления - это теософская ценность. Также в буддизме. Например, оплот Махаяны - учение о Шуньяте - незыблемо и неразрушимо. Это называется Алайя - нерастворимое, так как сама Пустота есть то, чего нет.
К слову, приведу правку к словам Вилены Дылыковой на конгрессе: Она говорит - пустоты нет, потому что всегда найдется что-то, что кажется пустым, а при углублении в это все же не пусто. Но еще более высокая степень абстракции - это осмысление пустоты как то, чего абсолютно нет. Отрицание. И даже отрицание отрицания. Нет - значит нет. В этом адвайта. Ум человека не может в это проникнуть до конца, так как Пустота как Ниргуна - это полное лишение каких-либо свойств и атрибутов, полное лишение каких-либо представлений.
Так вот также основные положения Тайной Доктрины остаются неразрушимыми и непреложными, каким бы сомнениям мы их не подвергали. Эти сомнения и попытки свергнуть фундаментальные тезисы даже приветствуются Учителями, так как развивают проникновение в проблему. Надо понимать могущество того, что Елена Петровна называла Эзотерической Философией, лежащей в основе ее "Тайной Доктрины".
запахгардении писал(а): ↑04 дек 2019, 05:20
Эдвард Романов писал(а): ↑03 дек 2019, 22:24
Что касается Тайной Доктрины, то фонетическая запись Первой Станцы, которая, как утверждается, написана на сензаре, изложена в наборе узнаваемых терминов, составленных из тибетского, китайского и санскритского языков. Теория эволюции, преподносимая в Тайной Доктрине типична для теорий европейских оккультистов. Можно сказать, что "Тайная Доктрина" в своих комментариях на Станцы Дзиан – это попытка в концептах европейского оккультизма и доступных на тот момент трактатах по восточной философии изложить буддийское Учение Махаяны.
А как иначе образ мышления европейца приучить к образу мышления Востока, если восточная фонетическая запись разумом европейца уже (или еще) не читается? Европейцы не могут мыслить тибетским языком, даже если они его выучат. Такое мышление будет искусственным, если не насилием и результатов не даст.
Пока наука не займется изучением мысли, а значит вопросом проникновения в сущность мысли через ментальный план, а не через форму языкового выражения, мы так и будем говорить и в прямом и в переносном смысле на разных языках.
Шатание от ТД Блаватской к Доктрине Тибета не поможет, если нет синтетического мышления.
Согласен. Только шатания не случится. Проникая в Доктрины Тибета (правильнее сказать в буддийские Доктрины индийских университетов Наланды и Викрамашила и мудрецов Индии и Тибета, являющихся носителями линий передачи) и доктрины адвайта-веданты и кашмирского адвайта-шиваизма Вы лишь увеличите свою глубину проникновения в теософские взгляды Елены Блаватской и свое восхищение ее трудами. Чтобы по-настоящему оценить подлинное величие проделанного ею труда нужно проникнуться глубиной философской проблематики затронутых ею тем. И чтобы не впадать при этом в религиозное поклонение следует изучить рассмотренные ею положения в различных религиозно-философских системах мира, а также в сфере науки.
Поймите, почва адвайта-учений Востока настолько прочна, что ни современная наука и ни тем более абрамические религии не в состоянии что-либо поколебать в их устоях.
запахгардении писал(а): ↑04 дек 2019, 05:20
Образ Махатм - это субъективно. Подобно тому, как ЕПБ не разрушала веру, но показывала что теологи и священнослужители ушли от источника, Истин, заложенных в религии, должны действовать и теософы. Не разрушать веру в Махатм, какой бы она не была примитивной, а корректировать направление мышления каждого индивидуально относительно образа Махатм, возвышать мышление. Чтобы увидеть выше и шире необходимо поднять сознание на вершину.
И здесь я снова с Вами соглашусь. Только при этом надо понимать что настоящий Маха-атма будет все так же ускользать от восприятия, какие бы мы образы о Нем не строили. Маха-атма как Татхагата Йогачаров. Что же касается йогической практики, то можно совершенно спокойно пользоваться Именем Владыки как защитой и источником духовного вдохновения, не боясь что находишься на ложном пути. Все настоящее, практикуйте - и Махатма, Татхагата пребудет с Вами. Я считаю линию передачи Агни Йоги можно продолжить внеся в нее коррективы современным знанием наивысших йогатантр и Ати-йоги буддизма, а также практик веданты и кашмирского шиваизма. Это поле, которое нам следовало бы освоить, чтобы двинуться дальше.
запахгардении писал(а): ↑04 дек 2019, 05:20
Эдвард Романов писал(а): ↑03 дек 2019, 22:24
На мой взгляд, возможно совместные исследования Дж.Годвина и Джонсона, плюс более поздние работы, написанные уже в 21 веке, плюс те данные которые на сегодня дает востоковедение - вместе дают весьма неплохие ответы на вопрос об источнике происхождения учения ЕПБ.
И они, эти представления тоже будут относительными, нет гарантии, что через десятилетия не "всплывут" манускрипты, дающие противоположное тем выводам, которые сегодня Вы делаете.
Интерес к наблюдению за направлением индивидуальной мысли - это одно, а навязывание чьей-то субъективной мысли - это другое, и притом не лучшее из возможного.
Возможно Вы заметили, что я говорю не о навязывании чужого мнения, но лишь о сбрасывании былых представлений. Змеям надо периодически менять свою кожу. Помните слова Елены Блаватской о таинственных Нагах?