Психология и теософия

Для тем, подпадающих под вторую цель Теософического Общества - сравнительное изучение религий, наук и философии.
Аватара пользователя
Эдвард Романов
администратор
Сообщения: 2220
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 19:52
Флаг: Russia

Психология и теософия

Сообщение Эдвард Романов » 01 авг 2019, 19:29

Затрону тему исследования измененных состояний сознания (ИСС) и состояний сознания связанных с духовной практикой.
А то некоторые теософы полагают, что нет особых научных работ в этом направлении.

На самом деле изучение эффектов медитации стало весьма популярно, другое дело, что сами используемые научные методы пока не так находчивы как хотелось бы.

Внимание большинства исследователей по-прежнему привлекают лишь отдельные методы медитации, такие как внимательное осознавание, практика любящей доброты или однонаправленное сосредоточение, но не конечная цель созерцательного пути. Этим вопросом занялся Дэниел Браун, посвятивший более 40 лет изучению тибетского буддизма, в частности, индо-тибетских традиций «сущности (природы) ума» — махамудры и дзогчена. Он стал проводить исследования Недвойственных (Адвайта) состояний сознания. В его исследовании приняли участие 30 продвинутых практикующих этих традиций.

Картирование сложных состояний сознания: нейрональные корреляты пробуждённого сознавания
Выводы исследования:
Результаты настоящего исследования предполагают различные нейронные «кандидатуры» в маркеры медитативных состояний, таких как переживания вневременности, пустотности, недвойственности, нелокализованного сознания и устойчивого пробуждённого сознавания (воплощающего сострадательное единство), которые были зафиксированы в отдельные временные промежутки в процессе выполнения индо-тибетской практики «сущности ума». Во-первых, медитативное состояние по сравнению с исходными параметрами показало всеобщее ослабление в величине плотности тока в отношении топографии и частотных колебаний, обозначив сдвиг в состоянии ума во время медитации в сторону «безусильной» практики. Как отмечалось ранее, «безусильность» практики, связанной с умом, отличается от «физического расслабления». Это тонкое техническое различие в рамках такой практики медитации часто является первым препятствием для «новичков», которое требуется эмпирически понять и интегрировать. Возвращаясь к результатам исследования, после начального перехода в безусильное состояние (отмеченного значительным падением величины плотности тока от базового уровня к состоянию медитации-1), можно утверждать, что дальнейшее продвижение через состояния «сущности ума» представляет полное отступление от оси «усилия-безусильности», что делает несопоставимым анализ между исходными параметрами и данными медитации. Таким образом, увеличение величины плотности тока по ходу развития медитации отражает модуляцию мозговой активности в существенно изменённом тоническом состоянии мозга (медитации «сущности ума»).
В пределах этого изменённого тонического медитативного состояния мозга (состояние-1 и далее) синхронное усиление величин векторов плотности тока передней поясной коры (ACC) и теменной коры в сочетании с усилением активации в пределах островка предполагает запуск исполнительных сетей мозга, участвующих в выделении главных стимулов, мониторинге конфликтов, контроле эмоций и сдвигах в принятии иных точек зрения (perspective-taking). Мы можем заключить, что такая нейронная активность способствовала культивированию и поддержанию сложных внутренних состояний, охватывающих переживания недвойственности и отсутствия «точки отсчёта» (следовательно, отсутствия предпочтений). Кроме того, снижение активности в кортикальных сетях, связанных с самореференцией, таких как кора задней части поясной извилины (PCC), поддерживает подавление обращённости на «я», тогда как продолжающееся затухание этих областей с одновременным увеличением активности исполнительной сети по мере развития медитативных состояний даёт нам начальные свидетельства разобщённости этих сетей в процессе активного продвижения к недвойственным состояниям. Такое сложное функционирование согласуется с бессамостной (и, следовательно, безусильной), но активной медитацией в соответствии с конструкцией нелокализованного пробуждённого сознавания и его выражения в виде «объединённого сострадания».

#1
Аватара пользователя
Эдвард Романов
администратор
Сообщения: 2220
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 19:52
Флаг: Russia

Психология и теософия

Сообщение Эдвард Романов » 01 авг 2019, 20:03

Еще одна работа в тему: Универсальная теория пробуждения
Цитаты:
На самом деле вы никогда не воспринимали мир напрямую. Вы навсегда живёте в репрезентации, сформированной мозгом в процессе влияния реального мира на ваши органы чувств
Наивысшая степень пробуждения — осознать, что в рабочей памяти нет ничего, что не являлось бы образом. Ваши самые сокровенные мысли — это репрезентация
Сознавание сконструированной природы чувства «я» значительно облегчает улучшение поведения, уменьшая страдание для себя и других
Осознанность или сознание — это термины для описания переживаемого в рабочей памяти от первого лица. Учитывая то множество смыслов, которые теперь вкладывают в эти слова, было бы неплохо выкинуть их в мусорную корзину истории. К сожалению, мы плотно используем их в повседневной речи. Научным может считаться только термин «рабочая память».

#2
holynonsense
постоянный участник
Сообщения: 628
Зарегистрирован: 29 дек 2017, 18:40

Психология и теософия

Сообщение holynonsense » 02 авг 2019, 03:08

Is Mindfulness Meditation Science-Based? by Steven Novella
A great deal of electronic ink has been spread on these pages discussing the question of what it means to be science-based. While we have developed and iterated an operational definition, like many complex phenomena there is no sharp demarcation line. Practices occur along a spectrum from rigidly science-based to blatant quackery.

There are plenty of practices, however, that are in the middle. Further, an individual practice can range across the spectrum depending on the claims that are being made for it. “Nutrition” as an approach to health can be rigidly scientific (folate for pregnant women to reduce the incidence of neural tube defects) or pure snake oil (“superfoods” to cure what ails you).

One practice that I think straddles this middle-zone is mindfulness meditation (or just mindfulness). The “dictionary” definition of mindfulness is, “a mental state achieved by focusing one’s awareness on the present moment, while calmly acknowledging and accepting one’s feelings, thoughts, and bodily sensations, used as a therapeutic technique.” But before we get into more detail about this practice, let’s review what we mean by “science-based.”

What is science-based practice?

This, of course, is the core question of Science-Based Medicine and a topic of deep thought by its proponents. I will try to give the quickest definition I can here. SBM acknowledges that medical interventions which are safe and effective are preferred over practices which are unsafe or ineffective. Further, the best way to evaluate practices is by considering all of the available scientific evidence in the most thorough context.

That last bit is where the complexity is – each piece of scientific evidence needs to be evaluated for its rigor, context, implications, and relation to other relevant pieces of scientific evidence. Further, scientific research needs to be evaluated in total as a process. It is the arc of a research question that tells us what the best current conclusion is, not any one piece of evidence.

SBM also endeavors to understand patterns in the research to detect biases, flaws, and errors. We also use the history of science (and especially medical science) to understand how well the research predicts whether an intervention will ultimately be useful or not.

In short, SBM takes a detailed meta-scientific view of all the relevant research to make the best prediction possible about whether or not any individual practice is safe and effective for any specific indication.

Another way to look at the SBM approach is this – what does it take before a medical claim is considered compelling? What are the thresholds of scientific validity in various contexts before we would recommend an intervention? This question is important because medicine is an applied science. We have to make decisions about what to do with actual people.

