Факиры

Друзья, если вы не знаете куда разместить вашу тему, то просим вас размещать ее сюда. Так же просим размещать сюда темы, касающиеся искусства, творчества и т. п.
Ответить
Анатолий Семёнов
постоянный участник
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 26 апр 2015, 23:43
Откуда: Дмитров (МО) не член РТО
Контактная информация:

Факиры

Сообщение Анатолий Семёнов » 11 мар 2020, 14:16

Хотелось бы побольше узнать о факирах, но в сети очень мало информации на эту тему.
Если кто может посоветовать книгу или исследовательскую статью, пусть даже на английском языке, буду очень признателен. :hi

P. S. То, что об этом написано у Блаватской мне известно, хотелось бы услышать мнение сторонних авторов
"..долг каждого человека, способного на лишенное эгоизма побуждение, сделать что-либо хотя бы самое малое для Общего Блага"

#1
Аватара пользователя
Константин Зайцев
администратор
Сообщения: 3768
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 03:00
Откуда: Москва
Флаг: Russia
Контактная информация:

Факиры

Сообщение Константин Зайцев » 11 мар 2020, 14:49

Луи Жаколио. ФАКИРЫ-ОЧАРОВАТЕЛИ (Очерки Индии)
http://www.theosophy.ru/lib/jacolio.htm
Теория — кум практики

#2
Анатолий Семёнов
постоянный участник
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 26 апр 2015, 23:43
Откуда: Дмитров (МО) не член РТО
Контактная информация:

Факиры

Сообщение Анатолий Семёнов » 11 мар 2020, 15:01

Спасибо. Эту книгу я читал, есть некоторые пересечения с РИ, которые и хотелось бы узнать получше, но данное произведение больше художественное.

А так получается, что факт наличия факиров и их способностей есть, никем не оспаривается, но неужели должного изучения этого явления нет?
"..долг каждого человека, способного на лишенное эгоизма побуждение, сделать что-либо хотя бы самое малое для Общего Блага"

#3
sova
постоянный участник
Сообщения: 1894
Зарегистрирован: 25 дек 2016, 21:03

Факиры

Сообщение sova » 11 мар 2020, 15:22

Анатолий Семёнов писал(а):
11 мар 2020, 15:01
А так получается, что факт наличия факиров и их способностей есть, никем не оспаривается, но неужели должного изучения этого явления нет?
Изучайте. Маленький шарик движется так, будто привязан ниткой примерно к точке на лбу и он рукой эту нитку отклоняет, таща шарик за собой, а дальше он большие шары держит в столбик на голове, хотя на вид они вполне круглые и твёрдые.
Моё молчание не означает согласие. Да-да, иногда молчание -- это просто молчание.

#4
Аватара пользователя
Владимир
постоянный участник
Сообщения: 3102
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 16:25
Откуда: Смоленск. Не член ТО
Флаг: Russia

Факиры

Сообщение Владимир » 11 мар 2020, 15:42

Фокусник.

#5
Артур
постоянный участник
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 25 фев 2019, 00:11

Факиры

Сообщение Артур » 11 мар 2020, 17:18

Анатолий Семёнов писал(а):
11 мар 2020, 14:16
Хотелось бы побольше узнать о факирах, но в сети очень мало информации на эту тему.
В учении Г.И.Гурджиева рассматривается, в частности, "путь факира".
Привожу ниже лишь два отрывка:


1).
На следующей встрече Гурджиев начал с того, на чём остановился в конце предыдущей.
— В прошлый раз я говорил вам, – заявил он, – что бессмертие не является прирождённым свойством. Но человек может приобрести бессмертие. Все существующие общеизвестные пути к бессмертию можно разделить на три категории:
1. Путь факира.
2. Путь монаха.
3. Путь йогина.
"Путь факира – это путь борьбы с физическим телом, путь работы над первой комнатой. Это долгий, трудный и ненадёжный путь. Факир стремится к развитию физической воли, власти над телом. Это достигается посредством ужасных страданий, истязаний тела. Весь путь факира состоит из различных невероятно трудных упражнений. Факир или стоит, не двигаясь, в одном и том же положении целыми часами, днями, месяцами, годами; или сидит с вытянутыми руками на голом камне под лучами солнца, под дождём и снегом; или истязает себя огнем, кладет ноги в муравейник и т.п. Если он не заболеет и не умрёт ещё до того, как в нём разовьётся то, что можно назвать физической волей, тогда он достигнет четвёртой комнаты, т.е. возможности формировать четвёртое тело. Однако другие его функции – эмоциональная, интеллектуальная и так далее – остаются неразвитыми. Он приобрёл волю, но у него нет ничего, к чему ее приложить; он не в состоянии воспользоваться ею для приобретения знания или для самосовершенствования. Как правило, он уже слишком стар, чтобы начинать новую работу.
"Но там, где есть школы факиров, есть также и школы йоги. Йогины обыкновенно следят за факирами; если факир достигает того, к чему он стремился, и если он ещё не слишком стар, его берут в школу йоги. Там его сначала лечат, восстанавливают способность двигаться, а затем начинают учить. Как маленькому ребёнку, ему приходится учиться ходьбе и речи. Но теперь он обладает волей, которая преодолела на его пути невероятные трудности; и эта воля поможет ему преодолеть трудности второй части пути, а именно, трудности развития интеллектуальных и эмоциональных функций.
"Вы не можете себе представить, каким трудностям подвергается факир. Не знаю, видели ли вы подлинных факиров. Я встречал многих из них; например, я видел близко одного факира во внутреннем дворе индийского храма, даже спал возле него. День и ночь в течение двадцати лет он стоял на кончиках пальцев рук и ног – и уже не мог выпрямиться. Ученики переносили его с места на место, носили на реку и мыли, как неодушевлённый предмет. Но это было достигнуто не сразу. Подумайте, что ему пришлось преодолеть, какие мучения перетерпеть, чтобы достичь этой стадии.
"Человек становится факиром не потому, что понимает возможности и результаты этого пути; он становится факиром из-за религиозного чувства. В странах Востока, где есть факиры, имеется один обычай: там принимают обет отдать факирам ребёнка, рожденного после какого-то счастливого события. Кроме того, факиры часто берут к себе сирот или просто покупают маленьких детей у бедных родителей. Эти дети становятся учениками, подражают учителю (или их заставляют подражать ему); некоторые ограничиваются внешним подражанием, но часть из них становятся впоследствии настоящими факирами.
"Кроме этих людей, есть ещё и такие, которые становятся факирами потому, что их поразил какой-нибудь факир. В храмах около каждого факира можно видеть подражателей, которые сидят или стоят в той же позе. Конечно, это делается недолго, но всё же иногда в течение нескольких часов. Бывает, что человек, случайно вошедший в храм в день празднества и начавший подражать какому-нибудь особо поразившему его факиру, больше не возвращается домой, присоединяется к толпе учеников факира и через некоторое время сам становится факиром. Вы должны понять, что я пользуюсь словом "факир" в особом смысле. В Персии "факир" означает просто нищего; в Индии очень многие фокусники называют себя факирами. А европейцы, особенно учёные, часто дают имя факира йогинам или монахам странствующих орденов.
"Но в действительности пути факира, монаха и йогина совершенно различны. Пока что я говорил о пути факира; это первый путь.

[П.Д.Успенский. В ПОИСКАХ ЧУДЕСНОГО. Глава 2. Стр. 33-34]


2).
"Если представить человечество в виде четырёх концентрических кругов, то можно вообразить на окружности третьего круга четыре входа в третий внутренний круг; через них могут проходить люди механического круга. "Входы соответствуют четырём описанным ранее путям. "Первый путь – это путь факира, путь человека номер один, человека физического тела, инстинктивно-двигательно-чувственного человека без особого развития ума и сердца. "Второй путь – это путь монаха, религиозный путь, путь человека номер два, с преобладанием эмоций. Ум и тело не должны быть слишком сильны.
"Третий путь – это путь йогина, путь ума, путь человека номер три. Сердце и тело не должны быть слишком сильными, иначе они станут препятствиями на этом пути.
"Кроме этих трёх путей существует ещё и четвёртый для тех, кто не в состоянии идти ни одним из первых трёх путей.
"Фундаментальное различие между первыми тремя путями (т.е. путями факира, монаха и йогина), с одной стороны, и четвёртым, с другой, заключается в том, что первые три пути связаны с постоянными формами и общественными институтами, которые на протяжении долгих исторических периодов почти не менялись. В основании этих институтов лежит религия. Там, где существуют школы йоги, они по внешности почти не отличаются от религиозных школ. В различные периоды истории в разных странах существовали и продолжают существовать всевозможные общества или ордена факиров. Эти три традиционные пути суть постоянные пути, ограниченные нашим историческим периодом.
"Две-три тысячи лет назад существовали и другие пути, ныне не существующие; а те, которые существуют сейчас, не были так разделены и примыкали друг к другу значительно ближе.

