Дзогчен в свете Тайной Доктрины. И параллели с Калачакра

Все теоретические, философские и доктринальные аспекты теософического учения
Ответить
Аватара пользователя
Эдвард Романов
администратор
Сообщения: 2683
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 19:52
Флаг: Russia

Дзогчен в свете Тайной Доктрины. И параллели с Калачакра

Сообщение Эдвард Романов » 22 июн 2019, 09:56

Один из основополагающих текстов Дзогчен или правильнее Дзог-па Чен-по (rdzogs pa chen po), что означает "Великое Совершенство" или "Всецелая Завершенность" есть санскритский трактат "Великое Пространство Ваджрасаттвы" или иначе переводят: "Всеобщее пространство", "Total Space". Этот как и еще один, на мой взгляд, весьма красивый по поэтике и изложению высокой философской мысли трактат, который я приведу позже очень интересно соотносится с представлениями, которые отстаивала Елена Блаватская, говоря об Эзотерическом Буддизме или Буддхизме. Вообще буддийское течение, которое на Западе стали называть Дзогчен первоначально в Индии называлось "Ати-Йога", где "Ати" я так понимаю есть то же, что "Ади" - "Первоначальный" Тайной Доктрины.

Дзогчен принадлежит к старой школе Ниингма-па и соответственно старым переводам санскритских трактатов на тибетский. Также как и другие традиции Ваджраяны или иначе Тантраяны (Мантраяны) происхождение Ати-Йоги относят к таинственной стране Уддияна (Оддияна, возможно опять же своеобразное преобразование от слова Ади). Я как-то читал исследование одного молодого индийского ученого на предмет географии Уддияны. И это было весьма интересно. Он относил эту страну не к Северной Индии (сейчас даже Пакистан, по другой версии - окрестности Кайласа) как это делается традиционно, но к Южной Индии. И доказывал это на примерах многих совпадений с историческими персонажами и наименованиями древних городов. По его версии это были места где жили достаточно известные исторические буддийские учителя, в том числе такие знаменитые как Нагарджуна, а после были отстроены буддийские университеты Наланды и Викрамашила.

Поэтому я все же склоняюсь, что Ати-Йога, также как и Калачакра-тантра-йога - если отбросить религиозные мифы - плод работы этих буддийских Университетов. Причем Калачакра-тантра представляется более поздним чем Ати-Йога по происхождению учением (во всяком случае та ее часть, которая сохранилась в доступе в первой части раздела тантра Кангьюре для буддийских лам и нас (та самая книга Киу-те, упоминаемая Блаватской), так как явно является синкретическим - своеобразной попыткой вобрать в себя квинтэссенцию всех философских учений Индии перед нашествием мусульман. Как будто это была попытка уберечь главное. Некоторые исследователи (например, Андрей Стрелков и др.) прямо утверждают, что Калчакра-Лагху-тантра (или Калачакра нама тантра раджа - основной канонический трактат) в отличие от других буддийских трактатов несет на себе отпечаток призыва к военным оборонительным действиям от нашествия млеччха (мусульман), и даже приводится имя Мохамеда в индийской транскрипции и написании).

Известно, что буддийские университеты Наланда и Викрамашила были впоследствии беспощадно уничтожены и сожжены дотла мусульманами. Тибет был спасением для многих буддийских трактатов. Но думаю, из них многие были все же утеряны. Как к примеру трактат Парам-Ади-Буддха. Оригинал трактата Учения Калачакра, который якобы был записан царем Шамбхалы Сучандрой прямиком со слов Будды Готамы. Он был утерян (спрятан) во времена нашествия. Хотя буддисты говорят он вовсе не утерян, но надежно хранится в стране Шамбхала.

Я не случайно упоминаю Калачакра-тантру в теме про Дзогчен или Ати-Йогу, так как считаю эти два течения буддийской мысли дополняющими друг друга и вместе особенно в свете Тайной Доктрины дающие нам нечто очень важное, чтобы смело думать о том что наше будущее весьма замечательно как в философском плане, так и в практическом. Как Ати-Йога, или, если по-русски, "Йога Первоначального" (Миларепа интересно относил к ней и Йогу Немедитации - как по мне весьма круто звучит), так и Йога Круга Времени (Калачакра-йога), упоминаемая в Книге Золотых правил - "Голосе Безмолвия. Семь Врат. Два Пути" Елены Блаватской, работают с отождествлением себя с Высочайшим аспектом Бытия. Одна с позиций фундаментальной основы Абстрактной Реальности, другая с позиций - Его Великого Дыхания. Как та, так и другая есть Адвайта-йоги, Йоги недвоственности. По развитию философии нравственной этики считаются следующим продолжением Парамитаян, Добродетелей. И это звучит как отказ от Добродетели, который у недалеких принял зачастую странную форму, которая скорее напоминает нравственное вырождение, чем пребывание в состоянии Будды. И это камень преткновения для многих, чтобы войти вглубь этих систем. Ведь для них принятие психоделиков, выпивка, еда мясного и интимные отношения с женщиной не являются чем-то, что способно погубить духовное восхождение. Интересно, что современные западные философы и психологи, которые уловили суть этих буддийских Адвайта-учений, соглашаются с тем, что - да, это вершина свободы для духовного подвижника. Никаких запретов, свобода самостоятельного движения в Потоке Времени и Пребывания в абсолютном Брахмане. Путь Татхагат, творящих свой индивидуальный мир Буддхи в Великом (Махате)- Маха-Буддхи или Алайя. Они сами устанавливают Законы своей Вселенной. Но надо понимать, что не имея запрета они вовсе не обязаны впадать в нижелоство и пьянствовать, как это стало у многих буддийских тантриков в школах Кагью и тем более Другпа-Кагью (Дугпа).

Интересно, что Блаватская относила Ниингма-па к колдовским падшим школам, провозглашая Гелуг-па - как вершину учебной организации Тибета. Но сокровенная традиция, о которой она говорила, как передающейся из "уст в уста" от Учителя к ученику во многом сохранилась именно в старых школах Ниигама-па, а Кагью, так и переводится - "устные наставления". И кроме того, если следовать понятию Махатм, то они были именно Дзог-па-чен-по. А постоянная отсылка Елены Блаватской на то, что истинный исходный буддизм или эзотерический буддизм - это кульминаци развития древнего Буддхизма как раз нам в тему.

Интересно почему так было у ЕПБ: отрицание внешней организации этих школ и провозглашение внутреннего, без упоминания названия тайных учений, как их знают сейчас востоковеды?.. Если отбросить мистику и опять же мифы на счет Блаватской, я думаю, что надо понимать, что она как нормальный человек не могла знать все и естественным образом была в некоторых вещах недоинформирована о том что и как в Тибете.Такой закрытой и лишенной общественных коммуникаций стране.

Итак, Дзог - па чен по:
- Великое совершенство, изначальное совершенное состояние индивида, которое раскрывается в отвлеченном Самосоцерцании.
- одно из трех наивысших учений, данных Буддой Шакьямуни. Это практическое учение сохранилось до наших дней и представляет собой важнейшую часть наследия традиции ньингма, оно также известно и в других школах тибетского буддизма, и в традиции Бон;
- третья из трех Внутренних тантр согласно девятеричной классификации традиции Ньингма: первая - Махайога (основа, стадия зарождения), вторая - Ануйога (путь) третья - Атийога (плод).

Трактат, который я упомянул в начале поста - "Великое Пространство Ваджрасаттвы" - начинается так:
Внемли, Саттваваджра! Я покажу тебе твою собственную природу. Ты есть я, источник. Я есть и всегда был ум чистый и совершенный. Что такое ум чистый и совершенный?

Великие небеса Ваджрасаттвы —

Это обширное измерение бытия, где все всегда благо (Самантабхадра). Будучи совершенным всеобщим всеосвобождающим путем,
Оно лежит за пределами возникновения, прекращения и помышления.

Будучи любовью, постигающий подлинный смысл, Оно не стремится взрастить великое сострадание. Будучи великим пространством, не нуждается в восхвалении глубочайших и величайших достоинств.

Все явления суть неизменное подлинное бытие: Оставишь его без действий - оно самоосвободится.
Самородную мудрость не нужно искать: Освобождаясь, она заодно указывает путь к освобождению.

#1
Аватара пользователя
Эдвард Романов
администратор
Сообщения: 2683
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 19:52
Флаг: Russia

Дзогчен в свете Тайной Доктрины

Сообщение Эдвард Романов » 22 июн 2019, 10:23

Что касается упоминания мною выше школ Бон. Смею утверждать, что как на Учение Дзогчен, так и на Учение Калачакра боннцы имеют вполне законные виды. Чем дальше я углубляюсь в тему Эзотерического Буддизма Махатм, тем больше верю в Буддхизм - как историческое философское основание для Упанишад веданты, так и для Ваджраяны буддизма. Древние тибетцы как сейчас известно входят в единую языковую сино-тибетскую группу с енисейскими кетами (жили у реки Енисей в Южной Сибири). Представьте какое это пространство перемещений! "А если вспомнить, статью, приведенную sova и на которую я ссылаюсь в теме про остров Пасхи, в которой утверждается, что по генетике енисейские кеты - родичи многих индейцев Северной Америки, то путешествия народов и соответственно их Учений по Азии туда-сюда уже не является чем-то невероятным.
Тибетские народы не есть нечто всегда сидящее высокого в тибетских горах. Нет, вся Центральная Азия - это множество пересекающихся народов как европеоидного типа, так и тюркского, туранского (алтае-уральской группы народов юга Западной Сибири), так и монголоидных рас.

