Кашмирский шиваизм

Для тем, подпадающих под вторую цель Теософического Общества - сравнительное изучение религий, наук и философии.
Ответить
Аватара пользователя
Эдвард Романов
администратор
Сообщения: 2750
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 19:52
Флаг: Russia

Кашмирский шиваизм

Сообщение Эдвард Романов » 12 ноя 2019, 12:17

За последнее время я ознакомился со следующими трудами философской школы Индии, называемой востоковедами Кашмирский шиваизм:
Абхинавагупта:
1) Абхинавагупта тантрасара (Сущность тантры)
2) Аннутараштика
3) Гитартхасанграха
4) Панчадашика
5) Парамартхасара

Абинатх Махакалабхайрава Джайядхар
6) Бхайрава Кали Дхарма

Бхайравананда
7) Явление Бхайравы

Бхакта Калата
8) Сканда-карика

Васугупта
9) Шива-сутра

10) Виджняна Бхайрава тантра

Гаудапада
11) Мандукья-карика

Кшемараджа
12) Пратьябхидня-хридая

И скажу вам, что классические фундаментальные труды кашмирского шиваизма, или как еще его называют Трика (санскр. त्रिक, trika IAST — «троица») - это очень крутая система.

Вики сообщает по этому поводу:
Среди многочисленных даршан индийской философии кашмирский шиваизм характеризуется различными учёными как идеалистический монизм[1], (абсолютный идеализм, теистический монизм[2], реалистический идеализм[3], фундаменталистский монизм[3]), а также как нейтральный монизм[4].
Я не очень понимаю, с какой стати они относят Адвайту к идеалистическому монизму. Считаю это неверной трактовкой, родившейся из непонимания принципа Адвайты. Адвайта не есть монизм.

Да, сознание для кашмирских шиваитов является единственной реальностью, но совсем не в том смысле как это принято у идеалистов, отвергающих реальность того, с чем они эмпирически соприкасаются. Как минимум Спанда - дрожь, пульсация, вибрация признается, а это по идее тоже самое, что и понятие различных видов энергии. Более того и любой видимый объект объявляется этой самой вибрацией.
Но скажите, а разве это не так с позиций современной физической науки? За каждым атомом стоит вибрация. Электрон - проявляет как корпускулярные так и волновые характеристики.
Кашмирский шиваизм возник в восьмом[5] — девятом столетии[6][7] в Кашмире и добился значительных результатов в области философии и теологии до конца двенадцатого столетия[8].
И похоже он находится в чрезвычайной связке с учениями как Упанишад, так и учений которые дали основание Тантрическому буддизму.

В конце концов, Удияна на которую ссылаются восточные мудрецы не так далека от Кашмира. (Если конечно мы не будем понимать под Удияной другое место - там где в свое время жил Нагарджуна в южной части Индии).

#1
Аватара пользователя
frithegar
постоянный участник
Сообщения: 2001
Зарегистрирован: 18 дек 2015, 12:20
Откуда: Украина

Кашмирский шиваизм

Сообщение frithegar » 12 ноя 2019, 13:46

Эдвард Романов писал(а):
12 ноя 2019, 12:17
Адвайта не есть монизм.
Адвайта - буквально "не двойственность", в смысле "отсутствие другого". Когда есть только Атман и Атман - это Я.
Но насколько сложно это все понимать в правильном смысле. Потому и не хотят. Зачем это все ... Но хоть что-то надо все-таки понимать. Что-то признавать поверх себя, хотя бы. А то "монизм" это синоним эгоизма в самом примитивном смысле этого слова

#2
Аватара пользователя
frithegar
постоянный участник
Сообщения: 2001
Зарегистрирован: 18 дек 2015, 12:20
Откуда: Украина

Кашмирский шиваизм

Сообщение frithegar » 12 ноя 2019, 13:51

... когда есть только самость. Причем не важно в чем она выражается. В самовозвеличивании или же в самоуничижении. Обычно, и то и другое попеременно. Опасные качели, когда можно вылететь либо с одной либо с дургой стороны. ... Либо самокопание, самоедство, самооправдание, самоуспокоение. И т.д., и т.д., и т.д. до бесконечности. Когда бегаешь вокруг этого одного единственного колышка как козленок. Пока есть травка, еще ничего. Когда оканчивается - начинают рваться с цепи ... Всё это есть НЕВЕЖЕСТВО!

