Концептуальные различия Писем Махатм и трудов Елены Блаватской

Все теоретические, философские и доктринальные аспекты теософического учения
Ответить
Аватара пользователя
Эдвард Романов
администратор
Сообщения: 1786
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 19:52
Флаг: Russia

Концептуальные различия Писем Махатм и трудов Елены Блаватской

Сообщение Эдвард Романов » 05 июн 2019, 22:01

Пробегаюсь по понятиям и концептам, которые используются в теософских трудах Елены Блавтаской, в том числе в Разоблаченной Изиде и Тайной Доктрине и в Письмах Махатм и все больше отмечаю для себя отличия. Некоторые из них заметно отличны. С одной стороны - это лишний раз подчеркивает, что Письма Махатм не являются плодом творческой деятельности Елены Блаватской, но с другой - это означает, что теософская Доктрина Махатм получила лишь частичное оформление в трудах Елены Блаватской, и на самом деле так и осталась "За кадром".

#1
Аватара пользователя
кшатрий
постоянный участник
Сообщения: 3760
Зарегистрирован: 23 дек 2016, 23:39
Флаг: Russia

Концептуальные различия Писем Махатм и трудов Елены Блаватской

Сообщение кшатрий » 05 июн 2019, 22:54

В "Ключе" Елена Петровна подчёркивает:
Спрашивающий. Правда ли, будто эти люди вдохновляют некоторых ваших авторов и будто многие, если не все, теософические труды написаны под их диктовку?

Теософ. Некоторые — да. Есть высказывания, продиктованные ими и записанные слово в слово; но в большинстве случаев они лишь внушают идеи, оставляя литературную форму на усмотрение самих авторов.

Источник: Блаватская Е.П. - Ключ к теософии, XIV
Поэтому, неудивительно, что выражение каких-то идей, например, в ТД- может отличаться от выражения(возможно, более точного) тех же идей в ПМ.
"Состояние сознания-это состояние жизни"(с)Ян ван Рэйкенборг.

#2
Дмитрий Серебряков
постоянный участник
Сообщения: 424
Зарегистрирован: 02 дек 2014, 01:32
Откуда: Беларусь
Флаг: Belarus

Концептуальные различия Писем Махатм и трудов Елены Блаватской

Сообщение Дмитрий Серебряков » 06 июн 2019, 00:35

Эдвард Романов писал(а):
05 июн 2019, 22:01
Пробегаюсь по понятиям и концептам, которые используются в теософских трудах Елены Блавтаской, в том числе в Разоблаченной Изиде и Тайной Доктрине и в Письмах Махатм и все больше отмечаю для себя отличия. Некоторые из них заметно отличны.
Эдвард, например?

#3
Аватара пользователя
Константин Зайцев
администратор
Сообщения: 2865
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 03:00
Откуда: Москва
Флаг: Russia
Контактная информация:

Концептуальные различия Писем Махатм и трудов Елены Блаватской

Сообщение Константин Зайцев » 06 июн 2019, 09:14

Представление о планетных цепях.
Я знаю, что есть такое истолкование ПМ, чтобы соответствовало ТД, но пока не появилась ТД, никто так это не толковал.
Представление о дэвачане. Из Блаватской многие делают вывод, что там находится высшее Я, тогда как по ПМ там личность, хотя и очищенная.
Теория — кум практики

#4
Аватара пользователя
frithegar
постоянный участник
Сообщения: 1554
Зарегистрирован: 18 дек 2015, 12:20
Откуда: Украина

Концептуальные различия Писем Махатм и трудов Елены Блаватской

Сообщение frithegar » 06 июн 2019, 09:21

Эдвард Романов писал(а):
05 июн 2019, 22:01
это лишний раз подчеркивает, что Письма Махатм не являются плодом творческой деятельности Елены Блаватской
Конечно. Есть оригиналы этих писем, которые сами Махатмы писали от руки. Они хранятся в Британском музее и сканы доступны:
http://theosophy.wiki/en/Category:Mahatma_Letters

вот лист перового письма Синнетту от Кут Хуми:

Изображение
Received Simla about October 15th, 1880.