Более того, Блаватская утверждает, что религия Бон синкретическая и во многом является остатками древнего халдейского Учения об Ахура-Мазде. А это халдейское Учение с одной стороны связано с индоарийцами гуляющими по просторам Восточной Европы и Азии, с другой - наследие Шумер или Сумер (сравни Сумерю) - традиции пришедшей из Центральной Азии.
______________
Впрочем это отдельная тема для разговора.

#2
Аватара пользователя
frithegar
постоянный участник
Сообщения: 1998
Зарегистрирован: 18 дек 2015, 12:20
Откуда: Украина

Дзогчен в свете Тайной Доктрины

Сообщение frithegar » 22 июн 2019, 10:50

вообще ничего не знаю по этому вопросу, потому не могу поддержать. Основные принципы буддизма отчасти знаю. Но, как это отразилось в тибетском варианте совсем не знаю. Было бы интересно самое общее, а не детали. Но, в любом случае буддизм - это буддизм, а восточная философия - это восточная философия. ... Юрий Николаевич Рерих предложил издать его словарь, который он составил, но тогда это делать отказались. А словарь отменный. Там изначальные тибетские термины с санскритскими аналогами и переводом всего этого на русский. Есть и учебник тибетского языка

#3
Аватара пользователя
frithegar
постоянный участник
Сообщения: 1998
Зарегистрирован: 18 дек 2015, 12:20
Откуда: Украина

Дзогчен в свете Тайной Доктрины

Сообщение frithegar » 22 июн 2019, 10:53


#4
Аватара пользователя
кшатрий
постоянный участник
Сообщения: 4530
Зарегистрирован: 23 дек 2016, 23:39
Флаг: Russia

Дзогчен в свете Тайной Доктрины

Сообщение кшатрий » 22 июн 2019, 10:54

Интервью с Намкаем Норбу Ринпоче в Институте Камалашилы.
Германия, 4 мая 1992 года.

Вопрос: В чем подлинное отличие теории и практики Махамудры и Дзогчена?

Ответ: Обычно, говоря о Махамудре, мы прежде всего имеем в виду Махамудру как конечную цель учений Ануттара-тантры. Это Учение распространено во всех школах и всех традициях. В школе кагюдпа существует особая традиция Махамудры Гампопы. Но Махамудра есть и в традиции сакяпа, и в традиции гэлугпа, и в традиции нингмапа.

Когда мы говорим об учении Дзогчен, то его особый путь отличен от пути Ануттара-тантры, потому что Ануттара-тантра - это путь преображения, а Махамудра - конечная цель этого пути. Особый же метод Дзогчена - это самоосвобождение, которое не опирается на преображение. Так что это разные Учения.

Считается, что традиция Дзогчен возникла не в недавний период, а идет из глубины времен. Говорится, что в разные эпохи последовательно существовало двенадцать Учителей, которые проповедовали и передавали Дзогчен задолго до прихода Будды Шакьямуни.

В те времена, может быть, и не было таких разновидностей Учения, как тантры, агамы (лунг), упадеши (комментарии) и т.д., а также всех разделов учения Дзогчен. Но самое главное - передача Учения - осуществлялась с древнейших времен. Это то, что обычно называется ненгюд (bsnyen rgyud), или устная передача.

Эта устная передача осуществлялась также и в древней традиции бонпо, являясь неотъемлемой ее частью, но это вовсе не означает, что ее истоки лежат в традиции бонпо, так как многие учителя Дзогчена жили в намного более древние времена. Дзогчен пришел в Тибет главным образом из Уддияны, а некоторые его Учения пришли также из страны Труша* и из Индии. Ануттара-тантра также происходит в основном из Индии и Уддияны. Изучая, например, Калачакра-тантру, Гухьясамаджа-тантру и различные виды Чакрасамвара-тантры, мы увидим, что большинство Учителей отправлялись в Уддияну, где получали передачу от махасиддхов; позднее эти пришедшие из Индии тантры распространились в Тибете. Такова история распространения Ануттара-тантры.

________
* Некогда располагалась примерно на территории современной Киргизии. - Прим. перев.

Особенностью Ануттара-тантры является работа с ясностью, проявлением и движением - именно поэтому в ней очень широко используется преображение. Например, в ней присутствует стадия зарождения и стадия завершения. Эти две стадии являются ключевым моментом Ануттара-тантры. Но обе они входят и в Махамудру. Возможно, обычные люди, практикующие стадию зарождения, на этом этапе не обладают знанием Махамудры, но в конце, когда они его обретут, все, что они мысленно представляют, - все божества и мандала, то есть измерение самого практикующего, - проявится как часть его потенциальности. Таков истинный смысл Махамудры.

Мудра означает "символ". Многие ошибочно считают, что мудра - это "печать". "Печать" по-тибетски гя (gya). Например, тайное Учение мы завершаем словами САМАЙЯ ГЯ, ГЯ, ГЯ. Это означает, что оно запечатано: его нельзя разглашать, и смысл его нужно держать в тайне. Махамудра же означает совсем другое. Здесь мудра означает символ, жест, - например, то, как сложены руки. Жест, мудра - это символ, но в истинном смысле - это символ обладания знанием.

Например, если перед нами - изображение божества, то это символ, а не настоящее просветленное существо. Просветленное существо не имеет облика. Оно не имеет облика, но его потенциальность, проявляясь, становится символом. Таким образом, ясность практикующего выражается этим символом, и когда он работает с ясностью, а также с измерением всех эмоций и движений, то все проявляется как персонифицированное божество или как чистое измерение мандалы. Все есть символ. Поэтому, если мы включаем в этот символ все свое измерение, все свое существование, то символ становится частью нас самих и заложенной в нас потенциальности. Когда мы понимаем это, то говорим о "Великом (Полном) символе" - это и есть подлинная Махамудра. В ней конечная цель всех тантрийских учений.

Но в школе кагюдпа есть особое учение Гампопы о Махамудре. Благодаря своим исключительным способностям, знанию и пониманию Гампопа объединил принцип шуньяты, учения Сутры и Тантры, а также путь самоосвобождения. В истинном смысле все это одно и то же, никакой разницы нет. Например, если мы спросим, чем отличаются Дзогчен и Махамудра, то не найдем никакого отличия, потому что мы можем называть этот принцип "дзогчен" или "махамудра", но в истинном смысле - это ваша потенциальность, проникновение в собственную истинную природу.

Но как же попасть в это состояние? Для этого вы следуете пути и используете метод. В этом случае, если вы используете систему преображения Ануттара-тантры, то это называется Махамудрой. Если же вы используете систему самоосвобождения Ати-йоги, то это называется Дзогченом.

Так что в истинном смысле мы не можем сказать, что между ними есть какая-то разница. Вот в чем примерно заключается принцип.

Вопрос: На Западе в каждой из существующих здесь школ имеется множество разнообразных практик. Хотелось бы услышать, как человеку узнать, какой путь подходит для него больше всего.

Ответ: Лучше всего, чтобы сначала человек постарался понять, зачем он следует Учению, с какой целью. Это необходимо осознавать. Учение нельзя выбирать, как товар в лавке, который может приглянуться своим цветом или формой.

Учение необходимо для того, чтобы достичь реализации, поэтому, если вы правильно следуете Учению, любому Учению, его возможности осуществляются наилучшим образом. Если же вы не понимаете этого, то ограничиваете себя и стоите на месте. По-настоящему поняв принцип Учения, вы не найдете никаких противоречий.

Можно использовать самые разные методы. Конечно же, есть разные линии преемственности. Линии связаны с передачей, и если вы следуете какой-то линии передачи и применяете ее методы, то нужно обязательно делать это правильно. Это самое главное. Например, если вы придерживаетесь пути Махамудры, то лучше всего углублять свои познания в нем и обнаружить, что же такое истинная Махамудра, а не ограничиваться внешними признаками этого Учения. Ваша цель - реализация и ничто иное.

Учитель также передает Учение, исходя из этого, - он передает его только потому, что есть люди, которые хотят достичь реализации. Что же такое реализация? Это выход за пределы ограниченного видения и ограниченных обстоятельств - следствия того, что мы люди, а значит, изначально ограничены телом, речью и умом. В этом мире все ограниченно. У нас и так хватает сансарных ограничений, связанных тем, что мы люди, так что ни к чему распространять их еще дальше, потому что это не соответствует духу Учений. Учения нужны для того, чтобы преодолевать ограниченность. Поэтому, если люди осознают это и не ставят себе ограничений, стараясь добраться до истинного смысла Учений, они могут беспрепятственно следовать любой линии передачи или школе. Это самое лучшее, что можно делать.

Однажды в Англии журналисты спросили Далай-ламу: "Что для Дхармы вреднее всего?" И он ответил: "Сектантство!" Это очень интересный Ответ: ведь отказ от сектантства подразумевает не только то, что вы не входите ни в одну из сект, - одного этого недостаточно. Нужно знать, что вы следуете Учению для достижения реализации, а реализация не знает никаких ограничений. Однако отказ от сектантства не означает, что нужно все смешивать. Нужно правильно применять те методы, которым вы уже следуете.

Вопрос: Но ведь практикующие довольно часто смешивают разных Учителей и разные аспекты практики?

Ответ: Если вы смешиваете методы, то это означает неуважение к ним. Но смешивать - значит взять кусок оттуда, кусок отсюда, свалить все в кучу и внести отсебятину. Вот что значит смешивать. Если же вы следуете линии передачи, понимая все методы так, как их объясняют, и правильно их практикуете, то это не значит смешивать. Это правильное отношение. Ведь все Учения передают способы реализации. Пока вы не станете полностью просветленным, вам нужны разные методы и разные пути. Так что это не помеха. Лучше, если вы не ограничиваете себя, рассуждая так: "Это я должен делать, а этого не должен". Это ни к чему.