#3
Аватара пользователя
Александр Дущенко-dusik_ie
постоянный участник
Сообщения: 5085
Зарегистрирован: 12 сен 2015, 08:12
Откуда: Сумы. Украина
Флаг: Ukraine

Кашмирский шиваизм

Сообщение Александр Дущенко-dusik_ie » 12 ноя 2019, 14:08

Эдвард Романов писал(а):
12 ноя 2019, 12:17
Да, сознание для кашмирских шиваитов является единственной реальностью, но совсем не в том смысле как это принято у идеалистов, отвергающих реальность того, с чем они эмпирически соприкасаются. Как минимум Спанда - дрожь, пульсация, вибрация признается, а это по идее тоже самое, что и понятие различных видов энергии. Более того и любой видимый объект объявляется этой самой вибрацией.
Но скажите, а разве это не так с позиций современной физической науки? За каждым атомом стоит вибрация. Электрон - проявляет как корпускулярные так и волновые характеристики.
Ну и на мешано у Вас...
Скажите, если Брахма четвероликий, каждый лик читает одну из Вед. Эта Песнь декламируется Брахмой весь период существования Манвантары, как только Песнь прекращается - Вселенная прекращает существовать.

У буддистов - все существование это поток Дхарм - принцип тот же, обрисовка другая.
По видимому, Вы этого не знали и нашли только у этих убогих сектантов (ничем не лучше вайшнавов). Как же Вы тогда анализировали другие философии Востока, если этого главного принципа (мимолетности, текучести, иллюзорности) не знали?

#4
Аватара пользователя
Эдвард Романов
администратор
Сообщения: 2750
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 19:52
Флаг: Russia

Кашмирский шиваизм

Сообщение Эдвард Романов » 12 ноя 2019, 15:14

Александр Дущенко-dusik_ie писал(а):
12 ноя 2019, 14:08
Ну и на мешано у Вас...
Честно говоря я не понял что Вы хотели сказать. Но то о чем я хотел сказать, обсуждая вопрос адвайтистского по своей сути учения кашмирского шиваизма, так это то, что он идет в единой связке со взглядами, которые порождены Нагарджуной. Хотя казалось бы это разные религиозно-философские течения, и не просто разные, но считающиеся конфликтными друг другу, тем не менее, что касается йогачара-мадхьямика-сватантрика Шантаракшиты (8 в.) и его ученика Камалашилы, так и даже более раннего Асанги (3 в.), так и упомянутой мною в первом посте темы труд Гаудапады (6–7 вв.) Мандукья-карика, который был предшественников Шанкары, да и сам Шанкара (7-8 вв.) - все они пользуются Учением Мадхьямака.

Негативная диалектика Нагарджуны просматривается в работах всех крупных Адвайта-философов Востока. Нагарджуна был действительно трансконфессиональный мыслитель в этом плане. Я пока считаю именно Учение Нагарджуны первоисточником Адвайты, которая получила расцвет как Веданте, Кашмирском шиваизме, так и Аннутара-йога-тантрах Ваджраяны.

В учении Нагарджуны интеллектуализм просто зашкаливает. Его учение явно не для средних умов, но в трудах основателей и адептов Трика, это учение связано с сердцем и это делает его живым.