These are all complex questions requiring much longer discussion (and you can find plenty of discussion in other articles on this site), but again to quickly review: Scientific evidence is only compelling when there are specific terms used that can be operationally defined (so we know what it is we are studying and discussing). The claims made should also be plausible, meaning that at the very least they do not defy basic scientific knowledge. We also need clinical evidence to show that specific variables which are adequately controlled for in a blinded fashion have an effect which is consistent, replicable, and both statistically and clinically significant.

The history of medicine and systematic reviews of the evidence show that less than something like this threshold and an intervention probably doesn’t work or is not a net benefit for patients. Most new ideas in medicine turn out to be wrong, and there is a massive positive bias in evaluating treatments (at every stage from early observation to citing published research). Only when we get to a relatively high threshold of evidence as outlined above can we be reasonably confident that an intervention actually works.

Mindfulness

With that review – let’s apply these basic SBM principles to the question of mindfulness. A recent review of the topic, “Mind the Hype: A Critical Evaluation and Prescriptive Agenda for Research on Mindfulness and Meditation,” helps this task considerably.

As the authors point out, there are significant problems with the mindfulness research and the overhyped claims that are being made for this intervention. Problems begin with the very first criterion of science-based practice – lack of an operational definition. This may seem nitpicky, but it is absolutely critical to be being science-based.

Good science is all about controlling for specific variables so that we can make firm conclusions about the effects of those isolated variables. If we cannot define the variables, let alone isolate them, then we cannot study them scientifically.

Mindfulness research, as the authors point out, is plagued by a lack of a consistent definition, or one that can be operationalized for research. What is/are the critical component(s) of mindfulness? Is it relaxation, introspection, being in the moment, directing one’s attention, avoiding mind-wandering, or something else? Granted, this is a frequent generic problem with psychological science because human psychology is complex. We often don’t understand psychological phenomena in a fundamental-enough way to operationalize it for research. But still, we need to acknowledge the limitations of any individual research question.

To show by analogy how critical this feature is, let’s turn to acupuncture research. If we define acupuncture as placing thin needles through the skin at acupuncture points, we can confidently conclude based upon the research that acupuncture does not work. It does not matter where or even if you place needles through the skin. However, proponents continue to claim that acupuncture does work, citing research results that use a deliberate loose definition of “acupuncture.” Acupuncture, when necessary, can mean just poking the skin in random locations, or using electrical stimulation.

Proponents have essentially said – acupuncture works, it just doesn’t seem to matter where or if you stick the needles. Then what is “acupuncture?” And if specific variables don’t seem to matter, how can you control for non-specific effects? Proponents respond by essentially saying it doesn’t matter. The non-specific or placebo effects are real (which misunderstands the nature of placebo) and that is all that matters.

Having followed the mindfulness research for years and discussed it with many proponents, the response is largely the same. The details of specific variables are either poorly understood or debated, and don’t seem to really matter. As long as there is a perceived subjective benefit, that is sufficient justification.

The authors of the current review agree. They write:

However, the aforementioned complexity, confounding, and confusion that surrounds empirical research on “mindfulness” limits the potential of the method to inform broad questions and inform specific theories. The extent to which a specific model is supported or disconfirmed by particular sets of empirical data or systematic observations depends on the meaning of “mindfulness” that inspired data acquisition.

Mindfulness, in various studies, can refer to alleged specific mental phenomena such as: “psychological distancing/reperceiving, decentering and inhibitory control, nonconceptual discriminatory awareness, acceptance and reintegration, or focused attention, decentering, and meta-awareness.” That is a pretty big umbrella.

Proponents have also argued that mindfulness is partly relaxation, partly cognitive therapy, and partly developing vaguely defined mental skills related to the above.

This creates a further problem – how do you control for nonspecific results. This gets to the second major issue that the reviewers and others have, most studies of mindfulness are poorly controlled or methodologically weak. Some lack a control group at all. The best studies have active controls, attempting, for example, to control for simple relaxation. But these best studies tend to have the most modest results (a meta-pattern important to note).

The reviewers point out, for example:

In a recent review and meta-analysis commissioned by the U.S. Agency for Healthcare Research and Quality, MBIs (compared to active controls) were found to have a mixture of only moderate, low, or no efficacy, depending on the disorder being treated.

MBI=Mindfulness based intervention. Results are mixed and unimpressive. That is a pattern with which we are very familiar, and does not exactly inspire confidence.

When I have expressed skepticism about mindfulness in the past, the response (even from skeptics) is often – well, it worked for me. The obvious response is – what worked, and how did it work, and how do you know it worked?

In order to answer these questions we need the kind of clinical research that can answer them – specifically defined variables controlled for non-specific effects. We need to know that mindfulness is a specific thing that has an effect beyond the non-specific effects of relaxation, or taking a mental break from the stress of the day, or just exercising your executive function.

So what’s the bottom line? It’s hard to say, and that is part of the point of the current review. Existing research has not yet clearly defined what mindfulness is and what effect it has. They make recommendations for future research to clarify these questions.

I think the best current summary is to consider mindfulness like yoga, or a specific form of exercise. There is evidence that doing yoga has specific health benefits. However, those benefits are likely not specific to yoga and are universal to exercise. It is therefore more accurate to say that exercise has many health benefits, and yoga is a form of exercise.

Likewise I would say that relaxation has health benefits and cognitive therapy potentially has psychological benefits. Mindfulness, taken broadly, seems to be a reasonable practice for relaxation and may have some effects similar to cognitive behavioral therapy.

But I am not convinced by the existing research that there is any other phenomenon at work here, that there is something specific to mindfulness, or that it has benefits beyond other similar behaviors. There may be – perhaps there is something specific about certain mindfulness practices that we can isolate and study. We are simply not there yet.

Further, public hype supporting a billion dollar industry has gone way passed the existing evidence.
open your mouth and shut your eyes and see what chohans will send you

#3
Татьяна Медведкова
постоянный участник
Сообщения: 3263
Зарегистрирован: 29 ноя 2014, 04:41
Откуда: г. Магнитогорск, Челябинской области, Россия.

Психология и теософия

Сообщение Татьяна Медведкова » 02 авг 2019, 04:10

Эдвард Романов писал(а):
31 июл 2019, 20:03
Затрону тему исследования измененных состояний сознания (ИСС) и состояний сознания связанных с духовной практикой.
А то некоторые теософы полагают, что нет особых научных работ в этом направлении.
"Некоторым" теософам непонятно, что такое духовная практика.
Медитация?
Непонятно также, как может современная наука исследовать то, что она не признает.
Или, современная наука уже официально признала наличие духа и души у человека?
А если признала, то как и чем она может исследовать то, что не имеет возможности исследовать (дух и душу)?
Она может обнаружить лишь изменения в физическом теле (мозге, например) при разных состояниях сознания, но объяснить их она не может.

#4
Зеркало
постоянный участник
Сообщения: 867
Зарегистрирован: 02 сен 2015, 21:02
Откуда: Москва
Флаг: Russia

Психология и теософия

Сообщение Зеркало » 02 авг 2019, 08:15

Я не думаю, что исследования как то помогут разобраться с природой деятельности Ума и затуханием его активности. Дело даже не в том, признала наука или не признала.