Когда мы в Дзогчене выполняем гуру-йогу, очень важно осознавать, что гуру-йога - это единство всех Учителей, потому что Учителя передают знание, а передача - это его понимание. Не имеет значения, из какой традиции ваши Учителя: гэлугпа, нингмапа, кагюдпа, бонпо или сакяпа. Все, что вы делаете, служит вашему просветлению. Поэтому, выполняя гуру-йогу, вы объединяете всех Учителей в образе Гуру Падмасамбхавы или Миларэпы, или Сакя Пандиты, если принадлежите к традиции сакяпа. Вы можете выбрать любой образ, который предпочитаете, с которым у вас есть связь. Здесь нет никакой разницы. Истинный смысл в том, что вы объединяете всех Учителей и держите все передачи, а затем применяете их и не ограничиваете себя.

Так у вас может появиться больше понимания и больше возможностей. Некоторые спрашивают: "Разве можно объединить ламу традиции сакяпа и, скажем, гэлугпинского или нингмапинского ламу - не выйдет ли чего плохого?" Проблемы разногласий касаются не лам. Дело в наших противоречиях, которые мы должны преодолеть. Если бы у наших Учителей были такие проблемы, это значило бы, что они ограничены, то есть они не были бы просветленными существами. Это значило бы, что они живут в сансаре и связаны ограничениями. А в этом нет ничего хорошего.

Когда вы делаете практику для достижения реализации, нужно включить в нее все аспекты своего существа: тело, речь и ум. Они должны участвовать в практике все вместе, а не по отдельности. Ваша цель, предмет ваших устремлений - природа ума. Это конечная цель всех Учений. Чтобы достичь ее, нужно использовать многообразные методы, связанные с телом, речью, энергией, а иногда и с работой ума, например, визуализацию, сосредоточение и т. д. Все это называется методами. Но наша цель - не методы. Это нужно очень хорошо понимать.

Можно узнать тысячи разных методов от сотен разных Учителей, но они только средство для достижения более глубокого знания и понимания. Все методы - это второстепенные факторы. Самое главное - воссоединение с состоянием Махамудры или Дзогчена, то есть со своей истинной природой, или потенциальностью.

Но вам нужны разные методы, потому что вы живете во времени, зависите от обстоятельств. Обстоятельства меняются, и в связи с этим меняется ваше состояние, поэтому вчера мог быть полезен один метод, а сегодня, при других обстоятельствах, может понадобиться другой.

Поэтому, понимая, что методы вторичны, а главная цель - обрести знание, вы уже не будете путать эти вещи и испытывать затруднения. Если вы озабочены только методом и думаете, что он и есть самое главное: "Учитель сказал мне делать так, значит, я должен делать так", - то вы не воссоединяете свою истинную природу с состоянием Дзогчена или Махамудры. В этом случае вы попадаете в зависимость от метода. Но подход Дзогчена - совсем другой: главное - сам человек, который практикует, а метод - дело второстепенное, и такое соотношение никогда не должно меняться. Это очень важно.
"Состояние сознания-это состояние жизни"(с)Ян ван Рэйкенборг.

#5
Аватара пользователя
Эдвард Романов
администратор
Сообщения: 2683
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 19:52
Флаг: Russia

Дзогчен в свете Тайной Доктрины

Сообщение Эдвард Романов » 22 июн 2019, 14:09

Махамудра же означает совсем другое. Здесь мудра означает символ, жест, - например, то, как сложены руки. Жест, мудра - это символ, но в истинном смысле - это символ обладания знанием.
Да можно говорить, символ и - это более правильно. Но когда говорят печать, то тоже не так далеко от смысла, но именно в понимании печати как оттиска, отпечатка. Реализация Махамудры - отпечаток Буддхи в Кама-Манасе. Реализация этого сравнима с получением бессмертия. Так как отныне твоя личность станет носителем. Эта жемчужина Сутратмы теперь не только жемчужина на общем Ожерелье, но и тело проявления индвивидуального Чит, Буддхи.

#6
Аватара пользователя
кшатрий
постоянный участник
Сообщения: 4530
Зарегистрирован: 23 дек 2016, 23:39
Флаг: Russia

Дзогчен в свете Тайной Доктрины

Сообщение кшатрий » 22 июн 2019, 16:29

Эдвард Романов писал(а):
22 июн 2019, 14:09
Да можно говорить, символ и - это более правильно. Но когда говорят печать, то тоже не так далеко от смысла, но именно в понимании печати как оттиска, отпечатка. Реализация Махамудры - отпечаток Буддхи в Кама-Манасе. Реализация этого сравнима с получением бессмертия.
Думаю, тут наоборот, кама-манас, очищаясь от материальных и эгоистических желаний и мыслей(в т.ч. благодаря развитию "бодхичитты", как обязательного условия), "отпечатывается" на буддхи(буддхи-манасе), так-как, именно манас обеспечивает индивидуальные, сознательные переживания, как "материальные", так и "духовные", а соединение с буддхи(благодаря "притяжению" и "ассимиляции") обеспечивает непрерывность этого осознавания. Т.е., на мой взгляд, тут имеет место практически тот же процесс, что и после смерти, но с сохранением индивидуального сознания, оболочек и контроля над ними. Или это процесс с "обратной связью" между буддхи и манасом, когда они становятся одним целым. Поэтому, тут всё же ближе по смыслу именно "Знак", которым "субъективно" служит обретение непрерывности осознавания в любых состояниях. Или "Символ", когда реализация этой непрерывности выражается в чём-то "объективно"-будь это слова, образы, жесты, или поведение. Высшая ступень такой реализации-это, как известно, реализация "радужного тела", что является как бы кульминацией достижения полного и непрерывного осознавания, распространившегося и на физ. тело.
"Состояние сознания-это состояние жизни"(с)Ян ван Рэйкенборг.

#7
Аватара пользователя
Эдвард Романов
администратор
Сообщения: 2683
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 19:52
Флаг: Russia

Дзогчен в свете Тайной Доктрины

Сообщение Эдвард Романов » 22 июн 2019, 18:08

кшатрий писал(а):
22 июн 2019, 16:29
Думаю, тут наоборот, кама-манас, очищаясь от материальных и эгоистических желаний и мыслей(в т.ч. благодаря развитию "бодхичитты", как обязательного условия), "отпечатывается" на буддхи(буддхи-манасе)...
Это Вы так по привычке думаете... Бодхичитта - это Парамитаяна. Кшатрий мы говорим о другой Колеснице. Вы провели много дискуссий с frithegar проводя отличия Хинаяны и Махаяны. И видели, что есть моменты в которых отличия существенные. Даже если говорить о карме. Мадхъямака Парамитаяны утверждает, что нет времени, нет кармы, нет носителя кармы. Что для Хинаяны совершенно немыслимые определения. Также как для Махаяны Нирвана не существует и не не существует. То есть не входит в понятие цели. В то время как для Хинаяны - Нирвана нечто, что можно обозначить как цель.

Поверьте, между Тантраяной и Пармитаяной есть столь же существенные отличия. Ум должен работать или не-работать совершенно по другому.

#8
Аватара пользователя
Эдвард Романов
администратор
Сообщения: 2683
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 19:52
Флаг: Russia

Дзогчен в свете Тайной Доктрины

Сообщение Эдвард Романов » 22 июн 2019, 18:36

Ваджраяна прибегает к представлениям о Ваджрсаттве и Ваджрадхаре. Дзогчен упоминает как мне пока представляется чаще Ваджрасаттву. Ваджрасаттву ЕПБ относит к Шестому Дхиани-Будде (в отличие от пяти известных Дхиани-Будд, соответсвующих пяти Первоэлементам). Шестой Дхини-Будда насколько я это понимаю соотносится с Шестым Кругом - речь ведется о Буддхических и соответственно для Четвертого Круга - Камических, раз уж Кама и есть выражение активного Буддхи (или Атма-Буддхи) в вещественной и субстанциональном мирах, когда монада лишена разумения.

Ваджрадхара - аналог понятия Ади-Будда (Ади-Буддха). И соответствует завершению Седьмого Круга, и всей нашей Кальпы планетарной цепи Земля (Дня Брамы).

Ади-Будда не признается Хинаяной. Это понятие в Тхераваду вообще не вписывается. Тхеравада сосредоточена на том как освободиться от Сансары Четвертого Круга.

Ввиду того, что Ваджраяна по большому счету не получает завершения в нашем Четвертом Круге (несмотря на все разговоры о том, что мол практикой Ваджраяны можно достичь Нирваны в течении жизни или в течение следующей), в ней вводится понятие достижения - Видьядхара - Держателя Видья. А понятие Бодхисаттвы Махаяны заменено на Сиддха. Все это временные явления, так как философская цель Ваджраяны, если укладывать ее в категории теософской доктрины слишком далека для обывателя Сансары.