#5
Аватара пользователя
Александр Дущенко-dusik_ie
постоянный участник
Сообщения: 5085
Зарегистрирован: 12 сен 2015, 08:12
Откуда: Сумы. Украина
Флаг: Ukraine

Кашмирский шиваизм

Сообщение Александр Дущенко-dusik_ie » 12 ноя 2019, 15:52

Эдвард Романов писал(а):
12 ноя 2019, 15:14
Честно говоря я не понял что Вы хотели сказать.
Спанда или вибрация. В проявлении нет ничего кроме этой "вибрации"(близкий и одновременно отдаляющий от понимания термин) - все есть сочетание (сканды) одновременно проявляющихся вибраций - и материальный объект, и сознание, и всякое движение-событие - это мгновенное проявление этих спанд (дхарм или слов). Они проявляются и сразу исчезают, за ними появляется следующая волна и т.д.
Эдвард Романов писал(а):
12 ноя 2019, 15:14
адвайтистского по своей сути учения кашмирского шиваизма, так это то, что он идет в единой связке со взглядами, которые порождены Нагарджуной.
Кашмирский шиваизм не философия, а религиозно-мистическая секта - упор на йогу и поклонение Шиве/Шакти. Это есть просто попытка на новой волне (современности) реанимировать тантра-йогу, которая снискала себе, в свое время, плохую репутацию.

Сопоставлять Шанкарачарью и Нагарджуну, в принципе можно, только один говорит - Все есть Брахман, а другой - все пустотно (не обладает самобытием или вещью в себе)
Эдвард Романов писал(а):
12 ноя 2019, 15:14
В учении Нагарджуны интеллектуализм просто зашкаливает. Его учение явно не для средних умов, но в трудах основателей и адептов Трика, это учение связано с сердцем и это делает его живым.
Ну, это Ваше субъективное мнение.

#6
Аватара пользователя
Эдвард Романов
администратор
Сообщения: 2750
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 19:52
Флаг: Russia

Кашмирский шиваизм

Сообщение Эдвард Романов » 12 ноя 2019, 16:10

Александр Дущенко-dusik_ie писал(а):
12 ноя 2019, 15:52
Ну, это Ваше субъективное мнение.
Мое субъективное мнение, помимо выше перечисленных в этой теме, сложилось по влиянием следующих трудов:
1) Нагарджуна. Мула-мадхъямака-карика
2) Нагарджуна, 70 строф о пустотности
3) Андросов В.П. Некоторые аспекты идеологии Нагарджуны по тексту «Ратна-авали».
4) Андросов В.П. Нагарджуна и его учение.

При этом я здесь не упоминаю труды по Адвайта-Веданте и в принципе по Веданте, с которыми мне удалось познакомиться.

#7
Аватара пользователя
Александр Дущенко-dusik_ie
постоянный участник
Сообщения: 5085
Зарегистрирован: 12 сен 2015, 08:12
Откуда: Сумы. Украина
Флаг: Ukraine

Кашмирский шиваизм

Сообщение Александр Дущенко-dusik_ie » 12 ноя 2019, 16:25

Эдвард Романов писал(а):
12 ноя 2019, 16:10
Мое субъективное мнение, помимо выше перечисленных в этой теме, сложилось по влиянием следующих трудов: ...
Хорошо, но почему Вы все время топите, что "это всё" какой-то автор придумал - то ли Нагарджуна, то ли еще кто?
А почему не предположить, что они были Посвященные и продвигали разными способами и в разных условиях одну и ту же безвременную мудрость, которая не имеет ни автора ни названия?

#8
Аватара пользователя
Эдвард Романов
администратор
Сообщения: 2750
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 19:52
Флаг: Russia

Кашмирский шиваизм

Сообщение Эдвард Романов » 12 ноя 2019, 20:16

Александр Дущенко-dusik_ie писал(а):
12 ноя 2019, 16:25
...но почему Вы все время топите, что "это всё" какой-то автор придумал - то ли Нагарджуна, то ли еще кто?
А почему не предположить, что они были Посвященные и продвигали разными способами и в разных условиях одну и ту же безвременную мудрость, которая не имеет ни автора ни названия?
Потому что формат текстового общения ограничивает то, что можно сказать в одном сообщении. Я хотел подчеркнуть связь различных религиозно-философских систем, исторически известных персоналий, которые оставили свои труды следующим поколениям философов.
И ограничился только этим.