#5
Muhwase
постоянный участник
Сообщения: 150
Зарегистрирован: 18 ноя 2018, 02:37
Флаг: Sweden

Психология и теософия

Сообщение Muhwase » 02 авг 2019, 14:43

То, что психология до сих пор не в состоянии определить понятия, с которыми она работает ("In the recent literature there has been considerable confusion about the three types of memory: long-term, short-term, and working memory. This chapter strives to reduce that confusion and makes up-to-date assessments of these types of memory." https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2657600/) - в силу объективных причин: они не являются физическими объектами. И то, что она состоит практически целиком из теорий, которые каждый разделяет и не разделяет по своему усмотрению (по той же причине), не означает, что не существует физиологических различий между обычным состоянием бодрствования и исс. И исследования с применением ээг это показывают. Другое дело, как эти различия объясняются - как влияющие на здоровье (в том числе психическое), или нет. Вплоть до того, что "нет никакой разницы".

Смешно говорить, что изменения ээг мозга (или то, что их вызывает) вообще ни на что не влияют. Так как они очень сильно влияют на состояние сознания и организма вообще (пример из нормальной физиологии - сон, из паталогической - эпилепсия). Самого факта, что они "на что-то наверное влияют", недостаточно для утверждений об их полезности или бесполезности. Но опять же, если наука чего-то не доказала, это не означает, что этого нет. Просто на данный момент нет достаточной информации, чтобы сделать научные выводы.

Что касается медитаций: проблема строго научного изучения их влияния - это не проблема психологии, как таковой. Это в первую очередь - проблема денег. Даже научные исследования в медицине все зависят от выделенных денег. И часто это деньги частные, и они выделяются под определенный результат (это то, что называют "биг фарма"). И когда дело доходит до мета-анализа - там же из 100 исследований могут остаться 10, которые отвечают критериям (или даже меньше, или ни одного) - смотря на чьи деньги они проводились.

Кто вкладывает деньги в психологию? И с какими целями? Биг фарма? Маргиналы? Нью-эйджеры? Чтобы лучше продать "Курс медитации Васи Пупкина", потому что "доказано", что он "значительно облегчает улучшение поведения, уменьшая страдание для себя и других"? Нет денег - нет on evidence based medicine.

Между тем, то, что я давно говорю )))). Медленно, но верно начинаются исследования по плацебо (наконец-то эти грабли обратили на себя внимание). Если окажется (уже давно оказалось), что сознание (подсознание, умственная деятельность, психе, бла бла бла) способно эффективно вмешиваться в биохимические процессы организма, в которые оно по логике вещей не должно мочь вмешиваться, и более того, если окажется, что это - нормально, то перед нами - фактор потенциально влияющий на адаптацию и эволюцию вида. Это не означает, что все "духовные практики" будут тут же признаны полезными. Может статься, что они будут признаны еще одним видом "ухода от реальности" и "духовной наркомании". Если только не будет доказан их положительный медицинский эффект. Но в этой области медицина пока еще - нигде. Каким может быть "положительный медицинский эффект", если человек и так с точки зрения медицины здоров? Китайцы хвалились, что их цигун увеличивает синхронизацию электромагнитных колебаний мозга. Будем считать, что это доказано. Ну и что? Где исследования, что увеличение синхронизации электромагнитных колебаний мозга имеет "положительный медицинский эффект"? Ну по логике какой-то эффект должен быть, и вряд ли отрицательный. Но исследований-то нет (или есть, но я давно отстал от науки в этой сфере).

Проблема психологии - это проблема и психиатрии тоже. Современные антипсихотики не превосходят по действию плацебо. То ли антипсихотики так плохо действуют на мозг, то ли плацебо - так хорошо. Но самое главное, что психиатрия - это "паталогическая психология". Но при шизофрении, например, паталогических процессов в организме не происходит. В нем нечего лечить. Никто не делает анализов на биполярные расстройства. По той же причине. Диагноз ставится "на глаз". А "современные антипсихотики не превосходят по действию плацебо". Нет, когда на вас кидаются с топором в состоянии аффекта - вы сразу признаете психические заболевания объективно существующими. ))) Но "где та грань" именно в этой сфере - источник для псевдо-научных спекуляций.

В общем, подобные проблемы существуют не только в психологии. Они объективны. Как можно предъявлять требования к психологии, если медицина не в состоянии ответить на связанные вопросы? Но отрицать их наличие по той причине, что ответ на них неизвестен... ))).

#6
Владимир
постоянный участник
Сообщения: 2412
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 16:25
Откуда: Смоленск

Психология и теософия

Сообщение Владимир » 02 авг 2019, 16:05

Года три назад на смоленском форуме в теме про православие тоже зашёл разговор о плацебо. Это давно и успешно эксплуатируемый механизм. Причём, ЕМНИП, кажется в 30% случаев плацебо именно лечит, т.е. не просто создаёт видимость, обусловленную внушением. Мне кажется здесь народ любящий читать, в отличие от наших смоленских. Не откажите себе в любознательности, прочтите статью целиком, она очень интересна и многогранна. Начав читать я не смог остановиться.

ЛАПИН И. П.
ПЛАЦЕБО и ТЕРАПИЯ
И.П. Лапин — врач высшей категории, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института имени В. М. Бехтерева.



лечит ли плацебо

#7
Ольга
постоянный участник
Сообщения: 671
Зарегистрирован: 23 апр 2017, 00:17

Психология и теософия

Сообщение Ольга » 02 авг 2019, 18:12

Татьяна Медведкова писал(а):
02 авг 2019, 04:10
Непонятно также, как может современная наука исследовать то, что она не признает.
Или, современная наука уже официально признала наличие духа и души у человека?
А если признала, то как и чем она может исследовать то, что не имеет возможности исследовать (дух и душу)?
А.А. Бухтояров и д.м.н.Хлуновский проводили исследования ИСС на себе. При нахождении Бухтоярова в глубоком ИСС приборы не фиксировали деятельность мозга. Уже тогда они задумались скольким пациентам была констатирована смерть по данным приборам. В результате одного из экспериментов д.м.н. Хлуновский умер. Об этом есть в док. фильме "Бремя проводника" на 31 - 33 мин.(по-разному в интернете).

#8
Дмитрий Серебряков
постоянный участник
Сообщения: 536
Зарегистрирован: 02 дек 2014, 01:32
Откуда: Беларусь
Флаг: Belarus

Психология и теософия

Сообщение Дмитрий Серебряков » 04 авг 2019, 05:44

Эдвард Романов писал(а):
01 авг 2019, 19:29
Затрону тему исследования измененных состояний сознания (ИСС) и состояний сознания связанных с духовной практикой.
Увы, нигде не описывается верифицированных случаев, чтобы человек бы после клинической смерти встал бы начал бы говорить нечто вроде: "Скорее откройте дверь, там тетя Маша приехала, которую я сто лет не видел, она сейчас с красной сумочкой, случайно купленной у усатого грузина на промежуточной остановке поезда, вот вот сюда сама вбежит!". Изучение частоты NDE (переживания в состоянии близком к смерти, near-death experience), статистическая взаимосвязь NDE с возрастом, применением лекарств, психическими состояниями и т.п. Обсуждаются различные гипотезы, которые физиологически/психически могут приводить к переживанию NDE. Упоминается, например, что принудительная стимуляция определенных участков мозга электродами при эпилепсии может приводить к схожим переживаниям (покидание тела и пр).