#9
Аватара пользователя
Эдвард Романов
администратор
Сообщения: 2683
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 19:52
Флаг: Russia

Дзогчен в свете Тайной Доктрины

Сообщение Эдвард Романов » 22 июн 2019, 19:12

Приведу несколько определений в рамках теософской доктрины:
ВАДЖРА (Санскр.) Букв., "алмазная палица" или скипетр. В индусских сочинениях - скипетр Индры, сходный с молниями Зевса, которым это божество, бог грома, поражает своих врагов. Но в мистическом Буддизме это магический скипетр Жрецов-Посвященных, заклинателей духов и адептов - символ обладания Сиддхами или сверхчеловеческими силами; этот скипетр во время определенных церемоний находился в руке жрецов и теургов. Это также символ власти Будды над злыми духами или элементалами. Обладателя этого скипетра называют Ваджрапани (см.).
ВАДЖРАПАНИ (Санскр.) или Манджушри, Дхиани-Бодхисаттва (как духовное отражение или сын Дхиани-Будд на земле), рожденный непосредственно из субъективной формы существования; божество, которому профаны поклоняются как богу, а Посвященные - как субъективной Силе, истинная природа которой известна лишь и объясняется высшими Посвященными Школы Йогачарья.
Что здесь имеет ввиду Елена Петровна упоминая Йогочар? прежде всего то, что правильное понимание этого понятия придет через осмысление Уттара-тантры или Пятикнижия Майтрейя, на основании которого, как ЕПБ писала Синнету она написала Пролог к Тайной Доктрине.

И одним из важных для нас трактатов в свете Тайной Доктрины из этого списка - Ратна-Готра-Вибхага. Труд ,который в наибольшей степени может быть для нас мостиков в понимании связи буддизма с будхизмом и древнейшими арийскими Учениями о Бхуте и Ади-Бхуте (=Вишну).
ВАДЖРАСАТТВА (Санскр.) Имя шестого Дхиани-Будды (которых в народном Северном Буддизме лишь пять) в школе Йогачарья, - последняя насчитывает семь Дхиани-Будд и столько же Бодхисаттв - "сынов разума" первых. Поэтому востоковеды относятся к Ваджрасаттве как к "вымышленному Бодхисаттве".
Здесь мы видим одно из оснований моих рассуждений, которые я привел выше о Семи Дхиани-Буддах.
ВАДЖРАЧАРЬЯ (Санскр.) Духовный ачарья (гуру, учитель) йогачарьев, "Верховный Учитель Ваджры".
Мы знаем, что Елена Петровна по особому относилась Арьяасанге, выделяя его среди всех остальных Учителей Буддизма. И вопреки мнению востоковедов, разделяя Асангу и Арьясангу, называя первого подделкой второго, который был учеником Будды Шакьямуни при его жизни (как утверждала ЕПБ). В случае же с мнением востоковедов на счет Асанги - все с точностью до наоборот. Он считается реальным историчесикм персонажем, известны годы жизни. Тайной остается только тот, кто дал Асанге Учение Уттара-тантры - тот самый Майтрейя-Натха. Кто это - загадка для востоковедов. Кто-то считает его реальным человеком, кто-то вымышленным.

Интересно соотнесение "верховный Учитель Ваджры" с йогочарами. Нечто необычное для современных буддистов ))). Не знаю как в Тибете, но для тех ,кто промышляет преподаванием буддизма на Западе, это наверное удивительное сопоставление.

Далее:
Протокол собрания 31 января 1889 г.
В. В чем разница между Дхиани-Буддами в орто­доксальном и в эзотерическом представлении?

О. В философском плане разница довольно ве­лика. Дхиани-Будды — это высшие Дэвы, коих буд­дисты именуют бодхисатвами. В экзотерической трактовке их пять, а в эзотерических школах — семь, причем каждый из них представляет собой не единичное Существо, но целую Иерархию.

В «Тай­ной Доктрине» сказано, что пять Будд уже пришли, и еще двое придут, соответственно, к шестой и седьмой расам. В экзотерическом учении главным среди них считается Ваджрасатва, «Верховный Ра­зум», или «Верховный Будда»; однако, более эзотерическим является Ваджрадхара, превосходящий других в этом плане так же, как Парабрахм превос­ходит Брахму, или Махат. Таким образом, оккульт­ное значение Дхиани-Будд полностью отличается от экзотерического. В экзотерическом понимании каждый из них имеет тройственную природу, пред­ставляя собою три в одном, и проявляется одновре­менно в трех мирах: как человеческий Будда на Земле, Дхиани-Будда в мире астральных форм и бесформенный (арупа) Будда в высочайшем царстве нирваны. Для человеческого Будды — воплощения одного из этих Дхиани — пребывание на Земле ог­раничивается сроком от семи до семи тысяч лет. При этом он, конечно же, последовательно вопло­щается во множестве различных тел, так как, по­добно всякому нормальному человеку, подчиняется обычным условиям земной жизни и не может избежать ни неприятностей, ни смерти. С другой стороны, согласно эзотерической философии, толь­ко пять из «Семи Дхиани-Будд» — или, скорее, Семи Иерархий этих Дхиани, идентичных в будди­стском мистицизме высшим воплощающимся Разу­мам, или Кумарам у индусов — только пять из них воплощались на Земле в цикле последовательных перерождений; остальные двое должны воплотить­ся при жизни шестой и седьмой коренных рас.

Это учение также носит полуаллегорический или даже полностью аллегорический характер, так как шес­тая и седьмая Иерархии уже воплощались на Зем­ле вместе с остальными. Но поскольку они достиг­ли так называемого «состояния Будды» уже в самом начале четвертой Коренной Расы, то считается, что они отдыхают с тех пор в состоянии осознанного блаженства и свободы и этот отдых продлится до начала седьмого Круга, после чего они снова по­ведут за собой человечество как новая раса Будд. Эти Дхиани связаны исключительно с человече­ством: строго говоря — только с высшими «прин­ципами» в человеке.

В. Входят ли Дхиани-Будды и Планетарные Духи, отвечающие за планеты, в пралайю после того, как их планеты погружаются в это состояние?

О. Только по окончании седьмого Круга, но ни­как не между Кругами, так как в их обязанности входит наблюдение за действием законов в эти пе­риоды малой пралайи. Данная тема подробно рас­сматривается в третьем томе «Тайной Доктрины»[2]4. Однако все эти различия имеют исключительно функциональный характер, ибо все это — аспекты одной и той же Сути.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО Оккультно и каббалистически человечество в целом символизируется Ману в Индии; Ваджрасаттвой или Дорджесемпой, руководителем Семи Дхиани, в Северном Буддизме; Адамом Кадмоном в Каббале. Все они представляют все человечество целиком, начало которого в этом андрогинном первообразе, а конец - в Абсолюте, по ту сторону всех этих символом и мифов человеческого происхождения. Человечество есть великое Братство благодаря тождеству материала, из которого оно создано физически и духовно (morally). Однако, пока оно не станет Братством и интеллектуально, оно есть не более, чем высший класс животных.
ТД1 ч.I.Комментарии, Станца I, стих 9
Термин «Анупадака», без родителей, или без предков, есть мистическое определение, имеющее в нашей философии несколько значений. Под этим наименованием обычно подразумеваются небесные Существа, Дхиан-Коганы или Дхиани- Будды. Эти Существа мистически соответствуют человеческим Буддам и Бодхисаттвам, известным как Мануши (человеческие) Будды, ___________ которые позднее обозначались так же, как Анупадака, с момента погружения их личности в их объединенные Шестой и Седьмой принципы, или Атма-Буддхи, когда они становились «Алмазной Душою» (Ваджра- Саттва) или полными Махатмами.

«Сокрытый Владыка» (Сангбэй Даг-по), «Слитый с Абсолютом», не может иметь родителей, раз он Самосущ и един с Мировым Духом (Сваямбху)[11], Свабхават в его высочайшем аспекте. Тайна Иерархии Анупадака велика, ее вершина – Всемирная Дух- Душа, а низшая ступень Мануши-Будда; но даже каждый духовный человек есть также Анупадака в латентном состоянии. Отсюда – говоря о Вселенной в ее бесформенном вечном или абсолютном состоянии, до того, как она была сложена Строителями – выражение: «Великое Колесо (Вселенная) было Анупадака».
В примечании к этому тексту в ТД пишется:
Ваджрадхара означает Держатель Алмаза; по Тибетски Дордже- сем-па. Семпа означает душу; ее качество адаманта относится к ее нерушимости в последующих мирах. Объяснение, касающееся Анупадака, данное в Кала-Чакре, в первом отделе Rgyud Канджура, наполовину эзотерично. Оно ввело в заблуждение многих Востоковедов относительно Дхиани-Будд и их земных соответствий Мануши-Будд. На истинное значение их будет дан намек в следующем томе, и еще полнее пояснено в надлежащем месте.
Как видим при разговоре о Ваджрадхаре отсылка ЕПБ делается Калачакра-тантру.

Пока у меня получается что тема посвященная Дзогчен (ати-йогой) тесно переплетен с Калачакра. не удивительно, если речь ведется о Ваджраяне в самых общих словах. Ведь как Дзогчен, так и Калачакра - практики Адвайта.
ТД 1. ч.III.Отдел Х. Элементы и Атомы
Монада – воистину, «неделимая вещь», по определению Гул'а, не придававшему ей смысла, который мы придаем ей сейчас – представлена здесь, как Атма в соединении с Буддхи и высшим Манас'ом. Эта троица едина и вечна, ибо два последних поглощаются первой при завершении всей условной и иллюзорной жизни. Так Монада может быть прослежена на протяжении ее странствования и в ее сменах преходящих оболочек лишь от начала первичной стадии проявленной Вселенной. Во время Пралайи, промежуточного периода между двумя Манвантарами, она теряет свое наименование так же, как она теряет его, когда истинное Единое Я человека погружается в Брамана, в случае высокого Самадхи, (состояния Туриа) или конечной Нирваны, говоря словами Шанкара:

«Когда ученик достигает того первичного сознания абсолютного блаженства, природа которого есть Истина, и которое не имеет ни формы, ни действия, он покидает это иллюзорное тело, которым облекалась Атма, так же как актер сбрасывает свое платье, [которое было на нем]».

