Апокрифы

Для тем, подпадающих под вторую цель Теософического Общества - сравнительное изучение религий, наук и философии.
Ответить
Дмитрий Серебряков
постоянный участник
Сообщения: 1190
Зарегистрирован: 02 дек 2014, 01:32
Откуда: Беларусь
Флаг: Belarus

Апокрифы

Сообщение Дмитрий Серебряков » 11 дек 2019, 09:28

Апо́криф (от др.-греч. ἀπό-κρῠφος — «скрытый, сокровенный, тайный»[1] ← др.-греч. ἀπο- — «приставка со значением: прошлого» + др.-греч. κρύφος, κρυφός, κρυπτός — «скрытый») — произведение религиозной литературы (иудейской и христианской), посвящённое по преимуществу событиям и лицам Священной (ветхо- и новозаветной) и церковной истории, не включённое в канон Церковью (а ветхозаветный апокриф — также и иудейской синагогой)[2]. Такое понимание апокрифа применительно к ветхозаветным апокрифам используется в православии и католицизме[2]. При этом в Русской православной церкви книги, не входящие в состав иудейского канона, но входящие в состав Библии именуются не апокрифами, а неканоническими книгами[3].

В протестантизме и иудаизме термином «апокрифы» именуются так называемые неканонические (второканонические) книги, входящие в состав Ветхого Завета в православии и католицизме, но не входящие в еврейскую Библию[4][5][6]. Книги, называемые апокрифами в православии и католицизме, в протестантизме именуются псевдоэпиграфами[7]. В данной статье под апокрифами, если не оговорено особо, понимаются произведения, не входящие в состав Ветхого и Нового Завета в православии[8].

Апокрифы как Нового, так и Ветхого заветов являются запрещёнными для чтения в церкви. Клириков, которые используют их для чтения в храме, Христианская церковь лишает сана[9]. Однако содержание апокрифов часто становилось Священным Преданием Христианской церкви. Так, по мнению Владимира Лосского, источником Священного Предания могут быть и христианские апокрифы: «Церковь умеет извлечь из них то, что может полнить и иллюстрировать события, о которых умалчивает Писание, но которые Предание считает достоверными»[10].

Например, «Евангелие от Марии» — апокрифический текст, написанный во II веке на коптском языке, найденный в Каире в 1850 году доктором Карлом Райнхардтом (англ.)русск., но впервые опубликованный лишь в 1955 году.

Данный текст появляется в Берлинском кодексе (рукописная книга Ахмима). Эта рукопись содержит отрывки трёх текстов: собственно «Евангелие от Марии» (Магдалины), «Апокриф Иоанна» и софию Иисуса Христа («Пистис София»). В манускрипте Евангелия от Марии, единственная версия которого была найдена именно в рукописи Ахмима, отсутствуют страницы с первой по шестую и с 11-й по 14-ю. До нашего времени дошёл лишь небольшой отрывок.

Содержание

По просьбе апостола Петра «Скажи нам слова Спасителя, которые ты вспоминаешь, которые знаешь ты, не мы, и которые мы и не слышали» Мария Магдалина рассказывает логии Иисуса Христа о душе, четырех властях и семи формах. Андрей выражает сомнение в правдивости ее слов: «Я не верю, что Спаситель это сказал. Ведь эти учения суть иные мысли». Петр также сомневается, считая, что Спаситель не мог говорить с женщиной втайне от них. Мария расплакалась из-за недоверия ее словам. В ее защиту встал Левий, сказав «если Спаситель счел ее достойной, кто же ты, чтобы отвергнуть ее? Разумеется, Спаситель знал ее очень хорошо. Вот почему он любил ее больше нас» и предложив разойтись и проповедовать евангелие «облекшись совершенным человеком» «не ставя другого предела, ни другого закона, кроме того, что сказал Спаситель».

1. ... Материя тогда разрушится или нет?

2. Спаситель сказал: "Все существа, все создания, все творения пребывают друг в друге и друг с другом; и они снова разрешатся в их собственном корне.

3. Ведь природа материи разрешается в том, что составляет ее единственную природу.

4. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!"

5. Петр сказал ему: "Коли ты разъяснил нам все вещи, скажи нам еще это: что есть грех мира?"

6. Спаситель сказал: "Нет греха, но вы те, кто делает грех, когда вы делаете вещи, подобные природе разврата, которую называют "грех".

7. Вот почему благо сошло в вашу среду к вещам всякой природы, дабы направить ее к ее корню".

8. Далее он продолжил и сказал: "Вот почему вы болеете и умираете, ибо вы [любите] то, что [ вас] обманывает. Тот, кто постигает, да постигает! Материя породила страсть, не имеющую подобия, которая произошла от чрезмерности. Тогда возникает смятение во всем теле".

9. Вот почему я сказал вам: "Крепитесь, и, если вы ослабли, крепите же себя пред разными формами природы.

10. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!"