[П.Д.Успенский. В ПОИСКАХ ЧУДЕСНОГО. Глава 15. Стр. 222]

Книга имеется в свободном доступе в интернете.

#6
Александр Птилиди
постоянный участник
Сообщения: 465
Зарегистрирован: 24 сен 2015, 09:59
Откуда: New Zealand
Флаг: New Zealand

Факиры

Сообщение Александр Птилиди » 11 мар 2020, 19:18

Анатолий Семёнов
То, что об этом написано у Блаватской мне известно,
как я понимаю Вас , Вы хотите сказать , что информацию феномен факиры ,которую приводит Е.П.Б Вам понятна?
есть некоторые пересечения с РИ
можете пояснить конкретнее, что за "пересечения" и в чём?
но неужели должного изучения этого явления нет?
с точки зрения официальной науки я сказать затрудняюсь, а если рассматривать Ваш вопрос с стороны оккультизма
есть!
с уважением

#7
Александр Птилиди
постоянный участник
Сообщения: 465
Зарегистрирован: 24 сен 2015, 09:59
Откуда: New Zealand
Флаг: New Zealand

Факиры

Сообщение Александр Птилиди » 11 мар 2020, 19:23

sova
Изучайте.
а что Вы сами можете сказать о этом феномене в видео ролике?
с увжением

#8
Анатолий Семёнов
постоянный участник
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 26 апр 2015, 23:43
Откуда: Дмитров (МО) не член РТО
Контактная информация:

Факиры

Сообщение Анатолий Семёнов » 11 мар 2020, 21:06

Александр Птилиди писал(а):
11 мар 2020, 19:18
Анатолий Семёнов
То, что об этом написано у Блаватской мне известно,
как я понимаю Вас , Вы хотите сказать , что информацию феномен факиры ,которую приводит Е.П.Б Вам понятна?
Нет, это означает, что цитировать нет надобности, потому что я это уже читал.
Александр Птилиди писал(а):
11 мар 2020, 19:18
Анатолий Семёнов
есть некоторые пересечения с РИ
можете пояснить конкретнее, что за "пересечения" и в чём?
Все перечислять нет смысла, для меня самым интересным является следующее:

Во-первых, достаточно восторженные отзывы о них. Хотя видимо таково было общее представление о факирах в то время, потому как сейчас такого нет. Во всяком случае сталкиваясь с более современной информацией я видел большее негативного в отзывах и даже пренебрежительного.

Во-вторых, и у Блаватской в РИ и у Жаколио написано, что факиры могут быть прикреплены к храмам и руководятся браминами. Я пытался найти этому подтверждение и так и не смог. Повторю информации об этом очень мало. Вот эти слова:
Из РИ:
"Факиры, когда они принадлежат к какому-либо отдельному храму никогда не действуют иначе, как только по приказу. Ни один из них, если только он не достиг степени чрезвычайной святости, не освобождается от влияния и руководства своего гуру, учителя, который первый посвятил его и научил тайнам оккультных наук".
у Жаколио:
"И он задумался. Очевидно, пред его духовными очами проходили картины его родного берега, таинственных подземелий пагоды Тривандерама, где его учителя-брамины посвятили в тайны своей науки.
....
Но мне очень хотелось бы получить от Ковиндасами более точные сведения о многих вещах, а главное, какие средства употребляют брамины, чтобы так воспитать факиров. Я знал, что они подвергают их искусу, и мало-помалу факиры становятся покорными машинами в их руках, но точно я ничего не знал."
Эти слова косвенно подтверждаются и вышеприведенной цитатой Артура, правда вместо браминов уже появляются йоги:
Артур писал(а):
11 мар 2020, 17:18
Но там, где есть школы факиров, есть также и школы йоги. Йогины обыкновенно следят за факирами
Еще, что интересно, так это то, что Блаватская в РИ пользуется тремя ступенями посвящения описанные у Жаколио:
РИ-том2
"“Как правило, брахманы”, — говорит Жаколио, — “редко поднимаются выше класса грихастха [жрецы низших каст] и пурохита (заклинатели, предсказатели, пророки и вызыватели духов]. И все же, как мы увидим... раз уж мы заговорили об этом вопросе и изучаем проявления и феномены, что эти посвященные первой степени (самой низшей) приписывают себе и, по-видимому, в самом деле, обладают способностями, развитыми до такой степени, какая никогда не была достигнута в Европе. Что же касается посвященных второй, а в особенности третьей степени, то они претендуют на власть, позволяющую им игнорировать пространство и время, распоряжаться жизнью и смертью” [378, с. 68].
Таких посвященных, как эти, Жаколио не встречал, ибо, как он сам сказал, они появляются только в самых торжественных случаях, и когда требуется утвердить веру в широких массах путем феноменов более высокого порядка.
....
Факиры, хотя они никогда не могут подняться выше первой степени посвящения, являются, тем не менее, единствен-ными посредниками между живым миром и “молчаливыми братьями” или теми посвященными, которые никогда не преступают порога своих священных обиталищ. "
Честно признаться, у меня складывается впечатление, что Блаватская, описывая факиров, во многом опиралась на Жаколио, чем на собственное знание. Этот факт так же отмечен в биографии Жаколио на википедии, где сказано:
"Его произведения часто цитировала Е. П. Блаватская в книге «Разоблачённая Изида», и всё, что сказано там о Лемурии, имеет своим источником гипотезы Жаколио."
https://ru.wikipedia.org/wiki/Жаколио,_Луи
"..долг каждого человека, способного на лишенное эгоизма побуждение, сделать что-либо хотя бы самое малое для Общего Блага"