#9
запахгардении
постоянный участник
Сообщения: 611
Зарегистрирован: 29 янв 2017, 16:36
Флаг: Russia

Психология и теософия

Сообщение запахгардении » 06 авг 2019, 13:25

Ольга писал(а):
02 авг 2019, 18:12
Татьяна Медведкова писал(а):
02 авг 2019, 04:10
Непонятно также, как может современная наука исследовать то, что она не признает.
Или, современная наука уже официально признала наличие духа и души у человека?
А если признала, то как и чем она может исследовать то, что не имеет возможности исследовать (дух и душу)?
А.А. Бухтояров и д.м.н.Хлуновский проводили исследования ИСС на себе. При нахождении Бухтоярова в глубоком ИСС приборы не фиксировали деятельность мозга. Уже тогда они задумались скольким пациентам была констатирована смерть по данным приборам. В результате одного из экспериментов д.м.н. Хлуновский умер. Об этом есть в док. фильме "Бремя проводника" на 31 - 33 мин.(по-разному в интернете).
Чем не прототип "Аватара"? Увлеченные опытами ИСС, подчас забывают об опасности для других и привлекают неготовых. Бухтояров А.А. это осознал и предпринял попытку возвращения Хлуновского А, но было уже поздно.
Интересно, как выглядит диагноз причин ухода (смерти) Хлуновского, озвученный "контактером" Заполаевой в фильме, на языке современной паталогоанатомии.
"Выйдя из тела, он (Хлуновский) попал в черный астрал. Его очень сильно напугали (-сь?) сущности, с которыми он заговорил. Началось раздвоение личности, он пытался вернуться, но его держали."
Почему то нет картинки энцефалограммы при контакте (момента когда Заполаева вела запись). Как я понимаю, по Бухтоярову энцефалограмма должна была показывать отсутствие эл.импульсов? Как тогда без работы мозга Заполаева вела запись? И что означает при ИСС раздвоение личности?

#10
запахгардении
постоянный участник
Сообщения: 611
Зарегистрирован: 29 янв 2017, 16:36
Флаг: Russia

Психология и теософия

Сообщение запахгардении » 14 авг 2019, 11:21

Дмитрий Серебряков писал(а):
14 авг 2019, 07:19
запахгардении писал(а):
14 авг 2019, 06:07
Невежеством будет осмеяние такого качества, либо предположение неискренности ухода от сексуальности.
В каком смысле, например?
В обществе были и есть люди, ведущие как активный образ жизни, так и довольно замкнутый, имеющие незначительный сексуальный опыт, либо не имеющие его вовсе, при этом их творческая деятельность очень активна, независимо замечают это окружающие (общество) или нет. Примеры известных личностей: Рамакришна, Шапошникова Л.В., Г.Я.Перельман, список можно продолжить.

#11
запахгардении
постоянный участник
Сообщения: 611
Зарегистрирован: 29 янв 2017, 16:36
Флаг: Russia

Психология и теософия

Сообщение запахгардении » 14 авг 2019, 11:43

Татьяна Медведкова писал(а):
14 авг 2019, 08:48
запахгардении писал(а):
14 авг 2019, 06:07
Осознанность восприятия действительности (какой бы не была последняя), с последующей трансмутацией "входящих" энергий в энергии более высокого порядка (утонченные) - это духовный труд, если этот труд систематически ритмичен, то это называется духовной практикой.
Непонятно, что такое осознанность восприятия действительности.
Разве бывает неосознанное восприятие действительности?
Бывает, потому что люди чаще всего воспринимают реальность, а не действительность. Действительность - это истинные причины, которые скрыты за пеленой очевидности восприятия земным разумом. Реальность происходящего не всегда отражает действительность, поэтому осознавать происходящее необходимо намного глубже, чтобы приблизиться сознанием к истинным причинам.
Татьяна Медведкова писал(а):
14 авг 2019, 08:48
Изменения, происходящие в организме человека, описанные в статье Митфорда «Эликсир жизни» с комментариями Блаватской, относятся не к энергиям, а к молекулярному составу организма.
Татьяна, да Вы - материалистка :!:
Татьяна Медведкова писал(а):
14 авг 2019, 08:48
Если кратко, то по мере очищения от ненужных страстей и желаний, происходит обновление физического тела на молекулярном уровне. Про трансмутацию энергий у Блаватской вроде бы вообще ничего нет. Да и молекулы не трансмутируются, а просто удаляются из организма.
Т.е. выбиваются как шарики пинг-понга? Не повезло же тому, кому прилетит молекула, от которой Вы избавились. Если серьезно, то делиться своими молекулами, тем более низкого качества не гигиенично, правильнее перерабатывать свой мусор - это и будет трансмутацией.
Татьяна Медведкова писал(а):
14 авг 2019, 08:48
запахгардении писал(а):
14 авг 2019, 06:07
В качестве отступления от темы поста, но в русле психологии (науки о душе) можно рассмотреть одну из форм следствий духовного труда. Так называемая сублимация, но в более широком понимании, чем дано Фрейдом. Обладание таким качеством на современном этапе человеческой эволюции, на мой взгляд, может указывать на ученичество. Невежеством будет осмеяние такого качества, либо предположение неискренности ухода от сексуальности.
Вы здесь имеете в виду очищение желания?
То есть, желаний вообще, и особенно - сексуального?
Я правильно поняла?
Желание очистить невозможно, его можно преобразовать, трансмутировать, а значит очистить себя от этого желания.

#12
Татьяна Медведкова
постоянный участник
Сообщения: 3263
Зарегистрирован: 29 ноя 2014, 04:41
Откуда: г. Магнитогорск, Челябинской области, Россия.

Психология и теософия

Сообщение Татьяна Медведкова » 14 авг 2019, 15:03

запахгардении писал(а):
14 авг 2019, 11:43
люди чаще всего воспринимают реальность, а не действительность. Действительность - это истинные причины,...
Зачем придумывать собственные определения словам, которые уже имеют свои определения?
К тому же слова реальность и действительность – синонимы.

• РЕА́ЛЬНОСТЬ, -и, ж.
То, что существует на самом деле; действительность. Даже в сказках надо исходить из реальности, из подлинных и интересных жизненных случаев и явлений. Паустовский, Секвойя. О шаровой молнии говорили, что это оптический обман и ничего более. --- Постепенно был собран большой материал, говорящий о том, что шаровая молния — это реальность. Мезенцев, Энциклопедия чудес.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Определение слова действительность в словарях
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Совокупность природных и общественно-исторических явлений, объективный мир, бытие. То, что существует на самом деле; реальность. Реальное существование кого-л., чего-л. Объективные условия, в которых протекает жизнь и деятельность кого-л. Окружающая...
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ж. см. действительный. Объективный мир во всем многообразии его связей, бытие, окружающая обстановка, положение. Литература отражает д. Современная д. * В действительности - так как есть, действительно, на самом деле.
ВикипедияЗначение слова в словаре Википедия
Действительность — осуществлённая реальность во всей своей совокупности — реальность не только вещей, но и овеществлённых идей , целей , идеалов , общественных институтов , общепринятого знания . В отличие от реальности, действительность включает в себе...
Толковый словарь русского языка. Д.Н. УшаковЗначение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
действительности, мн. нет, ж. (книжн.). Бытие какая-н. сфера бытия. Социальная действительность. Художественная действительность. То, что реально существует. Не сон, а действительность. Окружающая обстановка; положение, общий ход вещей. В условиях современной...
Большая Советская ЭнциклопедияЗначение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
объективная реальность как конкретно развитая совокупность природных и общественно-исторических явлений; понятие Д. употребляется также в смысле подлинной реальности, в отличие от видимости. В этом, онтологическом, смысле понятие Д. употреблялось уже в...
Вы хотели сказать, что люди наблюдая какие-то события, не знают их причины?
запахгардении писал(а):
14 авг 2019, 11:43
Татьяна, да Вы - материалистка :!:
Не более, чем Блаватская.
… мысль динамична, и сила мысли, развитая нервной деятельностью, распространяясь наружу, должна влиять на молекулярную взаимосвязь в физическом человеке

… предписанный курс самодисциплины начинается здесь.