Ибо Буддхи, Покров Анандамайа, есть лишь зеркало, отражающее абсолютное блаженство; и, кроме того, само это отражение еще не свободно от неведения и не есть Высочайший Дух, ибо оно подвержено условиям и есть духовная модификация Пракрити и является следствием; лишь Атма есть единый, истинный и вечный субстрат всего, Сущность и Абсолютное Знание, Кшетраджна. Теперь, когда издана просмотренная версия Евангелий и наиболее бросающиеся в глаза ошибки перевода старых толкований исправлены, можно лучше понять слова в первом Послании от Иоанна – гл. 5, стих 6: «Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина». Слова, следующие за этими в искаженном переводе и касающиеся «трех свидетелей», до сих пор принимавшиеся, как означающие – «Отец, Слово и Святой Дух», очень ясно указывают на истинную мысль автора и, таким образом, еще с большею убедительностью отождествляя его учение в этом отношении с учением Шанкарачарья. Ибо, что может означать фраза: «три свидетельствуют....... Дух, и Вода, и Кровь», если это не имеет ни отношения, ни связи с более философским утверждением великого Учителя Веданты, который, говоря о покровах – принципах в человеке – Дживы, Виджнанамайи и пр., которые, в своих физических проявлениях, суть «Вода и Кровь» или Жизнь, добавляет, что Атма-Дух один остается после скидывания Покровов и что он есть Единый Свидетель или же синтезированное единство. Менее духовная и менее философская школа, принимающая лишь Троицу, сделала трех свидетелей из «одного», соединив его, таким образом, более с Землею, нежели с Небом. В Эзотерической Философии Дух называется «Единым Свидетелем» и, в то же время, пока он покоится в Дэвачане, о нем говорится, как о «Трех Свидетелях Кармы».

Если Атма, наш седьмой принцип, тождественен с Духом Вселенной, и человек един с ним в своей сущности, то что же есть тогда Монада? Она та однородная искра, которая сверкает в миллионах лучей от Первоначальных Семи, об этих Семи будет сказано в дальнейшем. Это есть ИСКРА, ИСШЕДШАЯ ИЗ НЕСОТВОРЕННОГО ЛУЧА – тайна. В эзотерическом и даже экзотерическом северном Буддизме – Ади-Будда, (Чоги Дангпой Сангье) Единое Непознаваемое, без начала и конца, тождественное с Парабраманом и Эйн-Софом, выявляет сверкающий Луч из своей Тьмы.

Это есть Логос, Первый или Ваджрадхара, Высочайший Будда, называемый также Дорджечанг. Как Владыка всех Тайн, Он не может проявляться, но посылает в мир проявлений свое Сердце – «Алмазное Сердце», Ваджрасаттва или Дорджесемпа. Это есть Второй Логос творения, от которого исходят семь – экзотерически пять – Дхиани-Будд, называемых Анупадака, «неимеющие родителей». Эти Будды являются первоначальными Монадами из Мира Бестелесного Бытия, Мира Арупа, где Разумы (лишь на этом плане) не имеют ни облика, ни имени в экзотерической системе, но имеют свои определенные семь имен в Эзотерической Философии. Эти Дхиани-Будды являют или создают из самих себя, при помощи Дхиана, небесные Сущности – сверхчеловеческих Бодхисаттв. Эти Бодхисаттвы, воплощаясь при начале каждого человеческого цикла на Земле, как смертные люди, становятся иногда, благодаря своим личным заслугам, Бодхисаттвами среди Сынов Человечества, после чего они могут вновь появиться, как Мануши-Будды или человеческие Будды. Анупадаки или Дхиани-Будды, таким образом, тождественны с Манасапутра браминов. Сынами, рожденными Разумом – Брамы или же любого из остальных двух Ипостасей Тримурти, они также тождественны с Риши и Праджапати. Так есть место в Анугита, которое, при эзотерическом чтении, ясно указывает, хотя и под другим аспектом, на ту же самую идею и систему. Оно гласит:

«Какие бы ни были в этом мире сущности, подвижные или неподвижные, они первые подлежат разложению (во время Пралайи); следующими будут образования из стихий (из которых сформирована видимая Вселенная), и (после) этих образований (развитых сущностей) все элементы. Такова восходящая градация среди сущностей. Боги, Люди, Гандхарвы, Пишача, Асуры, Ракшаса, все были сотворены Природою [Свабхава или Пракрити, пластическая Природа], но не действием и не причиною (не физическою причиною). Эти Брамины (Риши, Праджапати?), творцы мира, рождаются здесь (на Земле) снова и снова. И все, что рождается от них, разлагается в надлежащее время в эти самые пять великих элементов [пять или, вернее, семь Дхиани-Будд, также называются «Элементами» человечества], подобно волнам в океане... Эти великие элементы во всех отношениях выше элементов, образующих мир (грубых элементов). И тот, кто освобожден даже от этих пяти элементов (Танматр)[10], достигает высочайшей цели. Владыка Праджапати (Брама) сотворил все это лишь Разумом (посредством Дхиана) или отвлеченным созерцанием и мистическими силами, подобно Дхиани-Буддам»[11].


Надеюсь Вы обратили внимание, что говоря о Дхиани Буддах, Ваджрадхаре и Ваджрасаттве Елена Блаватская прежде всего опирается на некую Эзотерическую Философию, которую она называет своим теософским базисом, Учением Махатм, истинным сокровенным Буддизмом.
В обнародованных отрывках "Книги золотых правил" связывается с Доктриной Сердца, в отличие от Доктрины Ока.

#10
Аватара пользователя
кшатрий
постоянный участник
Сообщения: 4530
Зарегистрирован: 23 дек 2016, 23:39
Флаг: Russia

Дзогчен в свете Тайной Доктрины. И параллели с Калачакра

Сообщение кшатрий » 22 июн 2019, 19:36

Эдвард Романов писал(а):
22 июн 2019, 18:08
Это Вы так по привычке думаете... Бодхичитта - это Парамитаяна. Кшатрий мы говорим о другой Колеснице.
Учение о бодхичитте-универсально в Махаяне. Со времён реформации тибетского буддизма Цонкапой:
Махаяна на пути постижения и достижении бодхичитты опирается на практики, которые создал в XI веке буддийский мыслитель и проповедник Атиша. Считается, что он объединил прежнюю «семичленную практику» пражни и путь «замены себя на других» из Аватамсака-сутры. В основе практик лежит принцип принятия неблагоприятных факторов на себя и отдачи благоприятных факторов другим живым существам[1].

Философ и проповедник Цонкапа позднее в трактате «Великие этапы пути Бодхи» ввёл понятия о трёх личностях: малой, средней и высшей. Малая заботится лишь о благах этого мира. Средняя отворачивается от благ и греха, но заботится лишь о собственном духовном спасении. Великая — желает избавить от страданий других. Последнее состояние и есть бодхичитта[2].
"Три личности" Цонкапы и их описание ничего не напоминают в теософии?) Поэтому, я не думаю, что в тантрах бодхичитте не придаётся никакого значения, или придаётся меньше значения, чем в сутрах. Именно, в рамках Махаяны в целом. Раз Ваджраяна-это "тайное учение" той же Махаяны тибетского буддизма. А "Парамитаяну" я даже не встречал ни в тантрических, ни в буддийских источниках. А вот текст "Алмазной сутры"-довольно популярен в Махаяне и к нему приложил руку даже сам Асанга:
Алмазная сутра (Ваджра-ччхедика праджня-парамита сутра) является основополагающим буддийским текстом раннего периода буддизма махаяны. Название «Алмазная сутра» (англ. The Diamond Sutra) было привито западными исследователями исходя из одного из значений слова «ваджра», что плохо передаёт смысл её оригинального названия.

Сутра очень быстро обрела авторитет среди приверженцев махаяны. Уже во II—III веках она была известна, цитировалась и толковалась в работах, которые традиционно приписываются Нагарджуне, основателю махаянистской ветви буддизма. В IV веке содержание сутры было переведено в плоскость буддийской догматики: Асанга, один из первых зачинателей йогачары, выразил его в 70 строфах (кариках), а его ученик, известный буддийский философ Васубандху, написал комментарий как к труду Асанги, так и к самой сутре.
То же самое относится к понятию "праджняпарамита" в целом. Т.е., всё взаимосвязано в буддийской традиции и нет смысла разделять различные понятия и течения буддизма. Если говорить именно о "Доктрине Сердца".
"Состояние сознания-это состояние жизни"(с)Ян ван Рэйкенборг.

#11
Аватара пользователя
Эдвард Романов
администратор
Сообщения: 2683
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 19:52
Флаг: Russia

Дзогчен в свете Тайной Доктрины. И параллели с Калачакра

Сообщение Эдвард Романов » 22 июн 2019, 19:43

Вы знаете что есть ваджра или дордже для практикующих йога-тантриков?
кшатрий писал(а):
22 июн 2019, 19:36
А "Парамитаяну" я даже не встречал ни в тантрических, ни в буддийских источниках.
Нет-нет посмотрите - информации по ней достаточно. Среди российских теософов плотненько этим вопросом занимается достаточно известная Любовь Мезинова.