#9
mvs
постоянный участник
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 31 янв 2020, 12:43

Факиры

Сообщение mvs » 11 мар 2020, 23:29

Анатолий Семёнов писал(а):
11 мар 2020, 21:06
Во-вторых, и у Блаватской в РИ и у Жаколио написано, что факиры могут быть прикреплены к храмам и руководятся браминами. Я пытался найти этому подтверждение и так и не смог.
Интересно - статья на хинди в Википедии принципиально отличается от статьи на английском. Действительно, какие-то два разных (и нестыкующихся) взгляда.

#10
Анатолий Семёнов
постоянный участник
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 26 апр 2015, 23:43
Откуда: Дмитров (МО) не член РТО
Контактная информация:

Факиры

Сообщение Анатолий Семёнов » 12 мар 2020, 13:41

mvs писал(а):
11 мар 2020, 23:29
Анатолий Семёнов писал(а):
11 мар 2020, 21:06
Во-вторых, и у Блаватской в РИ и у Жаколио написано, что факиры могут быть прикреплены к храмам и руководятся браминами. Я пытался найти этому подтверждение и так и не смог.
Интересно - статья на хинди в Википедии принципиально отличается от статьи на английском. Действительно, какие-то два разных (и нестыкующихся) взгляда.
Я бы уже и забыл об этих факирах, если бы не обнаружил, что Махатма М назвал себя факиром в одном из писем:
Письмо 105​

[1885 г.]

Если это будет в какой-то степени полезным и поможет д-ру Хюббе Шлейдену, — хотя я в этом сомневаюсь, — я, нижеподписавшийся смиренный факир, удостоверяю, что «Тайная Доктрина» продиктована Упасике отчасти мною и отчасти моим Братом К[ут] Х[уми].
М:.​"
Причём обратите внимание на дату, это письмо написано много позже выхода в свет РИ. А если Вы загляните в" Письма из пещер и дебрей...", которые писались ею уже будучи в Индии, то увидите как изменилось её мнение относительно факиров, от прежнего восхищения не остаётся и следа. Несколько цитат:

- Да вы на что же решились?.. - рассердилась я наконец. - Факиром, разрисованным коровьим навозом желаете быть или раджа-йогом? Так ведь вы или забыли, или не знаете, что первым настоящая гупта-видья столько же знакома, как и вам...
...
... дабы сделаться хатха-йогом, необходимы годы нечеловеческих, сверхъестественных усилий и физических истязаний. Да и надо родиться с такими физиологическими идиопатиями, иначе ничего из этого и не выйдет, а останется лишь факирская отвратительная внешность, да чистое шарлатанство.
...
Мы спустились в подземные пещеры по скользкой, поросшей мхом каменной лестнице. Гордо потрясая бритою головой, голый брамин шел впереди нас, освещая нам дорогу смрадным факелом, а по обеим сторонам ступеней неподвижно сидели и стояли в разных позах факиры, с нечесаными по годам и закрученными в шиньон длинными волосами, грязные, отвратительные.
В свете этого мне совершенно непонятно зачем М. себя назвал факиром, тем более, что восторг навеянный книгами об Индии с чудесами факиров уже улетучился.
Я и раньше уже предполагал, что Блаватская если и была в Индии, то как турист, а не с целью изучения религии и философии, а информацию для книги брала из вторичных источников, только так можно объяснить эти ляпы в РИ.
"..долг каждого человека, способного на лишенное эгоизма побуждение, сделать что-либо хотя бы самое малое для Общего Блага"