Вкратце можно сказать, что по сути своей это курс морального, умственного и физического развития, следующих одновременно – одно бесполезно без другого.

Физический человек должен стать более эфирным и чувствительным; умственный – более проницательным и мудрым; нравственный – более самоотверженным и философски мыслящим.

Можно заметить, что любое чувство сдержанности, даже самопривнесенное, бесполезно.

Не только вся "добродетель" – результат давления физической силы, угроз или взяток (материального или так называемого "духовного" порядка) – совершенно бесполезна человеку, проявляющему ее, с ее лицемерием способным отравлять моральную атмосферу мира, но и желание быть "добродетельным" или "чистым", быть действенным должно быть непроизвольным. Оно должно быть личным импульсом исходящим изнутри, подлинным предпочтением более возвышенного, а не воздержанием от порока из-за боязни закона: не целомудрием, навязанным страхом общественного мнения; не благотворительностью, практикуемой из-за любви к похвале или страха последствий в гипотетической будущей жизни.

В связи с доктриной тенденции повторения действий, которая была обсуждена выше, теперь станет понятно, что рекомендованный оккультизмом курс самодисциплины как единственный путь к долголетию является не "фантастической" теорией, имеющей дело с туманными "идеями", а настоящей научно разработанной системой тренировки.

Это система, благодаря которой каждая частица нескольких человек, составляющих семиричного индивидуума, получает импульс и привычку делать то, что необходимо для определенных целей своей собственной свободной воли, и делать "с удовольствием".

Каждый должен быть научен и совершенен в том, что выполняется с удовольствием.

Это правило в особенности касается примера развития человека.

"Добродетель" может быть большим благом сама по себе — она может вести к самым грандиозным свершениям.

Но для того чтобы стать деятельным, ее необходимо практиковать в бодром настроении, без неохоты или боли.

Как следствие вышеуказанного соображения кандидат на долголетие, начиная свою карьеру, должен приступить к воздержанию от физических желаний, руководствуясь не сентиментальной теорией "правильно-неправильно", а следующей весомой причиной.

Поскольку в соответствии с хорошо известной и в данное время утвердившейся научной теорией его видимая материальная оболочка постоянно обновляет свои частицы, то он, воздерживаясь от удовлетворения желаний, достигнет окончания определенного периода, в течение которого частицы, которые составляли порочного человека, и которым была придана дурная склонность, покинут его.

В то же время неиспользование таких функций будет способствовать блокированию входа новых частиц, имеющих тенденцию повторять указанные действия, на место старых.

И в то время как это является особым следствием по отношению к определенным "порокам", общим результатом воздержания от "уплотненных" поступков будет (видоизменяя хорошо известный дарвиновский закон атрофии в результате неиспользования) постепенное уменьшение того, что мы можем назвать "относительной" плотностью и сцеплением внешней скорлупы (из-за меньшего использования молекул); в то время как убавление ее фактических составляющих компенсируется (как если бы она лежала на весах) увеличением пропуска более эфирных частиц…
"Эликсир жизни"
запахгардении писал(а):
14 авг 2019, 11:43
Т.е. выбиваются как шарики пинг-понга? Не повезло же тому, кому прилетит молекула, от которой Вы избавились. Если серьезно, то делиться своими молекулами, тем более низкого качества не гигиенично, правильнее перерабатывать свой мусор - это и будет трансмутацией.
Вы рассуждаете с эмоциональной и обывательской точки зрения (ой, как не хорошо выкидывать из себя мусор, надо бы мусороперерабатывающий заводик в себе соорудить и нейтрализовать свой мусор прежде, чем выкинуть...).
Блаватская объясняла этот процесс с оккультной точки зрения.
запахгардении писал(а):
14 авг 2019, 11:43
Желание очистить невозможно, его можно преобразовать, трансмутировать, а значит очистить себя от этого желания.
Это Рерих так учила или Вы сами придумали?
И в этом вопросе Блаватская имеет мнение, противоположное вашему.
Очищение желания
Желание становится чистым только тогда, когда оно направлено на чисто абстрактные понятия, когда в нем не остается ни следа, ни намека ни на что «личностное».

Первым шагом к достижению подобной чистоты является подавление всякого желания, направленного на материальные объекты, ибо стремиться к таковым может только физическая личность.

Второй шаг — перестать желать чего-либо для себя, даже если речь идет о таких абстрактных понятиях, как сила, знание, любовь, счастье или репутация, коль скоро все они в основе своей эгоистичны.

Сама жизнь преподаст вам эти уроки, ибо цель всех вышеперечисленных устремлений превращается в ничто в момент ее достижения. Мы должны постичь это на собственном опыте. Интуитивное восприятие улавливает и сообщает нам важную истину — окончательное удовлетворение может быть только в бесконечном; воля превращает эту истину в стойкое убеждение нашего сознания, и желание, с течением времени, целиком и полностью сосредоточивается на Вечном.

Статья впервые опубликована в журнале «Lucifer», vol. I, № 2, October, 1887, p. 133; на русском языке — Блаватская Е.П. Наука жизни. — М., Сфера, 1999. С. 74. Пер. Ю.А.Хатунцева.

http://theosophy.ucoz.ru/index/ochishhe ... nija/0-333

#13
Истинофил
постоянный участник
Сообщения: 2002
Зарегистрирован: 28 фев 2016, 11:39

Психология и теософия

Сообщение Истинофил » 14 авг 2019, 15:34

запахгардении писал(а):
14 авг 2019, 11:43
Бывает, потому что люди чаще всего воспринимают реальность, а не действительность. Действительность - это истинные причины, которые скрыты за пеленой очевидности восприятия земным разумом. Реальность происходящего не всегда отражает действительность, поэтому осознавать происходящее необходимо намного глубже, чтобы приблизиться сознанием к истинным причинам.
Все как раз наоборот - это не Реальность, а Действительность изменчива поскольку действие* подразумевает изменение. А то что меняется не может быть реально. Реальность это Абсолютное Бытие, которые Небытие. Побольше читали бы ЕПБ на место всякую там чепуху, что ли?

* "Действительность" буквально означает "там где происходит действие" или "сцена". Наименование показывает само собой.
Каждому место под солнцем и каждый на своем месте

#14
запахгардении
постоянный участник
Сообщения: 611
Зарегистрирован: 29 янв 2017, 16:36
Флаг: Russia

Психология и теософия

Сообщение запахгардении » 14 авг 2019, 17:05

Татьяна Медведкова писал(а):
14 авг 2019, 15:03
запахгардении писал(а):
14 авг 2019, 11:43
люди чаще всего воспринимают реальность, а не действительность. Действительность - это истинные причины,...
Зачем придумывать собственные определения словам, которые уже имеют свои определения?
К тому же слова реальность и действительность – синонимы.