Но можно задаться другими вопросами - и соответственно выразить ту мысль, о которой говорите Вы. Шиваизм вообще древнейшая религиозно-философская система мира, как утверждается исследователями. И в своей первобытной древности превосходит Ведическое учение. Но правда не в плане текстовых произведений, но религиозного культа.

Шиваизм очень разный в своих течениях. К примеру недавно обсуждаемая Локаята - плод наследия шиваистких материнских практик, во главе которой энергетическое видение мира. В философском наследии Индии много переплетено и взаимосвязано, и при этом может быть конфликтно друг другу, что не мешает различным системам заимствовать у оппонента взгляды и терминологию. Но я опять ушел не в ту сторону повествования, о которой хотели услышать Вы.

Честно говоря был бы рад услышать Вашу позицию на этот счет и рассказ, где и как Посвященные излагали свои идеи. Хорошо, если назовете характерных представителей, а также объясните почему мы считаем их Посвященными в единую Мистерию, при том, что они зачастую были жесткими оппонентами другу другу в философских диспутах.

#9
Lindon
постоянный участник
Сообщения: 170
Зарегистрирован: 24 сен 2015, 15:36

Кашмирский шиваизм

Сообщение Lindon » 14 ноя 2019, 18:15

Эдвард Романов:
"Вики сообщает по этому поводу:
"Среди многочисленных даршан индийской философии кашмирский шиваизм характеризуется различными учёными как идеалистический монизм[1], (абсолютный идеализм, теистический монизм[2], реалистический идеализм[3], фундаменталистский монизм[3]), а также как нейтральный монизм[4]."
Я не очень понимаю, с какой стати они относят Адвайту к идеалистическому монизму. Считаю это неверной трактовкой, родившейся из непонимания принципа Адвайты. Адвайта не есть монизм."

А где, где они (т.е. Вики, как понимаю), относят Адвайту к монизму? В статье об Адвайта-Веданта нет слова "монизм". Да и на сайте "Мир Адвайты", приводятся слова "Абхинавагупта, выдающийся мыслитель кашмирского шиваизма 11 века" о том, что "«понятие абсолютного существования Брахмана, вместе с авидьей в качестве его упадхи (побочного элемента, примыкающего к Нему) нельзя принять за точное представление чистого монизма», так как это подразумевает извечное существование двух сущностей – Брахмана и Вселенского неведения (Ишварапратьябхиджнявивритивимаршини, III. 404). Это равнозначно двойственности."
http://advaitaworld.com/blog/kashmir-shaivism/1726.html

#10
Аватара пользователя
Эдвард Романов
администратор
Сообщения: 2750
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 19:52
Флаг: Russia

Кашмирский шиваизм

Сообщение Эдвард Романов » 14 ноя 2019, 20:54

Lindon писал(а):
14 ноя 2019, 18:15
А где, где они (т.е. Вики, как понимаю), относят Адвайту к монизму?
Посмотрите, Вы же процитировали ее в своем же сообщении, взяв часть текста в моем посте:
"Вики сообщает по этому поводу:
"Среди многочисленных даршан индийской философии кашмирский шиваизм характеризуется различными учёными как идеалистический монизм[1],
смотрим по ссылке [1] - Kashmir Shaivism: The Secret Supreme, Swami Lakshmanjoo, pp. 103

На сайте исследователя весьма достойная информация:
https://www.lakshmanjooacademy.org/kash ... etsupreme/

#11
Аватара пользователя
Эдвард Романов
администратор
Сообщения: 2750
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 19:52
Флаг: Russia

Кашмирский шиваизм

Сообщение Эдвард Романов » 14 ноя 2019, 21:11

В России есть объемная исследовательская монография Натальи Исаевой, прослеживающая развитие мыслей ранней Веданты до доктрин Кашмирского шиваизма:

Исаева Н.В. Слово, творящее мир. От ранней веданты к кашмирскому шиваизму: Гаудапада, Бхартрихари, Абхинавагупта.

#12
Ответить