Esteemed Brother and Friend,

Precisely because the test of the London newspaper would close the mouths of the skeptics — it is unthinkable. See it in what light you will — the world is yet in its first stage of disenthralment if not development, hence — unprepared. Very true, we work by natural not supernatural means and laws. But, as on the one hand Science would find itself unable (in its present state) to account for the wonders given in its name, and on the other the ignorant masses would still be left to view the phenomenon in the light of a miracle; everyone who would thus be made a witness to the occurrence would be thrown off his balance and the results would be deplorable. Believe me, it would be so — especially for yourself who originated the idea, and the devoted woman who so foolishly rushes into the wide open door leading to notoriety. This door, though opened by so friendly a hand as yours, would prove very soon a trap — and a fatal one indeed for her. And such is not surely your object?

http://theosophy.wiki/en/Mahatma_Letter_No._1
Письмо 1
К. Х. – Синнету

Получено в Симле около 15 октября 1880 г.

Уважаемый Брат и Друг, Именно потому, что опыт с Лондонской газетой заткнул бы рты скептикам, – он немыслим. С какой бы точки зрения вы не взглянули – мир все еще в своей первой стадии освобождения, если не развития, следовательно, не готов. Совершенно справедливо, мы действуем естественными, а не сверхъестественными средствами и законами. Но так как, с одной стороны, наука не будет в состоянии (в ее настоящем положении) объяснить чудеса, даваемые во имя ее, а с другой, невежественные массы все же будут рассматривать феномен в свете чуда, то каждый свидетель случившегося будет выведен из равновесия, и результаты будут прискорбны. Поверьте мне, так случилось бы, особенно с вами, кто породил эту идею, и с этой преданной женщиной, которая так неразумно стремится в широко раскрытую дверь, ведущую к известности. Эта дверь, хотя и открытая такою дружеской рукой, как ваша, очень скоро окажется ловушкой – и притом, действительно, роковой для нее. Но это, конечно, не является вашей целью?

#5
Аватара пользователя
frithegar
постоянный участник
Сообщения: 1554
Зарегистрирован: 18 дек 2015, 12:20
Откуда: Украина

Концептуальные различия Писем Махатм и трудов Елены Блаватской

Сообщение frithegar » 06 июн 2019, 09:36

А это, вероятно, почерк Махатмы Мории, который пишет Синнетту:

Изображение
Письмо 37
М. – Синнету

Получено около февраля 1882 г.

На ваш первый вопрос можно ответить: "Можете ли вы что-нибудь сделать, чтобы помочь Обществу?" Хотите, чтобы я говорил откровенно? Ну, я скажу: "нет", ни вы сами, ни сам Владыка Сайг-глас до тех пор, пока не будет доказано, что своим двусмысленным положением Основатели обязаны дьявольской злобе и систематическим интригам, не могли бы помочь. Таково положение, каким я его нахожу, руководствуясь велениями Глав. Следите за газетами – во всех, за исключением двух или трех – "милая Старая Леди" высмеивается, если не прямо подвергается клевете, а Олькотта атакуют все адские псы прессы и миссий.
это во времена, когда Махатма К.Х. ушел в состояние самадхи и Махатма М. по "приказанию Глав" (то есть по распоряжению тех, кто тогда занимал более высокое положение в Братстве) занимался текущими теософическими делами. Заменяя К.Х. на это время. Потому и есть несколько писем непосредственно от него ... Хотя, возможно, что это копия списанная с оригинала, может кто-то знает точнее

#6
Аватара пользователя
frithegar
постоянный участник
Сообщения: 1554
Зарегистрирован: 18 дек 2015, 12:20
Откуда: Украина

Концептуальные различия Писем Махатм и трудов Елены Блаватской

Сообщение frithegar » 06 июн 2019, 09:51

но вот, тот же почерк в другом конце письма от М. где он говорит о Лишенном Наследства (ученике махатмы К.Х. Джуль Куле), которого дугпа чуть не убили оккультным путем. М. тут подписывается - видна подпись. И говорит о политических проблемах. Синнетт мог тогда повлиять на них в его журнале. Так же говорит, что его обед вряд ли понравился бы Синнетту, что говорит о "диете" Адепта, отсутствии мяса и прочего. И что "М. сам должен созидать свой обед", без прислуги, это несмотря на то, что он был некогда императором в прошлых воплощениях:

Изображение
Ваши три статьи, несомненно, достойны похвалы: хорошо выявлена суть и, поскольку я могу судить, рассчитано на привлечение внимания всех ученых и метафизиков, в особенности первых. Потом вы узнаете больше относительно созидания. Тем временем я должен созидать свой обед, боюсь, что вряд ли он вам понравился бы.