• РЕА́ЛЬНОСТЬ, -и, ж.
То, что существует на самом деле; действительность. Даже в сказках надо исходить из реальности, из подлинных и интересных жизненных случаев и явлений. Паустовский, Секвойя. О шаровой молнии говорили, что это оптический обман и ничего более. --- Постепенно был собран большой материал, говорящий о том, что шаровая молния — это реальность. Мезенцев, Энциклопедия чудес.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Определение слова действительность в словарях
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Совокупность природных и общественно-исторических явлений, объективный мир, бытие. То, что существует на самом деле; реальность. Реальное существование кого-л., чего-л. Объективные условия, в которых протекает жизнь и деятельность кого-л. Окружающая...
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ж. см. действительный. Объективный мир во всем многообразии его связей, бытие, окружающая обстановка, положение. Литература отражает д. Современная д. * В действительности - так как есть, действительно, на самом деле.
ВикипедияЗначение слова в словаре Википедия
Действительность — осуществлённая реальность во всей своей совокупности — реальность не только вещей, но и овеществлённых идей , целей , идеалов , общественных институтов , общепринятого знания . В отличие от реальности, действительность включает в себе...
Толковый словарь русского языка. Д.Н. УшаковЗначение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
действительности, мн. нет, ж. (книжн.). Бытие какая-н. сфера бытия. Социальная действительность. Художественная действительность. То, что реально существует. Не сон, а действительность. Окружающая обстановка; положение, общий ход вещей. В условиях современной...
Большая Советская ЭнциклопедияЗначение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
объективная реальность как конкретно развитая совокупность природных и общественно-исторических явлений; понятие Д. употребляется также в смысле подлинной реальности, в отличие от видимости. В этом, онтологическом, смысле понятие Д. употреблялось уже в...
Вижу, Вы не захотели далее цитировать статью из Википедии, как только увидели, что речь идет о существенных различиях в этих "синонимах".
В отличие от реальности, действительность включает в себе также всё идеальное, которое приняло вещественный, материальный характер в виде различных продуктов человеческой деятельности — мира техники, общепринятого знания, морали, государства, права. Понятие «действительности» противоположно не понятиям «иллюзия», «фантазия», которые также могут быть осуществлены, а понятию «возможность». Все возможное может стать действительным.
Термин «действительность» носит гносеологический оттенок, в отличие от термина «материя». Противоположностью действительности в актуальной реальности является видимость (кажимость).
Татьяна Медведкова писал(а):
14 авг 2019, 15:03
Вы хотели сказать, что люди наблюдая какие-то события, не знают их причины?
Довольно странный вопрос для теософа. Разумеется, об истинных причинах мы можем догадываться относительно себя лично, если событие не вызвано кармой прошлых воплощений, но относительно каких-то более масштабных событий это под силу только Адептам. Например, пожары в Сибири происходящие уже не первый год, породили множество предположений, но истинная причина не доступна.
Татьяна Медведкова писал(а):
14 авг 2019, 15:03
запахгардении писал(а):
14 авг 2019, 11:43
Татьяна, да Вы - материалистка :!:
Не более, чем Блаватская.
… мысль динамична, и сила мысли, развитая нервной деятельностью, распространяясь наружу, должна влиять на молекулярную взаимосвязь в физическом человеке

… предписанный курс самодисциплины начинается здесь.

Вкратце можно сказать, что по сути своей это курс морального, умственного и физического развития, следующих одновременно – одно бесполезно без другого.

Физический человек должен стать более эфирным и чувствительным; умственный – более проницательным и мудрым; нравственный – более самоотверженным и философски мыслящим.

Можно заметить, что любое чувство сдержанности, даже самопривнесенное, бесполезно.

Не только вся "добродетель" – результат давления физической силы, угроз или взяток (материального или так называемого "духовного" порядка) – совершенно бесполезна человеку, проявляющему ее, с ее лицемерием способным отравлять моральную атмосферу мира, но и желание быть "добродетельным" или "чистым", быть действенным должно быть непроизвольным. Оно должно быть личным импульсом исходящим изнутри, подлинным предпочтением более возвышенного, а не воздержанием от порока из-за боязни закона: не целомудрием, навязанным страхом общественного мнения; не благотворительностью, практикуемой из-за любви к похвале или страха последствий в гипотетической будущей жизни.

В связи с доктриной тенденции повторения действий, которая была обсуждена выше, теперь станет понятно, что рекомендованный оккультизмом курс самодисциплины как единственный путь к долголетию является не "фантастической" теорией, имеющей дело с туманными "идеями", а настоящей научно разработанной системой тренировки.

Это система, благодаря которой каждая частица нескольких человек, составляющих семиричного индивидуума, получает импульс и привычку делать то, что необходимо для определенных целей своей собственной свободной воли, и делать "с удовольствием".

Каждый должен быть научен и совершенен в том, что выполняется с удовольствием.

Это правило в особенности касается примера развития человека.

"Добродетель" может быть большим благом сама по себе — она может вести к самым грандиозным свершениям.

Но для того чтобы стать деятельным, ее необходимо практиковать в бодром настроении, без неохоты или боли.

Как следствие вышеуказанного соображения кандидат на долголетие, начиная свою карьеру, должен приступить к воздержанию от физических желаний, руководствуясь не сентиментальной теорией "правильно-неправильно", а следующей весомой причиной.

Поскольку в соответствии с хорошо известной и в данное время утвердившейся научной теорией его видимая материальная оболочка постоянно обновляет свои частицы, то он, воздерживаясь от удовлетворения желаний, достигнет окончания определенного периода, в течение которого частицы, которые составляли порочного человека, и которым была придана дурная склонность, покинут его.

В то же время неиспользование таких функций будет способствовать блокированию входа новых частиц, имеющих тенденцию повторять указанные действия, на место старых.

И в то время как это является особым следствием по отношению к определенным "порокам", общим результатом воздержания от "уплотненных" поступков будет (видоизменяя хорошо известный дарвиновский закон атрофии в результате неиспользования) постепенное уменьшение того, что мы можем назвать "относительной" плотностью и сцеплением внешней скорлупы (из-за меньшего использования молекул); в то время как убавление ее фактических составляющих компенсируется (как если бы она лежала на весах) увеличением пропуска более эфирных частиц…
"Эликсир жизни"
запахгардении писал(а):
14 авг 2019, 11:43
Т.е. выбиваются как шарики пинг-понга? Не повезло же тому, кому прилетит молекула, от которой Вы избавились. Если серьезно, то делиться своими молекулами, тем более низкого качества не гигиенично, правильнее перерабатывать свой мусор - это и будет трансмутацией.
Вы рассуждаете с эмоциональной и обывательской точки зрения (ой, как не хорошо выкидывать из себя мусор, надо бы мусороперерабатывающий заводик в себе соорудить и нейтрализовать свой мусор прежде, чем выкинуть...).
Блаватская объясняла этот процесс с оккультной точки зрения.