#11
Аватара пользователя
Константин Зайцев
администратор
Сообщения: 3768
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 03:00
Откуда: Москва
Флаг: Russia
Контактная информация:

Факиры

Сообщение Константин Зайцев » 12 мар 2020, 15:25

Анатолий Семёнов писал(а):
12 мар 2020, 13:41
В свете этого мне совершенно непонятно зачем М. себя назвал факиром, тем более, что восторг навеянный книгами об Индии с чудесами факиров уже улетучился.
Я так понимаю, что это самоирония. Точно так же где-то в другом месте махатмы называют себя "бхутами".
К сожалению, весь юмор полностью убит в переводах.
Теория — кум практики

#12
Анатолий Семёнов
постоянный участник
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 26 апр 2015, 23:43
Откуда: Дмитров (МО) не член РТО
Контактная информация:

Факиры

Сообщение Анатолий Семёнов » 12 мар 2020, 16:14

Да, есть такие слова в ПМ и принадлежат они так же М.
"Теперь, хотя мы мертвы и высушены, я все же могу использовать несколько минут своего времени, чтобы написать вам, в качестве бхута •, на самом лучшем английском языке, который я нахожу праздно лежащим в мозгу моего друга, где я также нахожу в клетках памяти фосфоресцирующую мысль о коротком письме, которое нужно послать редактору «Пионера», чтобы успокоить его английское нетерпение."
Но тут он действительно ведёт себя как оболочка, заимствуя недостающее знание из ума других людей.
Но в целом, та фраза, все же, похожа на самоиронию, наверное единственно верное объяснение.
"..долг каждого человека, способного на лишенное эгоизма побуждение, сделать что-либо хотя бы самое малое для Общего Блага"

#13
mvs
постоянный участник
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 31 янв 2020, 12:43

Факиры

Сообщение mvs » 12 мар 2020, 19:08

Анатолий Семёнов писал(а):
12 мар 2020, 13:41
В свете этого мне совершенно непонятно зачем М. себя назвал факиром, тем более, что восторг навеянный книгами об Индии с чудесами факиров уже улетучился.
Возможно в связи с этим -
Я также видел, как она записывает предложения, так, как будто она их копирует с чего-то, находящегося перед её глазами в том месте, где я не видел ничего. Я не обращал большого внимания на способ её работы с точки зрения охотника за феноменами и не отслеживал детали с такой целью; но я знаю, что я видел большое количество хорошо известных синих записей, сделанных рукой К. X. в качестве исправлений или аннотаций в её рукописи («Тайной доктрины»), а также в книгах, которые время от времени лежали на её столе. И я замечал эти заметки преимущественно утром, до того, как она начинала работать. Я спал на кушетке в её кабинете после того, как она уходила на ночь, и кушетка стояла всего в нескольких шагах от её стола. Я хорошо помню своё удивление однажды утром, когда я проснулся и обнаружил огромное количество листов бумаги, сплошь исписанных синим карандашом, лежащих на её рукописи в том месте, где она сидела за своим столом. Как эти листы попали туда, я не знаю, но я не видел их перед тем, как лёг спать, и никто физически ночью в комнату не входил, так как сплю я крайне чутко.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1 ... %D0%BD2011
И поэтому М. иронично назвался "смиренным факиром", при этом усомнившись что д-ру Хюббе Шлейдену его удостоверение чем-то поможет. Видимо доктор горячо отстаивал "феноменальный" способ написания "Тайной Доктрины".

#14
mvs
постоянный участник
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 31 янв 2020, 12:43

Факиры

Сообщение mvs » 12 мар 2020, 19:10

Анатолий Семёнов писал(а):
12 мар 2020, 13:41
Я и раньше уже предполагал, что Блаватская если и была в Индии, то как турист, а не с целью изучения религии и философии, а информацию для книги брала из вторичных источников, только так можно объяснить эти ляпы в РИ.
Есть версия, что она была приглашена туда.