М.

Ваш молодой друг, Лишенный Наследства, опять на ногах. Вы действительно хотели бы, чтобы он писал вам? В таком случае лучше вентилируйте в "Пионере" вопрос о желательности прийти к соглашению с Китаем в отношении установления регулярного почтового сообщения между Праягом и Шигадзе.
Your three articles are certainly praise-worthy, the points well taken and as far as I can judge — calculated to arrest the attention of every scholar and metaphysician especially the 1st. Later on you will learn more about creation.

Meanwhile I have to create my dinner — you would scarcely like it — I'm afraid.

M.

Your young friend the Disinherited is on his legs again. Would you really care for his writing to you? In such case, better ventilate in Pioneer the question as to the advisability of coming to terms with China in regard to the establishment of a regular postal service between Prayag and Tzigadzi.

http://theosophy.wiki/en/Mahatma_Letter_No._34

#7
Аватара пользователя
Александр Дущенко-dusik_ie
постоянный участник
Сообщения: 4291
Зарегистрирован: 12 сен 2015, 08:12
Откуда: Сумы. Украина
Флаг: Ukraine

Концептуальные различия Писем Махатм и трудов Елены Блаватской

Сообщение Александр Дущенко-dusik_ie » 06 июн 2019, 10:29

Константин Зайцев писал(а):
06 июн 2019, 09:14
Представление о дэвачане. Из Блаватской многие делают вывод, что там находится высшее Я, тогда как по ПМ там личность, хотя и очищенная.
В том то и дело, что делают вывод, что вовсе не означает, что так оно и есть.
Многие вопросы ("синонимы", отсутствие определений) можно было бы легко снять поменяв подход. Подход к представлениям в оккультизме у многих принципиально не верный. Я говорил уже много раз об иллюзии - никто ее в расчет не берет.

Представьте себе йога, который обладает Высшей телепатией и способен направлять свою Майави-рупу в какое-то место и проводить там какую-то деятельность. То есть имеем, йог сидит себе в какой-то норе, в горах, а его м-рупа прогуливается по улицам Москвы. Такое возможно? - с позиций теософии вполне.

Ну так почему не взять по аналогии и представить, что Высшее Я это такой же йог - Высший Дхиани, который входит в глубокую медитацию... Почему, если первый случай с йогом мы допускаем как возможность, а с Высшими принципами нет?
И я почти уверен, что знаю почему. Принципы человека рассматриваются по сути, как органы тела, что верно, но только как подобие, но не более того.

#8
Аватара пользователя
Александр Дущенко-dusik_ie
постоянный участник
Сообщения: 4291
Зарегистрирован: 12 сен 2015, 08:12
Откуда: Сумы. Украина
Флаг: Ukraine

Концептуальные различия Писем Махатм и трудов Елены Блаватской

Сообщение Александр Дущенко-dusik_ie » 06 июн 2019, 10:33

Эдвард Романов писал(а):
05 июн 2019, 22:01
все больше отмечаю для себя отличия. Некоторые из них заметно отличны.
Однако Вы не представили ни единого такого случая. То, что Вам кажется противоречивым (не соответствующим) может оказаться только вашей собственной проблемой понимания.

#9
Татьяна Медведкова
постоянный участник
Сообщения: 2812
Зарегистрирован: 29 ноя 2014, 04:41
Откуда: г. Магнитогорск, Челябинской области, Россия.

Концептуальные различия Писем Махатм и трудов Елены Блаватской

Сообщение Татьяна Медведкова » 14 июн 2019, 05:32

Константин Зайцев писал(а):
06 июн 2019, 09:14
Из Блаватской многие делают вывод, что там находится высшее Я, тогда как по ПМ там личность, хотя и очищенная.
Очищенное сознание личности, а не личность.

Личность – в оккультизме, подразделяющем человека на семь принципов, рассматривая его в трех аспектах божественного, мыслящего, или разумного, и животного человека – низшая четверица, или чисто астрально-физическое существо

#10
Ответить