11. Сказав это, блаженный простился со всеми ими и сказал: "Мир вам! Мой мир, приобретите его себе! Берегитесь, как бы кто-нибудь не ввел вас в заблуждение, говоря: "Вот, сюда!" или "Вот, туда!"

12. Ибо Сын человека внутри вас. Следуйте за ним! Те, кто ищет его, найдут его. Ступайте же и проповедуйте евангелие царствия. Не ставьте предела кроме того, что я утвердил вам, и не давайте закона как законодатель, дабы вы не были схвачены им".

13. Сказав это, он удалился.

14. Они же были в печали, пролили обильные слезы и сказали: "Как пойдем -мы к язычникам и проповедуем евангелие царствия Сына человека? Если они не сберегли его, как они сберегут нас?"

15. Тогда Мария встала, приветствовала всех их и сказала своим братьям: "Не плачьте, не печальтесь и не сомневайтесь, ибо его благодать будет со всеми вами и послужит защитой вам. Лучше же восхвалим его величие, ибо он приготовил нас и сделал нас людьми".

16. Сказав это, Мария обратила их сердца ко благу, и они начали рассуждать о словах Спасителя.

17. Петр сказал Марии: "Сестра, ты знаешь, что Спаситель любил тебя больше, чем прочих женщин.

18. Скажи нам слова Спасителя, которые ты вспоминаешь, которые знаешь ты, не мы, и которые мы и не слышали".

19. Мария ответила и сказала: "То, что сокрыто от вас, я возвещу вам это".

20. И она начала говорить им такие слова: "Я, - сказала она, - я созерцала Господа в видении, и я сказала ему: "Господи, я созерцала тебя сегодня в видении".

21. Он ответил и сказал мне: "Блаженна ты, ибо ты не дрогнула при виде меня.

22. Ибо где ум, там сокровище".

23. Я сказала ему: "Господи, теперь скажи: тот, кто созерцает видение,- он созерцает душой [или] духом? "

24. Спаситель ответил мне и сказал: "Он не созерцает душой и не духом, но ум, который между двумя,- и [тот, который созерцает видение, и он...".

25. И вожделение сказало: "Я не увидела тебя нисходящей, но теперь вижу тебя восходящей. Почему же ты лжешь, принадлежа мне?"

26. Душа ответила и сказала: "Я увидела тебя. Ты меня не увидела и меня не узнала. Я была Для тебя как одеяние, и ты меня не узнала".

27. Сказав это, она удалилась в великом ликовании.

28. Снова она пришла к третьей власти, именуемой "Незнание".

29. Она спросила душу, сказав: "Куда ты идешь? Лукавство схватило тебя. Но ты схвачена. Не суди! "

30. И душа сказала: "Почему ты судишь меня, хотя я не судила? Я была схвачена, хотя не схватила. Меня не познали, я же, я познала, что все подлежит разрешению, будь то вещи земные, будь то небесные".

31. Устранив третью власть, душа поднялась выше и увидела четвертую власть в семи формах.

32. Первая форма - это тьма; вторая - вожделение; третья - незнание; четвертая - смертная ревность; пятая - царствие плоти; шестая - лукавство плоти; седьмая - яростная мудрость.

33. Это семь господств гнева.

34. Они вопрошают душу:"Откуда идешь ты, убивающая людей? " - или: "Куда направляешься ты, поглощающая пространства?"

35. Душа ответила и сказала: "Что хватает меня, убито; что опутывает меня, уничтожено; вожделение мое пришло к концу, и незнание умерло. В [мире] я была разрешена от мира (вар. : миром) и в отпечатке отпечатком свыше. Узы забвения временны; отныне я достигну покоя времени, вечности, в молчании".

36. Сказав это, Мария умолкла, так как Спаситель говорил с ней до этого места.

37. Андрей же ответил и сказал братьям: "Скажите-ка, что вы можете сказать по поводу того, что она сказала. Что касается меня, я не верю, что Спаситель это сказал. Ведь эти учения суть иные мысли".

38. Петр ответил и сказал по поводу этих самых вещей.

39. Он спросил их о Спасителе:"Разве говорил он с женщиной втайне от нас, неоткрыто? Должны мы обратиться и все слушать ее? Предпочел он ее более нас?"

40. Тогда Мария расплакалась и сказала Петру: "Брат мой Петр, что же ты думаешь? Ты думаешь, что я сама это выдумала в моем уме или я лгу о Спасителе? "

41. Левий ответил и сказал Петру: "Петр, ты вечно гневаешься. Теперь я вижу тебя состязающимся с женщиной как противники.

42. Но если Спаситель счел ее достойной, кто же ты, чтобы отвергнуть ее? Разумеется, Спаситель знал ее очень хорошо. Вот почему он любил ее больше нас. Лучше устыдимся! И облекшись совершенным человеком, удалимся, как он велел, и проповедуем евангелие, не ставя другого предела, ни другого закона, кроме того, что сказал Спаситель".

43. Когда и они начали уходить, возглашать и проповедовать.

"Евангелие от Марии"

#1
Ответить