#15
Александр Птилиди
постоянный участник
Сообщения: 465
Зарегистрирован: 24 сен 2015, 09:59
Откуда: New Zealand
Флаг: New Zealand

Факиры

Сообщение Александр Птилиди » 12 мар 2020, 19:15

Анатолий, в нескольких местах Елена Петровна называет богов , которых около 250 миллионов в Индии демонами, так что Константин прав, да и Вы сами поняли это, хочу только добавить, что рассматривать или понимать некоторые термины в оккультизме однозначно нельзя,например термин йоги,медиумизм, боги, демоны,монада, душа и так далее.
Да и ещё забыл сказать вчера, Вы пишите
Спасибо. Эту книгу я читал, ........ но данное произведение больше художественное.
я так не думаю, Дмитрий информации о таком термине как факир мало по причине непонимания такого " предмета ", как оккультизм в целом, в данном случае надо полагаться на свою интуицию плюс обязательно багаж знаний за своей спиной и логическое мышление как заключающий момент в процессе понимании того что Вам надо понять.
А, вообщем , Дмитрий спасибо.
с уважением

#16
Аватара пользователя
кшатрий
постоянный участник
Сообщения: 5038
Зарегистрирован: 23 дек 2016, 23:39
Флаг: Russia

Факиры

Сообщение кшатрий » 13 мар 2020, 00:49

Анатолий Семёнов писал(а):
12 мар 2020, 13:41
Я и раньше уже предполагал, что Блаватская если и была в Индии, то как турист, а не с целью изучения религии и философии, а информацию для книги брала из вторичных источников, только так можно объяснить эти ляпы в РИ.
Ну, где-то она ссылается и на свои наблюдения, а где-то на информацию из книг. Иногда одновременно. Например:
Каждое животное в большей или меньшей степени наделено способностью ощущать или видеть, если и не духов, то, по меньшей мере, что-то такое, что пока что остается невидимым для обычных людей и усматривается только ясновидящим. Мы провели сотню опытов с собаками, кошками, обезьянами различных пород и однажды даже с прирученным тигром. Круглое зеркало, известное под названием «магического кристалла», было сильно месмеризовано местным индусским джентльменом, прежде обитателем Диндигула, а теперь проживающим в более уединенном месте, среди гор, известных как Западные Гхаты. Он приручил молодого тигренка, привезенного к нему с Малабарского берега, представляющего ту часть Индии, где тигры особенно свирепы. И вот с этим интересным животным мы проводили наши опыты.

Подобно древним Марси и Псилли, прославленных очарователей змей, этот джентльмен утверждает, что он обладает таинственною властью приручать любого животного. Тигр был приведен в состояние хронического ментального оцепенения, так сказать; он стал таким же смирным и безвредным, как собачка. Дети могли дразнить его и дергать за уши, а он только встряхивался и завывал, как собака. Но как только принуждали его глядеть на «магическое зеркало», бедное животное моментально приходило в возбуждение, похожее на бешенство. Его глаза наполнялись человеческим ужасом; воя в отчаянии, не будучи в состоянии отвести свои глаза от зеркала, к которому его взгляд, казалось, был прикован магнетическими чарами, он корчился и трепетал до тех пор, пока у него начинались конвульсии от страха при виде какого-то видения, которое оставалось нам неизвестным. Тогда он обычно ложился, слабо постанывая, но все еще продолжая смотреть на зеркало. Когда у него отнимали зеркало, он, тяжело дыша, обессиленный, лежал часа два. Что он видел? Что это за духовная картина из его собственного животного мира, которая могла производить такое ужасающее впечатление на этого дикого и по своей природе свирепого и отважного зверя? Кто может это сказать? Возможно тот, кто создавал эту сцену.

То же самое влияние на животных наблюдалось во время спиритических сеансов с участием нескольких святых монахов нищенствующего ордена; и то же самое было, когда мы ради опыта пригласили на сеанс сирийца, полуязычника и полухристианина из Кунанкулама (штата Кохин), известного колдуна.

Нас было всего девять человек – семеро мужчин и две женщины, из последних одна была туземка. Кроме нас, в комнате находились молодой тигр, весьма занятый в это время костью; вандеру, или львиная обезьяна, которая со своим черным туловищем и снежно-белыми эспаньолкой и бакенами, с хитрыми искрящимися глазами выглядела, как само олицетворение проказливости; и еще была красивая золотистая иволга, спокойно очищающая свой радужного цвета хвост; она сидела на шестке близ большого окна веранды. В Индии спиритические сеансы не проводятся в темноте, как это делают в Америке, и единственное условие, которое требуется, это молчание и гармоничность. Яркий дневной свет лился через раскрытые окна и двери; доносилось издали гудение жизни из соседних домов и джунглей, как бы эхо жужжания мириадов насекомых, голоса птиц и животных. Мы сидели посреди сада, в котором были построены дома, и, вместо спертого воздуха комнаты сеансов, находились в окружении огненного цвета гроздьев эритрины – кораллового дерева – вдыхая благоуханные ароматы деревьев и кустов, а также белых цветов бегонии, трепещущих от легкого ветерка. Короче говоря, мы были окружены светом, гармонией и запахами. Большие букеты цветов и кустарниковых, посвященных туземным богам, были собраны и принесены в комнаты. У нас были прекрасные цветы базилики, цветка Вишну, без которого в Бенгалии не обходится ни одна религиозная церемония; были также веточки культового фикуса, дерева, посвященного тому же светлому божеству; его листья смешивались с розовыми цветами священного лотоса, и индийские туберозы обильно украшали стены.