Вот например по запросу поисковик выдал рассуждения наших соотечественников по вопросам парамитаяны и тантраяны

#12
Аватара пользователя
кшатрий
постоянный участник
Сообщения: 4530
Зарегистрирован: 23 дек 2016, 23:39
Флаг: Russia

Дзогчен в свете Тайной Доктрины. И параллели с Калачакра

Сообщение кшатрий » 22 июн 2019, 19:56

Эдвард Романов писал(а):
22 июн 2019, 19:43
Вы знаете что есть Ваджра или дордже для практикующих йога-тантриков?
Судя по всему, это то же самое, что и праджня и бодхичитта, как одно из качеств состояния Ади-Будды, "изначальной Мудрости". Именно, как взаимосвязанные по смыслу понятия. Если помните из ТД:
«Бодха» означает врожденное обладание божественным разумом или пониманием; Будда – овладение этим личными усилиями и заслугами, тогда как Будхи есть способность познавания, канал, через который божественное знание достигает Эго, распознавание добра и зла, также божественная совесть и Духовная Душа, являющаяся проводником для Атма.

Источник: Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.1 гл.Введение
ПРАГНА (Санскр.) или Праджна. Синоним слова Махат, Вселенский Разум. Способность к восприятию ("Т.Д.", I, 189.) Сознание.

Источник: Блаватская Е.П. - Ключ к теософии, Словарь
Эдвард Романов писал(а):
22 июн 2019, 19:43
Нет-нет посмотрите - информации по ней достаточно.
Я только нашёл то, что Парамитаяна-это другое название Махаяны, обозначающее северный буддизм в целом. Что неудивительно, так-как, достижение "десяти парамит" на пути к состоянию Будды составляют её основу.
Последний раз редактировалось кшатрий 22 июн 2019, 20:24, всего редактировалось 1 раз.
"Состояние сознания-это состояние жизни"(с)Ян ван Рэйкенборг.

#13
Аватара пользователя
кшатрий
постоянный участник
Сообщения: 4530
Зарегистрирован: 23 дек 2016, 23:39
Флаг: Russia

Дзогчен в свете Тайной Доктрины. И параллели с Калачакра

Сообщение кшатрий » 22 июн 2019, 20:21

А вот отрывок текста Падмасамбхавы, посвящённого достижению "естественного состояния(природы) ума", называемого в дзогчен "Ригпа":
Будет проповедано: "Самоосвобождение через обнажающее внимание – Прямое Введение в Ригпа" из [цикла] "Сокровенного Учения о самосовершенстве в Изначальном состоянии Мирных и Гневных [божеств]".
* * *
О счастливые дети благородных семейств! Хорошо внимайте этому прямому введению в ваше собственное Ригпа. Самая ДЖА! ДЖА! ДЖА!1
* * *
Э МА ХО И сансара, и нирвана охвачены природой ума, Изначальным естеством – да не узнаём себя. Непрерывен поток ясного Ригпа – да не видим лица. Беспрепятственно возникновение – да никак не поймем. Потому, чтоб узнали мы свое лицо, Победоносцы трех времен проповедуют восемьдесят четыре тысячи врат в Дхарму и другие Учения, столько, что и мыслью не охватить. Ни о чем ином не проповедуют они, кроме как об узнавании собственного лица. Вот это прямое введение, мгновенно ведущее в очевидное состояние Победоносцев.
* * *
КХЬЕ ХО! (Слушайте!) О счастливые дети благородных семейств. "Ум" – много о нем говорят, много болтают... Никто из обычных живых существ не понимает его, не видит своего лица. Сколь горестно не знать свой ум! Ошибается тот, кто видит два в том, что недвойственно. Пока не поймешь, что недвойственное – это одно (и то же), не бывать тебе Буддой. Сансара и нирвана нераздельны в твоем же собственном уме. Не понимающий этого и следующий приятию и неприятию лишь блуждает в сансаре. Вот наставление, как достичь самоосвобождения, узрев Ригпа в его обнаженности. Узрев великую естественную свободу всех дхарм, все будут совершенны в Великом Совершенстве! Самая ДЖА! ДЖА! ДЖА!
* * *
Если это сверкающее осознание, которое называют умом, рассматривать как сущее, то оно не существует. Если рассмотреть как источник, то сансара и нирвана, и все разнообразие блаженства и страдания возникли из него. Если рассмотреть как объект желания, то одиннадцать колесниц стремятся к нему. Имен же ему столько, что и не счесть. Одни зовут природой ума, ум как таковой. Тиртики зовут атман, самость. Шраваки настаивают об анатмане, отсутствии Я. Читтаматрины называют его виджняна, сознание. Кто зовет Праджняпарамита, Запредельная Мудрость. Кто зовет Сугатагарбха, семя Сугаты. Кто зовет Махамудра, Великий Знак. Кто зовет одинокое тигле, уникальная сфера. Кто зовет Дхармадхату, дхармовое пространство. Кто зовет Алайя, основа всего. Кто зовет обычным осознанием.
* * *
Прямое введение в это (сверкающее осознание) содержит три темы. Прошлые мысли бесследно канули в шунью, (осталась лишь) ясность. Будущие мысли еще не возникли – неуклонное естественно ясное осознание. В настоящем же осознание естественно и безыскусно, ничего не измышляя, пребывает своим чередом. Если само на себя неприкрыто взглянет, взглянув, не увидит ничего, кроме ясности. Если пристально всмотреться в обнаженную очевидность Ригпа, – нетварная чистая шунья, подлинность недвоиственности ясности и пустоты. Не вечно, хотя и нетварно. Не пресекается – всмотрись-ка в ясность. Не одно – осознается и прояснено как много. Не много – как разделишь, если вкус один. Не в силу чего-то другого – естественное знание собственного естества. Естественный порядок сущего – такова суть узнавания лица. * * * Три Тела нераздельны и полны в единстве. Нетварность – шуньята дхармакаи. Естественное сверкание шуньяты – ясность самбхогакаи. Ясность не знает преград – явленность нирманакаи. Три полны в единстве, и это есть сущность.
* * *
Итак, проповедано о вхождении в эту практику узнавания своего лица. Вот он, твой собственный сиюминутный ум4, вот она, естественная неулучшающая ясность. Как же можно говорить о непонимании природы ума?! Если нечего созерцать, зачем говорить, что созерцание не возникло?! Если вот она, очевидность Ригпа, зачем говорить, что не можешь найти свои ум?! Когда вот же он, непрерывный поток ясного Ригпа, зачем говорить, что ум не видит свое лицо?! Если мысли возникают из твоего же ума, зачем говорить, что искал того, кто мыслит, и не нашел?! И хоть у (умственной) активности и нет причин, зачем говорить, что она не возникает?! Если достаточно, не пытаясь улучшать, оставить (все мысли) в (их) естественном состоянии, зачем говорить, что не можешь достичь этого?! Если достаточно, не утруждаясь, оставить все как есть, зачем говорить, что нет для этого сил?! Если нераздельность ясности, осознания и пустоты самосовершенна, зачем говорить, что, практикуя, не обрел сиддхи?! Раз (это) самосовершенство возникло само по себе, без причин и условий, зачем говорить, что усердием ничего не добился?! Если мысли освобождаются в самый момент своего возникновения, зачем говорить, что противоядия не помогли?! Вот он, (твой) сиюминутный ум, зачем говорить, что не узнаешь его.
* * *
Воистину, природа ума пуста и не имеет основы. Твой ум бессущностен и пуст, подобно небу. Так или не так? Посмотри в свой ум. Воистину, изначально ясна саморожденная Мудрость и свободна от шор воззрения "(все) пусто". Она саморождена, как самородок сердца солнца. Так или не так? Посмотри в свой ум. Воистину, Мудрость Ригпа льется непрерывным потоком, подобно полноводной реке, текущей без преград. Так или не так? Посмотри в свой ум. Воистину, мечущиеся мысли не ухватить, не упомнить. Бессущностно это смятение, как порыв ветра. Так или не так? Посмотри в свой ум. Воистину, что ни является, является естественно. Эти проявления возникают естественно, как отражения в зеркале, что лишь украшают его. Так или не так? Посмотри в свой ум. Воистину, все характеристики (дхарм) свободны в своем естественном состоянии. Они возникают естественно и естественно свободны, подобно облакам. Так или не так? Посмотри в свой ум.

(с)Падмасамбхава Самоосвобождение через обнажающее внимание – прямое введение в ригпа
Вообще, дзогчен довольно сильно пересекается с дзен в своей основе. А дзен, в свою очередь, по легенде считается передающим саму суть учения Будды.
Духовная передача традиции дзэн восходит к Будде Шакьямуни, поэтому в традиции он считается первым индийским патриархом. Вторым патриархом считается Махакашьяпа[32], которому Будда передал состояние пробуждения в цветке лотоса[33] без каких-либо слов и текстов, тем самым основав традицию дзэн в форме прямой передачи учения «от сердца к сердцу»[34].

В научном мире существуют две точки зрения относительно происхождения дзэн. Сторонники первой точки зрения утверждают, что чань-дзэн имеет махаянские или домахаянские истоки и происходит из школ мадхьямика и йогачара. В данных школах существовало учение о том, что существует способ постижения «истинного бытия» без использования «слов и текстов», а при помощи одного лишь «мистического созерцания-медитации» или дхьяны[36].
(с)Вики. Дзен.
И опять в поле зрения попадают йогачара и мадхьямика.
"Состояние сознания-это состояние жизни"(с)Ян ван Рэйкенборг.

#14
Татьяна Медведкова
постоянный участник
Сообщения: 3615
Зарегистрирован: 29 ноя 2014, 04:41
Откуда: г. Магнитогорск, Челябинской области, Россия.

Дзогчен в свете Тайной Доктрины. И параллели с Калачакра

Сообщение Татьяна Медведкова » 23 июн 2019, 06:23

В ВИКИ написано
Дзогчен, дзогпа ченпо (тиб. rdzogs pa chen po, с тибетского языка можно перевести как «великое совершенство», «великая завершённость», «всецелая завершённость») или ати-йога, махасандхи, маха-ати, санти маха, махабинду, тигле ченпо — практическое учение, представляющее собой важнейшую часть школы ньингма тибетского буддизма.
Дзогчен применяется и в других школах тибетского буддизма и в традиции бон.