запахгардении писал(а):
14 авг 2019, 11:43
Желание очистить невозможно, его можно преобразовать, трансмутировать, а значит очистить себя от этого желания.
Это Рерих так учила или Вы сами придумали?
И в этом вопросе Блаватская имеет мнение, противоположное вашему.
Очищение желания
Желание становится чистым только тогда, когда оно направлено на чисто абстрактные понятия, когда в нем не остается ни следа, ни намека ни на что «личностное».

Первым шагом к достижению подобной чистоты является подавление всякого желания, направленного на материальные объекты, ибо стремиться к таковым может только физическая личность.

Второй шаг — перестать желать чего-либо для себя, даже если речь идет о таких абстрактных понятиях, как сила, знание, любовь, счастье или репутация, коль скоро все они в основе своей эгоистичны.

Сама жизнь преподаст вам эти уроки, ибо цель всех вышеперечисленных устремлений превращается в ничто в момент ее достижения. Мы должны постичь это на собственном опыте. Интуитивное восприятие улавливает и сообщает нам важную истину — окончательное удовлетворение может быть только в бесконечном; воля превращает эту истину в стойкое убеждение нашего сознания, и желание, с течением времени, целиком и полностью сосредоточивается на Вечном.

Статья впервые опубликована в журнале «Lucifer», vol. I, № 2, October, 1887, p. 133; на русском языке — Блаватская Е.П. Наука жизни. — М., Сфера, 1999. С. 74. Пер. Ю.А.Хатунцева.

http://theosophy.ucoz.ru/index/ochishhe ... nija/0-333
Вы ошибаетесь, если считаете, что ЕПБ подтверждает Вас. Во-первых, молекула это прежде всего энергия, так же как и атомы из которых она "состоит", и выброшены из тела они быть не могут, но заменены. Во вторых, избавиться от желания это не значит подавить его на время (или отпустить на волю молекулу), потому что эта "молекула-желание" вернется вновь и обрушится на породителя с удвоенной, утроенной силой, так как на воле обогащается, нарастает за счет родственных (себе подобных). Только человек способен преобразовывать энергии, иначе бы не было сказано "Вы Боги".
"Перестать желать чего-либо для себя" не реально без накоплений опыта и постепенного очищения понятий этого опыта. Очищение желания по Блаватской - это не желать себе колечко с бриллиантом "на благо своих близких", а не желать это колечко вообще, т.е. мыслить не категориями личности, а общечеловеческими.

#15
запахгардении
постоянный участник
Сообщения: 611
Зарегистрирован: 29 янв 2017, 16:36
Флаг: Russia

Психология и теософия

Сообщение запахгардении » 14 авг 2019, 17:23

Истинофил писал(а):
14 авг 2019, 15:34
запахгардении писал(а):
14 авг 2019, 11:43
Бывает, потому что люди чаще всего воспринимают реальность, а не действительность. Действительность - это истинные причины, которые скрыты за пеленой очевидности восприятия земным разумом. Реальность происходящего не всегда отражает действительность, поэтому осознавать происходящее необходимо намного глубже, чтобы приблизиться сознанием к истинным причинам.
Все как раз наоборот - это не Реальность, а Действительность изменчива поскольку действие* подразумевает изменение. А то что меняется не может быть реально. Реальность это Абсолютное Бытие, которые Небытие. Побольше читали бы ЕПБ на место всякую там чепуху, что ли?
Реальность более высокого плана имеет приоритет над реальностью плана низшего, поэтому первая может быть названа действительностью относительно второй. ЕПБ объясняла это на примере воды, состоящей из кислорода и водорода
Существование кислорода и водорода в виде воды, может быть названо состоянием Не-Бытия, являющимся более реальным Бытием, нежели их существование в виде газов...
Тайная Доктрина т.1 ст.2 шл.2
Истинофил писал(а):
14 авг 2019, 15:34
* "Действительность" буквально означает "там где происходит действие" или "сцена". Наименование показывает само собой.
Изменчивостью обладает очевидность, иначе видимость (кажимость).
Противоположностью действительности в актуальной реальности является видимость (кажимость).
Википедия

#16
Истинофил
постоянный участник
Сообщения: 2002
Зарегистрирован: 28 фев 2016, 11:39

Психология и теософия

Сообщение Истинофил » 14 авг 2019, 17:59

запахгардении писал(а):
14 авг 2019, 17:23
Изменчивостью обладает очевидность, иначе видимость (кажимость).
Противоположностью действительности в актуальной реальности является видимость (кажимость).
Википедия
Вы оставьте в покое эту обывательскую мудрость и думайте своей головой. Реальность это Истинность.
А Действительность (Сансара) это Майя.
Каждому место под солнцем и каждый на своем месте

#17
Аватара пользователя
Константин Зайцев
администратор
Сообщения: 3069
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 03:00
Откуда: Москва
Флаг: Russia
Контактная информация:

Психология и теософия

Сообщение Константин Зайцев » 14 авг 2019, 18:16

В отличие от реальности, действительность включает в себе также всё идеальное, которое приняло вещественный, материальный характер в виде различных продуктов человеческой деятельности — мира техники, общепринятого знания, морали, государства, права. Понятие «действительности» противоположно не понятиям «иллюзия», «фантазия», которые также могут быть осуществлены, а понятию «возможность».
Это мнение какой-то из школ или какого-то человека, не более.
Потому что в западных языках обычно пишут просто reality и по вкусу переводчика переводят то так, то этак.
Потому такое мнение может существовать лишь рамках какой-то российской философской школы.
У нас, опять же можно сказать, в рамках одной из школ, но другой, под реальность понимают абсолютную реальность, а под действительностью - что в данный момент действует на человека, то есть да, иллюзию в ведантическом смысле.
Теория — кум практики

#18
запахгардении
постоянный участник
Сообщения: 611
Зарегистрирован: 29 янв 2017, 16:36
Флаг: Russia

Психология и теософия

Сообщение запахгардении » 14 авг 2019, 20:52

Константин Зайцев писал(а):
14 авг 2019, 18:16

У нас, опять же можно сказать, в рамках одной из школ, но другой, под реальность понимают абсолютную реальность, а под действительностью - что в данный момент действует на человека, то есть да, иллюзию в ведантическом смысле.
Довольно сбивчиво про школы.
Понятно одно, что у "Вашей школы" синонимы очевидность и действительность, а у "Татьяниной школы" - реальность и действительность, т.е. согласованного определения этим трем понятиям у "Ваших школ" нет.
Вообще, речь шла не об абсолютной реальности, что есть Не-Бытие, а об относительной реальности, в которой есть место действительности и очевидности, как противоположностей. Прилагательное "очевидная" к "действительности" в русском языке не применимо, это нелепица. Поэтому, как веданта могла понимать действительность как иллюзию - мне лично не совсем понятно.
Реальность есть абстрактное понятие, в отличие от понятия "действительность", поэтому о майе говорят как об относительной реальности, или еще как об очевидной реальности.

#19
Анна_К
постоянный участник
Сообщения: 2156
Зарегистрирован: 04 дек 2014, 09:42
Откуда: Москва
Флаг: Russia
Контактная информация:

Психология и теософия

Сообщение Анна_К » 14 авг 2019, 22:47

Есть понятие "реальность" со всеми условностями и предрассудками социума, а есть понятие "истинная реальность" - очищенная от всех социумных наслоений и личностных извращений. Вторая позволяет быть осознанным. Первая - нет.