Пока «благословенный» – представляемый очень грязным, но тем не менее в самом деле святым факиром – оставался погруженным в самосозерцание, и под действием его воли происходили некоторые духовные чудеса, – обезьяна и птица проявили только несколько признаков беспокойства. Только тигр один временами зримо трепетал и смотрел по сторонам, причем его фосфоресцирующие зеленые глаза следили за кем-то невидимым, который как бы плыл в воздухе, то поднимаясь, то опускаясь. То, что еще не было воспринято человеческим глазом, должно быть, было для него объективным. Что же касается вандеру – вся ее резвость улетучилась; она казалась дремотной и бездвижно сидела на корточках. Птица почти никаких признаков не проявляла. Легкий звук как бы пронесшихся крыльев раздавался в воздухе; цветы начали путешествовать кругом по комнате, переносимые невидимыми руками, и когда лазоревый цветок упал на сложенные лапы обезьяны, она нервозно рванулась и стала искать убежища в белом одеянии своего хозяина. Эта демонстрация чудес продолжалась около часа, и рассказывать о ней заняло бы слишком много времени. Наиболее любопытным было то явление, которым демонстрация чудес закончилась. Так как кто-то пожаловался на жару, то на нас полился кратковременный дождь из благоуханно пахнущей росы. Капли были большие и падали быстро, принося ощущение невыразимого освежения и моментально испаряясь, как только соприкасались с нами.

Когда факир, демонстрирующий белую магию, закончил свое представление, «колдун» или фокусник, как их здесь называют, приготовился показать свою силу. Нам был преподнесен ряд чудес, которые уже знакомы публике по описаниям путешественников; между прочим, нам был продемонстрирован тот факт, что животные обладают естественной способностью ясновидения, и даже, как кажется, способностью различать добрых и дурных духов. Всем чудесам колдуна предшествовали курения. Он сжигал ветви смолистых деревьев и кустов, от которых поднимались облака дыма. Хотя в этом не заключалось ничего, рассчитанного на возбуждение боязни в животном, обладающем только своими естественными глазами, тигр, обезьяна и птица проявляли признаки неописуемого ужаса. Мы высказали мысль, что животные могли испугаться пламенеющих ветвей, так как мы вспомнили обычай путешественников окружать на ночь лагерь пылающими кострами, чтобы отогнать зверей. Чтобы не оставлять сомнений по этому поводу, сириец приблизился к присевшему тигру с веткою дерева Бэл[3] (посвященного Шиве), и размахивал ею над головой несколько раз, бормоча при этом свои заклинания. Зверь моментально проявил признаки неописуемого ужаса и паники. Его глаза загорелись в глазных впадинах точно два огненных шара; пена появилась у рта; он припал к земле, точно ища в ней какое-либо отверстие, куда бы скрыться; он испускал вопль за воплем, что разбудило многократное эхо в лесу и в джунглях. Наконец, взглянув последний раз на ту точку, от которой его глаза ни разу не отрывались, он совершил отчаянный рывок, которым оборвал свою цепь, и выпрыгнул через окно из веранды, унося с собой часть оконной рамы. Обезьяна убежала уже до этого, а птица упала со своего шестка как бы парализованная.