Вопрос исторического происхождения дзогчена не до конца ясен, имеются несколько гипотез.
Согласно тантрам ати-йоги, это учение лежит вне временных и пространственных измерений.
Но в истории человеческой цивилизации учение Великого Совершенства восходит к первому патриарху Прахеваджре (тиб. Гарабу Дордже).

Это учение не является локализованным, то есть привязанным к какой-либо отдельной религии.

Дзогчен является практическим методом, ведущим к полному пробуждению, и содержит положения, позволяющие осуществлять практику в любой ситуации, в любое время, в любых условиях и даже в контексте других религий.

В Кулаяраджа-тантре (тиб. Кунджед Гьялпо) говорится, что учение Будды состоит из 9 колесниц и ати-йога или великое совершенство (тиб. дзогчен) считается высшей колесницей, прямо и безошибочно ведущей к полному пробуждению.

Эта тантра была переведена на тибетский язык с санскрита в VIII веке[источник не указан 2674 дня] и сохранилась в самой ранней по времени школе тибетского буддизма Ньингма (школа «старых переводов»), которая возникла в начале распространения буддизма в Тибете и считает своим основателем самого Падмасамбхаву...
Вы признали бы эту информацию верной или есть какие-то возражения (дополнения)?

#15
Аватара пользователя
Эдвард Романов
администратор
Сообщения: 2683
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 19:52
Флаг: Russia

Дзогчен в свете Тайной Доктрины. И параллели с Калачакра

Сообщение Эдвард Романов » 23 июн 2019, 08:23

Татьяна Медведкова писал(а):
23 июн 2019, 06:23
Вы признали бы эту информацию верной или есть какие-то возражения (дополнения)?
Здесь изложена достаточно общая информация, для ознакомления. Дополнить могу приведя отрывок из корневой тантры Ати-йоги:
Пять первоначал это — Будда,
Пребывающий в природе всех существ.
Даже если держишься ложных понятий,
Освобождение приходит изнутри, а не извне.
Потому в представлениях Дзогчен, даже тот кто будет придерживаться столь порицаемого Вами Учения Агни Йоги, и со всем преданностью ощущению Высшего Бытия погружать свое сознание в сердце - достигнет освобождения или значительно продвинется по Пути, в отличие от того, кто будет искать Бога вне своего внутреннего мира, и обвинять то одно, то другое учение в ложности. Ведь важно именно обращение к себе, самосознание.
Полную мудрость нелегко обнаружить,
Её достигают посредством праджни и метода.
Хотя при таком описании кажется, будто оно от чего-то зависит,
Блаженство рождается из себя самого.

#16
Аватара пользователя
Эдвард Романов
администратор
Сообщения: 2683
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 19:52
Флаг: Russia

Дзогчен в свете Тайной Доктрины. И параллели с Калачакра

Сообщение Эдвард Романов » 23 июн 2019, 08:34

Сегодня я изучал или правильнее сказать старался хоть что-то понять из корневой сутры Мадхъямика Нагарджуны. Мозги сносит. И я теперь готов вообще со всеми соглашаться, кто имеет искренне устремление к Мудрости.

Следуя Мадхъямика понимаешь, что все диспуты бессмысленны, но они должны вестись. И почему? Природа вещей не познается посредством языка. Язык познает только самого себя, все более и более углубляясь в своих умственных конструкциях. Но однажды в этом случаются озарения, которые не связаны с логикой, но с состоянием ума, в котором он может оказаться посредством размышлений.

#17
Аватара пользователя
Эдвард Романов
администратор
Сообщения: 2683
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 19:52
Флаг: Russia

Дзогчен в свете Тайной Доктрины. И параллели с Калачакра

Сообщение Эдвард Романов » 23 июн 2019, 08:50

Ну и интеллектище был у этого Нагарджуны. Рядом с ним мои умственные способности кажутся весьма скудными ))
Он родился как утверждают, практически приговоренный к смерти и вся его юная жизнь - это борьба со смертью. Он должен был умереть из-за какого недуга через несколько дней после рождения. Но мудрец-астролог, к которому ходили родители Нагарджуны (тогда еще у мальчика было другое имя) дал им совет как можно поддержать его жизнь до 7-летия. Когда пришел этот срок родители отвели его в монастырь. Чтобы он мог подготовиться морально к уходу из жизни. Но наставник монастыря дал мальчику метод избавления от недуга. Практикуя его постоянно мальчик не только преодолел кризис 7-ми лет но и в последующем стал необыкновенно развиваться. В свои 12 лет Нагарджуна уже стал знаменит своей ученостью. А к совершеннолетию достиг Сиддхи.

#18
Аватара пользователя
frithegar
постоянный участник
Сообщения: 1998
Зарегистрирован: 18 дек 2015, 12:20
Откуда: Украина

Дзогчен в свете Тайной Доктрины. И параллели с Калачакра

Сообщение frithegar » 23 июн 2019, 09:04

лично для меня это всё имеет смысл только в связи с моим нынешним состоянием. Чтобы это вообще имело смысл. Известный теоретик буддизма Щербатской где-то пишет (и не он один), что мы вообще реально можем понять что-то новое только тогда когда оно имеет связь с уже существующим в уме. Если же между новым где-то в книге или в жизни и уже существующим в уме нет связующих звеньев - тогда понимая просто не будет. Никакого. Это будет просто пробел и набор слов.

... потому, к примеру термин "Анупадака" (без родителей) если кратко разобрать. Что он означает для меня нынешнего? Термин "уппада" означает "проявление", "выявление". В том смысле как произнесение слова - это проявление и выявление мыслей. Или проявление изображения если опустить фото в проявитель. Это проявление. А что такое "ан-уппада"? - это отрицание предыдущего или "не проявление".

Вот и получается, что эти владыки и существа "без родителей" - означает существа, состояние которых не обусловлено причинами. И потому "не проявлено". "Родители" каждого из нас в духовном смысле - это причины, которые мы порождаем активной хотящей волей чтобы удовлетворить жажду жизни, жажду смены обстановки, жажду новых впечатлений. И это обусловливает будущее наше состояние. ... Но есть некие существа, которые уже познали всё что можно познать в этом цикле. И прекратив познание, погрузились в состояние созерцания ... Потому, они не творят более причины, которые изменяют их состояние в нашем смысле этого слова. Потому и говорится в буддийских источниках, что нирвана не обусловлена ничем, у неё нет причины. Тогда как у всего обычного всегда есть причина, которая это обычное породила. Потому, термин "Ан-упада-ка" следует понимать, как я думаю, с такой точки зрения. ... ну и т.д. в самых общих чертах

#19
Аватара пользователя
frithegar
постоянный участник
Сообщения: 1998
Зарегистрирован: 18 дек 2015, 12:20
Откуда: Украина

Дзогчен в свете Тайной Доктрины. И параллели с Калачакра

Сообщение frithegar » 23 июн 2019, 09:16

Еще раз скажу: истинное понимание чего-то такого о чем мы говорим - возможно. Уверен. Но оно должно быть как-то связано с уже существующим истинным знанием в уже существующем уме. То, что не подвергается сомнению и то, что является принятым знанием на данный момент. Аксиомной истиной. Если такой связи нет, то можно в каких угодно количествах, к примеру перемешивать соду с порошковой лимонной кислотой. Хоть тоннами. Но реакции не будет никакой. Но, стоит только прибавить одну каплю воды - тут же пойдет реальная реакция. ... так же и с такого рода информацией.

#20
Аватара пользователя
Эдвард Романов
администратор
Сообщения: 2683
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 19:52
Флаг: Russia

Дзогчен в свете Тайной Доктрины. И параллели с Калачакра

Сообщение Эдвард Романов » 23 июн 2019, 09:21

frithegar писал(а):
23 июн 2019, 09:04
Вот и получается, что эти владыки и существа "без родителей" - означает существа, состояние которых не обусловлено причинами. И потому "не проявлено". "Родители" каждого из нас в духовном смысле - это причины, которые мы порождаем активной хотящей волей чтобы удовлетворить жажду жизни, жажду смены обстановки, жажду новых впечатлений.
Когда я выше писал о моем чтении Нагарджуны - сносит мозги - имея ввиду как раз вопрос близкий к тому о чем Вы пишите. Так как он утверждал, что ни одно существо в смысле сознания не обусловлено причинами и не рождено само собой и не рождено кем-то другим и не рождено вместе с кем-то, не имеет родителей и не имеет причины породившей его. И главное - он доказывает это в рамках буддийской доктрины. Так же говоря о Нирване что она не существует и не несуществует.

Когда же он заговорил о "Я"... вспомнил Вас... и Вашу полемику с Кшатрием.

Представления о Махамудре могли возникнуть только в Махаяне. Нагарджуна считается ее первым представителем, хотя он не был сам по себе такой вот умница явившийся из не откуда. В историческом смысле как реальный персонаж и тело, шагающее по земле, он как раз не был анупадака, в том числе как философ.

Махаяну породила целая вереница наставников и философов Буддизма, часто неизвестных под своими настоящими именами, свод учений которых в целом обозначен как Праджня-парамита. Все эти учения мистически приписывают Будде Готаме или одному из Дхиани-Будд.

Но что удивительно, если следовать Учению Мадхъямика, то в самом деле все что на Западе приписали бы конкретной исторической личности, в Махаяне рассматривается как Учение Будды и за его авторством - и это не является в их представлениях ложным приписыванием авторства.