#20
Аватара пользователя
Константин Зайцев
администратор
Сообщения: 3069
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 03:00
Откуда: Москва
Флаг: Russia
Контактная информация:

Психология и теософия

Сообщение Константин Зайцев » 14 авг 2019, 23:12

запахгардении писал(а):
14 авг 2019, 20:52
Довольно сбивчиво про школы.
Отбросим в сторону про школы. Главное, что во многих европейских языках для понятий "реальность" и "действительность" просто нету разных слов.
Теория — кум практики

#21
запахгардении
постоянный участник
Сообщения: 611
Зарегистрирован: 29 янв 2017, 16:36
Флаг: Russia

Психология и теософия

Сообщение запахгардении » 15 авг 2019, 05:06

Константин Зайцев писал(а):
14 авг 2019, 23:12
запахгардении писал(а):
14 авг 2019, 20:52
Довольно сбивчиво про школы.
Отбросим в сторону про школы. Главное, что во многих европейских языках для понятий "реальность" и "действительность" просто нету разных слов.
Ну и плохо, что нету, хотя Ваше утверждение не касается рериховской школы.
Разные слова, разное звучание, разные вибрации, неужели это для теософа не имеет значение, или за абстрактностью понятий и многоязычием станем игнорировать родной язык?

#22
Татьяна Медведкова
постоянный участник
Сообщения: 3263
Зарегистрирован: 29 ноя 2014, 04:41
Откуда: г. Магнитогорск, Челябинской области, Россия.

Психология и теософия

Сообщение Татьяна Медведкова » 15 авг 2019, 07:41

запахгардении писал(а):
14 авг 2019, 11:43
Вижу, Вы не захотели далее цитировать статью из Википедии, как только увидели, что речь идет о существенных различиях в этих "синонимах".
Не захотела не потому, что увидела, что речь идет о различиях, а потому, что различия есть и в словарях разных авторов, но у большинства эти слова – синонимы.
запахгардении писал(а):
14 авг 2019, 11:43
Например, пожары в Сибири происходящие уже не первый год, породили множество предположений, но истинная причина не доступна.
Доступна. Уже разобрались и было сказано, что при СССР оргаизация охраны лесов была иной и таких огромных пожаров не было. Тогда осуществлялся постоянный контроль над всем лесным массивом и все случаи возгорания тушились на ранней стадии, а сейчас все по-другому.
запахгардении писал(а):
14 авг 2019, 11:43
Вы ошибаетесь, если считаете, что ЕПБ подтверждает Вас.
Я не ошибаюсь потому, что я так не считаю.
Это я подтверждаю Блаватскую, а не наоборот.
запахгардении писал(а):
14 авг 2019, 11:43
Во-первых, молекула это прежде всего энергия, так же как и атомы из которых она "состоит", и выброшены из тела они быть не могут, но заменены.
Неужели Вы хотите сказать, что Блаватская ошибалась, когда говорила что «…частицы, которые составляли порочного человека, и которым была придана дурная склонность, покинут его…»?
Или, Вы увидели разницу в словах «покинут и «будут выброшены»?
Кстати, из органов выделения человека что выделяется (выкидывается или покидает организм) – материальные отходы (пот, кал, моча) или энергия?
запахгардении писал(а):
14 авг 2019, 11:43
Во вторых, избавиться от желания это не значит подавить его на время
А кто Вам сказал, что его надо подавить на время?
запахгардении писал(а):
14 авг 2019, 11:43
потому что эта "молекула-желание" вернется вновь и обрушится на породителя с удвоенной, утроенной силой, так как на воле обогащается, нарастает за счет родственных (себе подобных).
Совершено вено. Поэтому желания надо не подавлять, а избавляться от них. Кстати, Блаватская даже объяснила (и довольно подробно) как это делается.
запахгардении писал(а):
14 авг 2019, 11:43
Только человек способен преобразовывать энергии, иначе бы не было сказано "Вы Боги".
Человек не энергии преобразовывает (откуда Вы это взяли?), а себя, свой характер, свои привычки, свою натуру – от эгоистической к альтруистической.
запахгардении писал(а):
14 авг 2019, 11:43
"Перестать желать чего-либо для себя" не реально без накоплений опыта и постепенного очищения понятий этого опыта.
Уж чего-чего, а опыта у человечества более, чем достаточно. И у человечества в целом, и у каждого отдельного человека. Жаль только, не привык человек (и человечество) обдумывать и анализировать свой опыт.
запахгардении писал(а):
14 авг 2019, 11:43
Изменчивостью обладает очевидность, иначе видимость (кажимость).
На самом деле изменчивостью «обладает весь этот проявленный мир, который сам по себе является вечно меняющейся иллюзией.
Непонятно, правда, к чему Вы вообще завели этот разговор про реальность, действительность, и изменчивость?
запахгардении писал(а):
14 авг 2019, 11:43
Разные слова, разное звучание, разные вибрации, неужели это для теософа не имеет значение, или за абстрактностью понятий и многоязычием станем игнорировать родной язык?
А ничего, что происхождение многих слов в нашем родном языке, инородное?
Например в словаре Даля вообще нет слова реальность» , а в словаре иностранных слов написано, что слово «реальность» происходит от позднелатинского realis – вещественный.
Далее, в словаре Даля написано:
действенный, действительный.
Действительно – в (на) самом деле, истинно, в самой вещи, точно, верно, по правде. Действительность
.

#23
Истинофил
постоянный участник
Сообщения: 2002
Зарегистрирован: 28 фев 2016, 11:39

Психология и теософия

Сообщение Истинофил » 15 авг 2019, 09:14

Константин Зайцев писал(а):
14 авг 2019, 23:12
Отбросим в сторону про школы. Главное, что во многих европейских языках для понятий "реальность" и "действительность" просто нету разных слов.
Ну да, тут русский язык "круче".
Я слышал, что у эскимосов 7 конкретных слова для снега. Возможно и больше.
Для обывателя снег это снег, а вот для эскимосов нет.

По моему разницу между Реальности и Действительности примерно такова как разницу между Истиной (Прамартхасатья) и Правдой (Самвритисатья).

:hi
Каждому место под солнцем и каждый на своем месте

#24
Татьяна Медведкова
постоянный участник
Сообщения: 3263
Зарегистрирован: 29 ноя 2014, 04:41
Откуда: г. Магнитогорск, Челябинской области, Россия.

Психология и теософия

Сообщение Татьяна Медведкова » 15 авг 2019, 13:20

Истинофил писал(а):
15 авг 2019, 09:14
Константин Зайцев писал(а):
14 авг 2019, 23:12
Отбросим в сторону про школы. Главное, что во многих европейских языках для понятий "реальность" и "действительность" просто нету разных слов.
Ну да, тут русский язык "круче".
Я слышал, что у эскимосов 7 конкретных слова для снега. Возможно и больше.
Для обывателя снег это снег, а вот для эскимосов нет.

По моему разницу между Реальности и Действительности примерно такова как разницу между Истиной (Прамартхасатья) и Правдой (Самвритисатья).

:hi
Истинофил, не Прамартхасатья, а Парамартхасатья.
Впрочем, это не так уж важно.
Важно, что Вы суть верно поняли (имхо).
САМВРИТИСАТЬЯ (Санскр.) Истина, перемешанная с ложными умозаключениями (Самврити); противоположность абсолютной истины - или Парамартхасатьи, самосознания в абсолютной истине или реальности.

#25
Ответить