Мы не стали спрашивать ни факира, ни колдуна о методах, посредством которых феномены каждого из них были осуществлены. А если бы мы спросили, бесспорно, они ответили бы так, как ответил факир французскому путешественнику, который рассказал об этом недавно в одном из последних номеров нью-йоркской газеты «Франко-Америка» в нижеследующем изложении:


«Многие из индийских фокусников, проживающих в тиши пагод, совершают деяния, намного превосходящие представления, даваемые Робертом Хоудином, еще много таких, которые производят наиболее любопытные феномены из области магнетизма и каталепсии над первым встречным, какой попадается им по дороге, вследствие чего я часто задумывался: не сделали ли брахманы в своих оккультных науках каких-либо великих открытий по вопросам, которые недавно взволновали всю Европу.
«В одном случае, когда я и другие находились в кафе с сэром Максвеллом, он приказал своему добочи привести очарователя змей. Немного спустя вошел худой индус, почти голый, с аскетическим, бронзового цвета, лицом. Вокруг его шеи, рук, бедер и корпуса обвивались змеи различных размеров. Приветствуя нас, он сказал:
– Бог да пребудет с вами! Я – Чиб-Чондор, сын Чиб-Готнал-Мава.
– Мы хотим увидеть, что вы умеете делать, – сказал наш хозяин.
– Я подчиняюсь приказаниям Шивы, который послал меня сюда, – ответил факир, присев на корточки на одной из мраморных плит пола.
«Змеи подняли головы и зашипели, но без признаков какого-либо гнева. Затем, вынув из волос маленькую свирель, факир стал извлекать из нее еле слышные звуки, подражающие тайлапака, птице, питающейся побитыми кокосовыми орехами. Тут змеи стали развертываться и одна за другой соскользнули на пол. Как только они коснулись пола, они приподнимали приблизительно треть своего туловища и начали покачиваться в такт музыки своего хозяина. Вдруг факир уронил свой инструмент и сделал несколько пассов руками над змеями, которых было около десяти, все представители самых смертоносных видов индийской кобры. Глаза факира приняли странное выражение. Мы все почувствовали какую-то неопределимую стесненность и старались отвести глаза от его взора. В этот момент маленькая шокра (обезьяна),[4] чьей обязанностью было подавать огонь в медной жаровне для закуривания сигар, поддалась этому влиянию, легла и заснула. Так прошло минут пять, и мы чувствовали, что если манипуляции факира продолжатся еще несколько секунд, то и мы заснем. Но Чондор встал и, сделав несколько пассов над шокра, сказав ему: «Дай командиру огня». Молодая шокра встала и, не пошатываясь, подошла к своему хозяину и предложила огонь. Ее щипали и дергали до тех пор, пока не убедились, что она действительно находится в состоянии сна; также она не отходила от сэра Масвелла, пока ей не приказал факир.
«Затем мы осматривали кобр. Парализованные магнетическим влиянием они лежали, растянувшись во всю длину, на полу. Приподнимая их, мы обнаружили, что они негнущиеся, как палки. Они находились в состоянии полной каталепсии. Затем факир разбудил их, после чего они снова обвились вокруг его тела. Мы осведомились у него, может ли он также заставить нас почувствовать его влияние. Он сделал несколько пассов над нашими ногами, и мы сейчас же утеряли способность управлять своими конечностями; мы не могли покинуть наших сидений. Он освободил нас от этого состояния так же легко, как погрузил в него.
«Чиб-Чондор закончил свой сеанс, производя опыты над неодушевленными предметами. Одними только пассами, производимыми его руками в направлении предмета, на который он хотел воздействовать, не покидая при этом своего сиденья, он бледнил и гасил огни на отдаленном конце комнаты, передвигал мебель, в том числе и диван, на котором мы сидели, открывал и закрывал двери. Увидев индуса, который таскал воду из колодца в саду, он сделал пасс в его направлении, и веревка вдруг остановилась во время спуска, не поддаваясь усилиям изумленного садовника. Еще один пасс, и веревка снова пошла вниз.
«Я спросил Чиб-Чондора
– Пользуетесь ли вы одним и тем же средством воздействия как на одушевленные, так и на неодушевленные предметы?
Он ответил:
– У меня только одно средство.
– Что это за средство?
– Воля. Человек, который представляет собою венец всех интеллектуальных и материальных сил, должен властвовать над всем. Кроме этого, брахманы ничего другого не знают»
«Сананг Сетзен», – говорит полковник Гул [324, т. I, с. 306, 307], – «перечисляет множество разнообразных деяний, которые могут быть совершены посредством дхарани (индийских мистических чар). Как-то: втыкание колышка в твердую скалу; оживление умершего; превращение мертвого тела в золото; проникновение всюду, как проникает воздух (в астральном теле), полет; поимка руками диких животных, чтение мыслей, принуждение воды течь в обратном направлении; поедание черепицы, сидение в воздухе со скрещенными под собою ногами и т. д.»
Блаватская Е.П. - Разоблачённая Изида т.1 гл.13
"Состояние сознания-это состояние жизни"(с)Ян ван Рэйкенборг.

#17
Ответить