#21
Аватара пользователя
frithegar
постоянный участник
Сообщения: 1998
Зарегистрирован: 18 дек 2015, 12:20
Откуда: Украина

Дзогчен в свете Тайной Доктрины. И параллели с Калачакра

Сообщение frithegar » 23 июн 2019, 09:46

Эдвард Романов писал(а):
23 июн 2019, 09:21
Когда я выше писал о моем чтении Нагарджуны - сносит мозги - имея ввиду как раз вопрос близкий к тому о чем Вы пишите
Нагарджуна, Асанга, Васубандху - это поздний буддизм. Он не вырос без влияния раннего. Без влияния самой основы. Он появился через 500-600 лет после физического ухода Будды с поверхности Земли. И всё это время тысячи, если не миллионы монахов упорно пытались понять основу Учения Будды. Чтобы понять правильно "пустотность дхарм" Нагарджуны нужно начинать с самого начала это всё. С самой основы (с которой начинали и сами эти мыслители): "зрение и форма напротив порождают сознание зрения. Встреча этих трех - называется контактом. Контакт - это причина веданы (чувства боли или удовольствия). А ведана - это причина и необходимое условие танхи, жажды (приятных психических переживаний)" ... и так далее, с самого начала. ... Я разговаривал с людьми, которые сразу стали пытаться читать переводы Асанги и других "йогачаринов" с санскрита на английский. Что они могли понять, не зная самих азов?

Их трактовка этой самой "пустотности дхарм", "отсутствие я" и т.д. - самое печальное, что может быть на данный момент. И совершенно бессмысленная потеря времени. Потому, надо начинать с самых азов. Если есть желание понять, а не просто приятно провести время. Начинать с того самого столба (о котором писал выше где-то там, в форуме), который не есть Я - и это очевидно и не требует доказательств для всех. Чтобы дальше уже правильно развивать это логическое буддийское построение. А не сразу говорить о дхармах

#22
Аватара пользователя
кшатрий
постоянный участник
Сообщения: 4530
Зарегистрирован: 23 дек 2016, 23:39
Флаг: Russia

Дзогчен в свете Тайной Доктрины. И параллели с Калачакра

Сообщение кшатрий » 23 июн 2019, 10:36

Татьяна Медведкова писал(а):
23 июн 2019, 06:23
Вы признали бы эту информацию верной или есть какие-то возражения (дополнения)?
Это верная информация. Потому-что:
Учения Дзогчена — это не философия, не религиозная доктрина, не культурная традиция. Понимание смысла учений означает обнаружение своего собственного истинного состояния, очищенного от самообмана и подлогов, создаваемых чужим умом. Само значение тибетского слова «дзогчен» — «Великое Совершенство» — указывает на истинное изначальное состояние каждой личности, а не на какую-то трансцендентную реальность. Подлинное, невымышленное сострадание может возникнуть только после того, как мы открыли наше собственное состояние. Наблюдая нашу собственную ограниченность, нашу зависимость, наши конфликты и тому подобное, мы можем истинно осознать страдание других, и тогда наш опыт становится основой, или моделью, для того, чтобы суметь лучше понять окружающих и помочь им. Единственный источник всякого рода доброго дела для других — это осознавание своего собственного состояния. Когда мы знаем, как помочь себе и что надо делать в нашей собственной ситуации, мы можем реально помочь другим, и чувство сострадания появится само собой, нам не надо будет заставлять себя придерживаться правил поведения, соответствующих той или иной религиозной доктрине. Что же мы имеем в виду, когда говорим об «осознавании нашего собственного истинного состояния»? Это означает наблюдение за самим собой, распознавание того, кто мы такие есть, кем мы себя считаем и каково наше отношение к другим и к жизни. Если мы всмотримся, откуда возникает, в чем коренится наша ограниченность, наши умственные построения, страсти, гордость, ревность и привязанность, то увидим, что их источник — это наше двойственное видение и наша несвобода. Чтобы быть в состоянии помочь как самим себе, так и другим, нам надо преодолеть любые рамки, в которых мы заточены. Таково истинное назначение учений.
<.....>
Чтобы практиковать, нет необходимости принимать какую-либо особую позу или устремлять куда-то взгляд; вы не должны никоим образом ставить свое существование в зависимость от чего бы то ни было, вам надо только оставаться в естественном состоянии. Реальное состояние не может быть создано или построено: это истинное внутренне присущее состояние каждой сущности, привязанной к относительному состоянию тела, речи и ума. Когда имеется знание этого состояния без усилия, без ограничения себя рамками занятий практикой, наше раскрепощенное присутствие соединяется со всей нашей жизнью в целом. Таким образом, наше созерцание становится беспрерывным, и, когда вы достигаете этого состояния, качества самосовершенства, называемые «тремя телами», проявляются сами собой, точно так же как светят солнечные лучи, когда солнце всходит на небе.

Намхай Норбу Ринпоче ДЗОГЧЕН — САМОСОВЕРШЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
"Состояние сознания-это состояние жизни"(с)Ян ван Рэйкенборг.

#23
Аватара пользователя
кшатрий
постоянный участник
Сообщения: 4530
Зарегистрирован: 23 дек 2016, 23:39
Флаг: Russia

Дзогчен в свете Тайной Доктрины. И параллели с Калачакра

Сообщение кшатрий » 23 июн 2019, 10:44

frithegar писал(а):
23 июн 2019, 09:46
Нагарджуна, Асанга, Васубандху - это поздний буддизм. Он не вырос без влияния раннего. Без влияния самой основы.
Нет ни "позднего" ни "раннего" буддизма. Есть лишь различные аспекты учения Будды, которые были записаны и стали широко известны в то, или иное время, сформировавшись затем в определённую ортодоксальную, или неортодоксальную(тантрическую) "систему", "традицию", или "колесницу". Так-как, устная передача со времён Будды никогда не прерывалась. Тем более, до популяризации его учение никогда не было "буддизмом", а было "Дхармой Будды", или просто Дхармой(Законом), как и у браминов.
frithegar писал(а):
23 июн 2019, 09:46
Потому, надо начинать с самых азов. Если есть желание понять, а не просто приятно провести время. Начинать с того самого столба (о котором писал выше где-то там, в форуме), который не есть Я - и это очевидно и не требует доказательств для всех.
Вот с этой "очевидности" обычные люди и начинают, когда отделяют "себя" от всего остального и в итоге, развивают эгоцентризм.))) Если столб-"не-Я", то почему мы ощущаем его как часть "себя", когда прикасаемся к нему? Контакт и его следствия-лишь поверхность, видимость. Так-как, тайна "Я" и "не-Я" всегда внутри, а не вовне, т.е., всегда "субъективна", а не "объективна". Поэтому, например, в дзогчен есть практика "смотрения на небо", способствующая преодолению внутренних ограничений "себя":
Практика смотрения на небо

Огромное значение имеет достижение понимания, основанного на непосредственном опыте, а не просто концептуального понимания неразрывного единства внешнего окружающего пространства, внутреннего пространства объектов и тайного пространства ума. Учения Дзогчен говорят об интегрировании ума с пространством посредством практики смотрения на небо, и практикующий пытается в этом случае удерживать состояние присутствия в неразрывной связи этих трех пространств. Хотя эта практика выполняется посредством смотрения, чувственное восприятие не ограничивается в ней одним лишь визуальным чувственным сознанием. Существует возможность достичь переживания неразрывного единства трех пространств с помощью всех чувств. Зрению отдается главенствующая роль, поскольку оно является самым важным из пяти чувственных сознаний и поскольку оно связано с элементом пространства. Именно через глаза мы видим мудрость-основу, когда смотрим в пространство. Внутреннее сияние рождается в сердце и проходит через два канала, соединяющие пустотное пространство сердца с внешним пустотным пространством неба посредством глаз, "дверей водного света" внутреннего сияния. Так что именно через глаза происходит проецирование внутреннего света во внешнее пространство. И таким образом элемент пространства сердца, элемент пространства чувственного сознания глаз и элемент внешнего окружающего пространства оказываются связанными между собой. Это и есть интегрирование с пространством, и мы больше не ощущаем себя ограниченными своими телами и привязанными к какому-то одному конкретному месту, мы находимся во всем пространстве, не имеющем никаких границ.(с)
Ринпоче Тендзин Вангьял. Чудеса естественного ума
Что соответствует "Диаграмме медитации", приведённой в "Инструкциях для ЭС", которая начинается со слов:
Сперва представьте Единство расширяющимся в Пространстве и бесконечным во Времени.

(Либо с самоотождествлением, либо без него)(с) Блаватская Е.П. - Диаграмма медитации
"Состояние сознания-это состояние жизни"(с)Ян ван Рэйкенборг.

#24
Аватара пользователя
frithegar
постоянный участник
Сообщения: 1998
Зарегистрирован: 18 дек 2015, 12:20
Откуда: Украина

Дзогчен в свете Тайной Доктрины. И параллели с Калачакра

Сообщение frithegar » 23 июн 2019, 11:24

кшатрий писал(а):
23 июн 2019, 10:44
Если столб-"не-Я", то почему мы ощущаем его как часть "себя", когда прикасаемся к нему?
? По-моему очевидно, что вы зашли в абсолютный тупик. Спросите любого обычного человека, что он ощущает, если прикасается к столбу. И мало кто вам скажет ,что "столб - это часть его самого". Это снова-таки, ментальный авантюризм. И полное расхождение со здравым смыслом. ... но я не буду разубеждать и тем более осуждать такую точку зрения.
Последний раз редактировалось frithegar 23 июн 2019, 11:26, всего редактировалось 1 раз.

#25
Ответить